В общеконсультационном менеджменте зачастую требуется делать клиенту предложения, которые могут быть классифицированы как советы. Иногда консультанту приходится предлагать направление к другому специалисту, госпитализацию или другие серьезные шаги, которые, на его профессиональный взгляд, соответствуют истинным интересам клиента. Консультант или психотерапевт должен постоянно оценивать самого себя в том аспекте, что он может сделать для данного клиента. Он должен также рассмотреть обстоятельства жизни клиента с точки зрения возможности улучшить их благодаря услугам консультанта. И наконец, следует учитывать институционную обстановку — в свете вопроса о том, какого рода помощь может быть в ней оказана достаточно безопасным и легитимным обра-
зом. Заключения, сделанные на основе оценки всех этих факторов, нередко сообщаются клиенту в форме предложений, какие шаги ему лучше предпринять.
ТЕСТЫ И НАБЛЮДЕНИЕ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Мы предполагаем, что читающие данный труд знакомы с основными принципами психометрии и имеют представление о самых распространенных тестах. В этом разделе рассматривается ряд вопросов, связанных с функциями и подбором тестов, а также с применением тестов в консультациях. Тесты в данной главе рассматриваются в качестве инструментов и не являются главной ее темой. По нашему мнению, консультирование в прошлом характеризовалось чрезмерно широким распространением тестов потому, главным образом, что они были удобной «ширмой», которая скрывала недостаточные знания по консультированию и способствовала «бегству» от реальных проблем развития личности.
|
|
Тем не менее, одним из ключевых достижений клинической практики выступает применение тестов, которые помогают клиентам принимать собственные решения и вырабатывать собственные планы. Нам представляется, что эта устойчивая современная тенденция терапевтического применения тестов в консультировании будет иметь положительный эффект наряду с усовершенствованием применения тестов в диагностике, когда они помогают консультанту сформировать свои гипотезы относительно личности клиента.