А также гл. 8—11 и 15

А в то же время многие специалисты по исследова-

нию поведения и многие философы не заметили высших

функций, по-видимому, именно потому, что низшие функ-

ции присутствуют всегда, независимо от того, присут-

ствуют ли при этом высшие функции или нет.

XV

Кроме тех новых функций языка, которые появились

вместе с человеком и развились в процессе эволюции

его рационального мышления, нам нужно обратить вни-

мание еще на одно различие, по своей важности мало

уступающее первому, — между эволюцией органов n

эволюцией орудий труда или машин, различие, честь

обнаружения которого по праву принадлежит одному

из величайших английских философов Самюэлю Бат

леру, автору произведения «Едгин» (1872 г.).

Эволюция животных происходит в основном, хотя и

не только, в результате видоизменения их органов (или

их поведения) или появления новых органов (или но-

вых форм поведения). В отличие от этого эволюция че-

ловека происходит главным образом благодаря разви-

тию новых органов, находящихся вне нашего тела или

нашей личности: «экзосоматически», как это определя-

ют биологи, или «внеличностно». Этими новыми орга-

нами являются наши орудия труда, оружие, машины.,

дома.

Рудиментарные зачатки такого экзосоматического

развития можно найти, конечно, и у животных. Строи-

тельство нор, берлог или гнезд можно отнести к числу

первых достижений на этом пути. Здесь уместно напом-

нить, что бобры устраивают весьма хитроумные плоти-

ны. Но человек вместо того, чтобы развивать у себя бо-

лее остры«глаз или более чуткое ухо, обрастает очка-

ми, микроскопами, телескопами, телефонами и аппара-

тами для глухих. И вместо того, чтобы развивать спо-

собности бегать все быстрее и быстрее, он создает все

более скоростные автомобили.

Но меня больше всего во внеличностной или экзосо-

матической эволюции интересует следующее. Вместо

того чтобы все больше и больше развивать свою память

и мозг, мы обрастаем бумагой, ручками, карандашами,

пишущими машинками, диктофонами, печатными стан-

ками и библиотеками.

Все это придает нашему языку, особенно его дес-

криптивной и аргументативной функциям, нечто, имею-

щее совершенно новые измерения. И самое последнее

достижение на этом пути (используемое главным обра-

зом для усиления наших способностей в аргументации)

связано с развитием вычислительной техники..

XVI

Но каким же образом высшие функции и измерения

языка связаны с низшими? Как мы видели, они не под-

меняют низших, а устанавливают лишь своего рода

гибкое управление над ними — управление с обратной

-связью.

Рассмотрим, например, дискуссию на научной конфе-

ренции. Она может быть увлекательной, занятной и со-

держать все симптомы и проявления этого, а эти про-

явления могут в свою очередь стимулировать аналогич-

ные симптомы у других участников конференции. Тем

не менее, без всяких сомнений, в определенной мере эти

симптомы и стимулирующие сигналы будут вызваны и

будут управляться научным содержанием дискуссии, а

так как это содержание будет иметь дескриптивный или

аргументативный характер, низшие функции окажутся

под контролем высших. Более того, хотя удачная шутка

«ли приятная улыбка и могут позволить низшим функ-

циям взять верх на короткое время, в конце концов

^побеждает хорошая, обоснованная аргументация и то,

что она доказывает или опровергает. Другими словами,

наша дискуссия управляется, хотя и гибким образом,

регулятивными идеями истины и обоснованности.

Эта ситуация стала еще более ярко выраженной в

результате открытия и совершенствования новой прак-

тики книгопечатания и публикаций, особенно когда

речь идет о печатании и публикации научных теорий и

гипотез, а также статей, в которых эти теории и гипоте-

зы подвергаются критическому обсуждению.

Я не могу здесь останавливаться на важности кри-

тического рассуждения, так как на эту тему я писал

•очень много (см. прим. 31\ и [[49; гл. 24 и прилож. к т. II

(1962)], а также [54, предисловие и введение]), и не

стану ее затрагивать здесь. Я хотел бы лишь подчерк-

нуть, что критическая аргументация представляет собой

средство управления: она является средством устране-

ния ошибок, средством отбора. Мы решаем стоящие пе-

ред нами задачи, выдвигая предположительно различ-

ные конкурирующие теории и гипотезы, своего рода

пробные шары, и подвергая их критическому обсужде-

нию и эмпирическим проверкам с целью устранения

ошибок.

Таким образом, эволюцию высших функций языка,

которую я пытался обрисовать, можно охарактеризовать

как эволюцию новых средств решения проблем с по-

мощью нового типа проб и нового метода устранения

ошибок, то есть новых методов управления пробами.

XVII

Теперь я готов привести мое решение нашей первой

основной задачи, то есть комптоновской проблемы о

влиянии смысла на поведение. Оно состоит в следую-

щем.

Высшие функции языка эволюционировали под дав-

лением потребности в лучшем управлении двух вещей;

более низких уровней нашего языка и нашей адаптиру-

емости к внешней среде с помощью развития не только

новых орудий труда, но и, скажем, новых научных тео-

рий и новых стандартов отбора.

Но, развивая свои высшие функции, наш язык по-

путно усилил абстрактные значения и абстрактное со-

держание, то есть мы научились абстрагироваться от

различия в способе формулирования и выражения тео-

рий и обращать внимание лишь на их инвариантное

содержание или смысл (от которых зависит их истин-

ность). И это справедливо не только относительно тео-

рий и других дескриптивных высказываний, но также

относительно предлагаемых вещей, целей и всего ос-

тального, что можно подвергнуть критическому обсуж-

дению.

Проблема, которую я назвал комптоновской, пред-

ставляет собой проблему объяснения и понимания все-

побеждающей силы СМ.ЫСЛОБ, например содержания на-

ших теорий, наших целей, наших намерений; намерений

и целей, которые в некоторых случаях, должно быть,

усваиваются в результате размышлений и обсуждений.

Но теперь больше нет такой проблемы. Ибо возмож-

ность воздействовать на нас представляет собой неотъ-

емлемую часть содержания и смыслов теорий, целей,

аза

намерений, ведь роль функции содержания и смысла

как раз и состоит в том, чтобы управлять.

Такое решение комптоновской проблемы соответст-

вует комптоновскому ограничивающему постулату. Ибо

управление нами и нашими действиями со стороны на-

ших теорий и намерений является, безусловно, ^гибким.

Ничто не заставляет нас следовать управлению со сто-

роны наших теорий: ведь мы можем подвергнуть их

критическому обсуждению и беспрепятственно отвер-

гнуть их, если нам покажется, что они не удовлетво-

ряют нашим регулятивным нормам. Так что это управ-

ление далеко не одностороннее. Научные теории не

только управляют нами, они и управляются нами (так

же как и наши регулятивные нормы), и это образует

своеобразную обратную связь. Если же мы решаемся

следовать нашим теориям, то мы делаем это по доброй

воле, после необходимых размышлений, то есть после

критического рассмотрения альтернатив и в результате

свободного выбора между конкурирующими теориями,

выбора, основанного на критическом обсуждении.

Именно это я и считаю своим решением комптонов-

ской проблемы, и, прежде чем перейти к решению де-

картовской проблемы, я вкратце обрисую более общую

теорию эволюции, которой я в неявном виде восполь-

зовался для решения комптоновской проблемы.

XVIII

Прежде чем излагать мою общую теорию, я хотел

бы принести многочисленные извинения. Мне понадоби-

лось много времени, чтобы всесторонне ее обдумать и

самому уяснить, в чем ее суть. Тем не менее она все еще

не удовлетворяет меня полностью. Частично это объяс-

няется тем, что эта теория является эволюционной и

к тому же, боюсь, мало что добавляет, если не считать

новых акцентов, к уже существующим эволюционным

теориям.

Мне приходится краснеть, когда я делаю это приз-

нание, так как, когда я был моложе, я обычно говорил

о философских учениях эволюционизма в пренебрежи-

тельном тоне. Когда двадцать два года тому назад ка-

ноник Рэвин в своей книге «Наука, религия и будущее»

назвал полемику вокруг дарвиновской теории «бурей

в викторианской чашке чая»», согласившись с ним в

принципе, я критиковал его (ср. [53, с. 106, прим. 1J)

за то, что он слишком много внимания уделяет «пару,

все еще идущему из чашки», имея при этом в виду пыл

философских учений об эволюции (и особенно тех из

них, кто уверял в существовании непреложных законов

эволюции). Но сегодня мне приходится признаться, что

эта чашка чая стала в конце концов моей чашкой и к

вынужден прийти с повинной.

Даже если не обращать внимания на философские

учения об эволюции, беда эволюционной теории состоит

в том, что она имеет тавтологический или почти тавто-

логический характер: эта беда проистекает из того, что

дарвинизм и теория естественного отбора, как бы важ-

ны они ни были, объясняют эволюцию с помощью прин-

ципа «выживания наиболее приспособленных» (этот

термин принадлежит Спенсеру). А тем не менее трудно·

обнаружить различие, если только оно существует, меж-

ду утверждением: «Те, кто выжил, наиболее приспособ-

лены»— и тавтологией: «Выжили только те, кто вы-

жил». Ибо, боюсь, у нас нет другого критерия определе-

ния приспособленности, чем реальное выживание, и,

значит, именно из того, что некоторые организмы вы-

жили, м.ы заключаем, что они были наиболее приспособ-

ленными, наилучшим образом адаптировавшимися к

условиям своего существования.

Это показывает, что дарвинизм, несмотря на все свои

несомненные достоинства, далеко не совершенен как

теория. Он требует переформулировки, которая сделает

его менее туманным. И эволюционную теорию, которую-

я собираюсь обрисовать здесь, нужно рассматривать

как попытку такой переформулировки. ·

Мою теорию можно представить как попытку при-

менить к эволюции в целом то, что мы выяснили, рас-

сматривая эволюцию от языка животных к человеческо-

му языку. И она представляет собой определенный

взгляд на эволюцию как на развивающуюся иерархиче-

скую систему гибких управлений и определенный

взгляд на организм как нечто, содержащее (а в случае

человека—-эволюционирующую экзосоматически) эту

развивающуюся иерархическую систему гибких управ-

лений. При этом я опираюсь на неодарвинистскую тео-

рию эволюции, но в новой формулировке, в которой

«мутации» интерпретируются как метод более или ме-

нее случайных проб и ошибок, а «естественный отбор»;—·

как один из способов управления ими с помощью

устранения ошибок.

Теперь я изложу эту теорию с помощью двенадцати

сжатых тезисов.

(1) Все организмы постоянно, днем и ночью, решают

проблемы, и это же можно сказать и о тех эволюцион-

ных рядах, организмов, филумах, которые начинаются

с самых примитивных форм и заканчиваются живущи-

ми в настоящее время организмами.

(2) Проблемы, о которых упоминалось выше, явля-

ются проблемами в объективном смысле слова: гипоте-

тически их всегда можно реконструировать, так ска-

зать, задним числом (об этом я скажу подробнее ни-

же). У объективных в этом смысле проблем не всегда

должны быть осознанные эквиваленты, а в том случае,

когда какая-нибудь проблема выступает осознанной,

она не обязательно должна совпадать с объективной

проблемой.

(3) Проблемы всегда решаются методом проб и

ошибок: предположительно выдвигаются новые реак-

ции, новые формы, новые органы, новые способы пове-

дения, новые гипотезы, а затем осуществляется конт-

роль посредством устранения ошибок.

(4) Устранение ошибок может осуществляться либо

в виде полного устранения неудачных форм (уничтоже-

ние неудачных форм в результате естественного отбо-

ра), либо в виде (предварительной) эволюции управле-

ний, осуществляющих модификацию или подавление не-

удачных органов, форм поведения или гипотез.

(5) Отдельный организм, так сказать, телескопиче-

ски32 вбирает в единое тело то управление, которое вы-

работалось в процессе эволюции его филума, точно так

же, как он частично повторяет в своем онтогенетическом

развитии свою филогенетическую эволюцию.

32 Идею «телескопирования» (хотя и не сам этот термин, заим-

ствованный мною у Масгрейва) можно, по-видимому, обнаружить у

Дарвина в «Происхождении видов» (гл. VI), где он пишет: «...каж-

дый высоко развитый организм прошел через много изменений... каж-

дое изменение в строении имеет наклонность передаваться по наслед-

ству, так что ни одно изменение не может быть легко полностью

утрачено, а будет вновь и вновь изменяться далее. Таким образом,

«организация каждой части -[организма]... является суммой многих

унаследованных изменений, через которые прошел данный вид...» [20,

с. 282. — Курсив мой]. (См. также, что говорит по этому поводу Бол-

дуин в [2, с. 99], и литературу, на которую он ссылается.)

(6) Отдельный организм представляет собой своего

рода «головной отряд» эволюционного ряда организмов,

к которому он принадлежит (своего филума): он сам

является пробным решением, опробовающимся в новых

экологических нишах, выбирающим окружающую среду

и преобразующим ее. В этом смысле индивидуальный

организм по отношению к своему филуму находится

почти в том же положении, что и его действия (поведе-

ние) по отношению к самому себе: и сам индивидуаль-

ный организм, и его поведение — все это пробы, кото

рые могут быть забракованы в результате устранения

ошибок.

(7) Обозначая проблему через Р, ее пробные реше-

ния — через TS n устранение ошибок — через ЕЕ, мы

можем представить фундаментальную эволюционную

последовательность событий в следующем виде:

Но эта последовательность не является циклом: вторая

проблема, вообще говоря, отличается от первой, она

представляет собой результат новой ситуации, которая

возникает частично вследствие тех пробных решений,

которые были опробованы, и того процесса устранения

ошибок, который регулирует их.

Для того чтобы подчеркнуть это, приведенную выше

схему нужно переписать в виде

(8) Однако и в этой схеме не хватает одного важно-

го элемента: разнообразия пробных решений, многочис-

ленности проб. Поэтому в своем окончательном виде

наша схема должна будет выглядеть приблизительно

так:

Р, > rs

(9) В данном виде нашу схему уже можно сравнить

с представлениями неодарвинизма. Согласно неодарви-

низму, существует в основном одна проблема — пробле-

ма выживания. Неодарвинизм, как и мы, допускает раз-

нообразие пробных решений, это так называемые вариа-

ции, или мутации. Но он допускает только однц форму

устранения ошибок — вымирание организма. Кроме того

(и это частично объясняется предыдущим), он не заме-

чает, что PI и Р2 существенно различны, или по край-

ней мере не отдает себе достаточно ясного отчета в том,

что этот факт имеет первостепенное значение.

(10) В нашей системе не все проблемы суть пробле-

мы выживания: существует множество вполне конкрет-

ных проблем и субпроблем (даже если самыми первы-

ми из проблем были действительно проблемы на чистое

выживание). Например, одной из ранних проблем Р\

могла быть проблема воспроизводства. А ее решение

могло привести к возникновению новой проблемы Рг

о том, как избавиться от потомства или обеспечить его

территориальное распространение, так как потомство

угрожает задушить не только родителей, но и самих

себя33.

Возможно, интересно отметить, что проблема устра-

нения опасности, связанной с задушением своим собст-

венным потомством, принадлежит, по-видимому, к чис-

лу проблем, которые были решены эволюцией много-

клеточных, организмов: вместо того чтобы избавляться

от своего потомства, была создана общинная система с

применением, различных новых методов совместного

проживания.

(1,1) Теория, предлагаемая здесь, различает С й и РЪ

и показывает, что проблемы (или проблемные ситуа-

ции), с которыми приходится иметь дело организму,

часто оказываются совершенно новыми, возникая как

продукты эволюции. Поэтому эта теория в неявном виде

дает рациональное объяснение того, что обычно назы-

33 Возникновение новых проблемных ситуаций можно описать

как изменение или дифференциацию «экологической ниши» организ-

ма или окружающей среды, имеющей важное значение для данного

организма. (Его можно, вероятно, назвать «отбором естественной

среды», ср. с. [41].) И то, что любое изменение в организме, характе-

ре его поведения или месте его пребывания создает новые проблемы^

объясняет необыкновенное многообразие (всегда пробных) решений».

540 541

шают сомнительными выражениями: «творческой эволю-

цией», или «эмерджентной эволюцией»^.

(12) Наша схема учитывает возможность развития

^регуляторов по устранению ошибок (органов предупреж-

дения, таких, как глаза, механизмов с обратной

• связью), то есть регуляторов, позволяющих устранять

ошибки без вымирания организмов; и это делает воз-

можным, чтобы в конце концов вместо нас отмирали

наши гипотезы.

XIX

Каждый организм можно рассматривать как некую

'иерархическую систему гибких управлений, как систему

облаков, управляемых облаками. Управляемая подсисте-

ма осуществляет действия, представляющие собой про-

бы и ошибки, а управляющая система часть из них по-

давляет, а часть ограничивает.

С подобным примером мы уже сталкивались, рас-

сматривая взаимосвязь между высшими и низшими

функциями языка. В этом случае низшие функции про-

должают существовать и играть свою роль, но ими ста-

ли управлять и их стали ограничивать высшие функции.

Можно привести и другой характерный пример. Если

я попытаюсь стоять спокойно, без движений, тогда (как

уверяют физиологи) мои мышцы будут непрерывно в

работе, сокращаясь и расслабляясь практически случай-

ным образом (это и будут TSi вплоть до TSn в тезисе

(8) предыдущего раздела), однако будут управляться,

хотя мы и не отдаем себе в этом отчета, посредством

процесса устранения ошибок (ЕЕ) так, что всякое не-

значительное отклонение от принятой позы практически

мгновенно исправляется. Поэтому сохранять определен-

ное положение спокойно мне удастся более или менее

•с помощью того же метода, каким автопилот поддержи-

вает курс самолета.

Приведенный пример иллюстрирует одновременно и

•тезис (1) предыдущего раздела, то, что каждый орга-

низм постоянно принимает участие в решении проблем

методом проб и ошибок, что он реагирует на старые и

«новые задачи посредством более или менее случайно

подобных35 (или облакоподобных) проб и устраняя их,,

если они оказываются безуспешными. (Если же они ока-

зываются успешными, то тем самым увеличивается ве-

роятность выживания мутантов, «имитирующих» достиг-

нутое решение, и создается тенденция для закрепления-

этого решения в наследственности36 путем включения

его в пространственную структуру или форму нового

организма.)

XX

Мы познакомились выше лишь с самыми первыми

наметками теории. И конечно, она требует дальнейшей

разработки. Однако здесь я хотел бы несколько более

подробно остановиться еще на одном вопросе — на том,

в каком смысле используются (в тезисах (1) — (3),

разд. XVIII) термины «проблема» и «решение проблем»,

и в особенности объяснить мое утверждение о том, что

о проблемах можно говорить в объективном, а не пси-

хологическом смысле слова.

Это важный вопрос, поскольку эволюция, очевидно,

не является сознательным процессом. Многие биологи

утверждают, что эволюция определенных органов ре-

шает определенные проблемы, например эволюция гла-

за решила для передвигающегося животного проблему

своевременного предупреждения, благодаря чему оно

может вовремя изменить направление своего движения

' до того, как наткнется на что-нибудь твердое. И конеч-

но, никто не предполагает, что такие решения подобных

проблем отыскиваются осознанно. Но тогда не является

ли утверждение о том, что здесь решается какая-то

"*" проблема, одной лишь метафорой?

Мне думается, что это не так, и дело здесь в сле-

34 См. прим. 18, где приводятся ссылки на высказывание Компто-

ша об «эмерджентной эволюции».

35 Метод проб и устранения ошибок не предполагает абсолютно

случайных или беспорядочных проб (как иногда предполагают); как.

бы случайно ни выглядели иногда эти пробы, в них всегда должна

быть по крайней мере «последействие» (в том смысле, в каком этот

термин используется в моей книге;[52, с. 162]). Ибо организм по-

стоянно учится на своих ошибках, иными словами, он вырабатывает

управление, подавляющее, устраняющее или по крайней мере умень-

шающее частоту появления некоторых возможных проб (которые бы-

ли, может быть, реальными пробами в процессе прошлого эволюци-

онного развития). 86 Теперь это иногда называют «эффектом Болдуина»; см., на-

пример, [60; 63]. (См. также [3, с. 174; 34, с. 321].)

дующем. Когда мы говорим о некоторой проблеме, мы

почти всегда делаем это задним числом, исходя из того,

что уже совершено. Человек, работающий над пробле-

мой, редко в состоянии ясно сказать, в чем она состоит

•(до тото, как он ее решит), а даже тогда, когда он мо-

жет объяснить, в чем состоит его проблема, это объясне-

ние может оказаться ошибочным. И это справедливо да-

же по отношению к ученым, хотя ученые и принадлежат

к числу тех немногих, кто сознательно старается до кон-

ца попять свои проблемы. Например, Кеплер считал,

что его проблема состоит в том, чтобы обнаружить гар-

монию мирового порядка, однако мы можем, сказать, что

он решал проблему математического описания движе-

ния планетарной системы, состоящей из двух тел. Ана-

логично Шредингер ошибочно полагал, что проблема,

которую он решил, выведя (стационарное) уравнение

Шредингера, связана с поведением волн плотности

электрического заряда в непрерывном поле. Позже

Макс Борн предложил статистическую интерпретацию

шредингеровской волновой амплитуды, интерпретацию,

шокировавшую Шредингера, который не примирился с

ней до самой своей смерти. Он действительно решил

проблему—*но не ту, которую думал, что решил. И это

мы теперь знаем задним числом.

Тем не менее ясно, что именно в науке мы чаще все-

го осознаем, проблемы, которые пытаемся решать. По-

этому нельзя считать недопустимым опираться на пони-

мание уже происшедшего события и в других случаях

и говорить, что амебы решают определенные проблемы

(хотя при этом и нет никакой нужды допускать, что

•они знают свои проблемы хоть в каком-нибудь смысле),

то есть от амебы до Эйнштейна всего один шаг.

XXI

Однако Комптон говорит, что действия амебы не

являются рациональными [18, с. 91; 19, с. 78], в то вре-

мя как можно предположить, что действия Эйнштейна

были таковыми. И значит, между амебой и Эйнштейном

все-таки должно быть какое-то различие.

Согласен, различие между ними есть, хотя использо-

вавшиеся ими методы почти случайных или облако-

ятодобных проб и ошибок по сути своей уж не так и раз-

личны (ср. [34, с. 334, 349], см. также прим. 35)37.

Основное, и огромное, различие между ними заключа-

ется в их отношении к ошибкам. Эйнштейн в отличие

от амебы сознательно старался каждый раз, когда ему

представлялось новое решение, найти в нем изъян, об-

наружить в нем ошибку, он подходил к своим решениям

критически. Думается, что это осознанно критическое отношение

к своим собственным идеям и составляет одно из дейст-

вительно важных различий между методом Эйнштейна

и методом амебы. Благодаря ему Эйнштейн имел воз-

можность быстро отбрасывать сотни гипотез в качестве

неадекватных еще до того, как он исследовал более

тщательно ту или иную из них в том, случае, когда ка-

залось, что она в состоянии выдержать и более серьез-

ную критику.

Как сказал недавно физик Уилер, «наша задача со-

стоит в том, чтобы делать ошибки как можно быстрее»

[64, с. 360]. И эта задача решается, когда человек соз-

нательно занимает критическую позицию. Для меня это

самая высокая из имеющихся на сегодня форм рацио-

нального мышления или рациональности.

Пробы и ошибки ученого состоят из гипотез. Он

формулирует их в словах, чаще всего письменно. А за-

тем он пытается выявить в одной из этих гипотез изъя-

ны, критикуя их или проверяя их экспериментально, и

в этом ему помогают его коллеги, которые будут доволь-

ны, если эти изъяны удастся найти. И если гипотеза не

сумеет противостоять критике и не выдержит этих про-

верок по крайней мере так же хорошо, как и ее конку-

ренты38, то она будет отброшена.

С амебой и первобытным человеком дело обстоит по-

другому. В этом случае критическая позиция отсутст-

вует, и по преимуществу случается так, что ошибочные

гипотезы или ожидания устранялись естественным отбо-

ром, путем гибели тех организмов, который воплотил

37 Превосходный пример решения проблемы рыбой описан в [39,

с. 37]. se -jo, ЧТо мы можем выбирать лишь «лучшую» из ряда конку-

рирующих гипотез — «лучшую» в свете критического обсуждения, на-

правленного на поиск истины, — означает, что мы принимаем ту из

них, которая в свете дискуссии представляется «наиболее близкой к

истине» (см. {54, гл. 10]). См. также [1&, с. VII, 74] (на с. 74 речь

идет о принципе сохранения энергии).

35-913 545

их или верил в них. Поэтому можно сказать, что крити-

ческий, или рациональный, метод состоит в том, чтобы

позволять нашим гипотезам гибнуть вместо нас, и в

этом состоит одно из проявлений экзосоматической эво-

люции.

XXII

Теперь я, пожалуй, перейду к вопросу, который до-

ставил мне немало хлопот, хотя в конце концов ответ

на него оказался крайне простым.

Вопрос этот состоит в следующем. Можем ли мы

доказать существование гибкого управления? Сущест-

вуют ли в природе такие неорганические физические

системы, которые могут служить примерами или физи-

ческими моделями гибкого управления?

По первому впечатлению негативного ответа на этот

вопрос придерживаются в неявном виде как многие фи-

зики, которые, подобно Декарту и Комптону, были сто-

ронниками моделей «главного рубильника», так и

многие философы, которые вслед за Юмом или Шли-

ком отрицали возможность чего-то промежуточного

между абсолютным детерминизмом и чистой случай-

ностью. Конечно, кибернетика и создатели вычислитель-

ной техники смогли в последнее время сконструировать

вычислительные машины, сделанные из механических,

электронных и т. п. деталей, но в то же время распола-

гающие возможностями весьма гибкого управления; на-

пример, существуют вычислительные машины со встро-

енным механизмом случайно подобных проб, которые

проверяются или оцениваются посредством обратной

связи (подобно автопилоту или самонаводящему устрой-

ству) и отбраковываются, если являются ошибочными,

Но эти системы, хотя и содержат то, что я называю гиб-

ким управлением, представляют собой, по существу,

сложнейшую релейную систему переключателей. Мне же

хотелось найти простую физическую модель индетерми-

низма Пирса, чисто физическую систему, похожую на

самое что ни на есть размытое облако, находящееся в

постоянном тепловом движении, управляемую другими

размытыми облаками, хотя и менее размытыми, чем:

первое.

Если вернуться теперь к нашей старой шкале из об-

лаков и часов, с облаками на левом краю и часами —

на правом, то мы смогли бы сказать, что нам хотелось

бы найти нечто, лежащее посредине, нечто вроде орга-

54&

иизма или роя мошек, но неживое, — чисто физическую

•систему, управляемую гибко и, так сказать, «мягко».

Предположим, что облако, которым будут управ-

лять, — это газ. Тогда на нашей шкале в крайнее левое

•положение можно поместить неуправляемый газ, кото-

рый очень скоро рассеется и в результате перестанет

•быть физической системой. На правом, же краю нашей

шкалы мы поместим железный цилиндр, наполненный

газом; это и был бы наш пример «твердого», «жестко-

го» управления. В промежутке, но гораздо ближе к

левому краю, оказались бы системы с более или менее

-«мягким» управлением,, такие, как рой мошкары или

огромные сгустки частиц типа газа, удерживаемого

вместе силами взаимного тяготения наподобие солнца.

(А если это управление далеко от совершенства и мно-

гим частицам удается вырваться из-под его влияния, то

для нас это ничего не меняет.) Вероятно, можно счи-

тать, что планеты в своем движении управляются очень

жестко в сравнении с другими системами, конечно, ибо

даже планетарная система есть облако, так же как и

Млечный путь, звездные скопления и скопления звезд-

яых скоплений. Но существуют ли, кроме органических

•систем и гигантских скоплений частиц, другие примеры

каких-то «мягко» управляемых физических систем не-

большого размера?

Мне думается, что да, и я предлагаю поместить по-

средине нашей диаграммы детский надувной шарик, а

-еще лучше — мыльный пузырь; и в самом деле, оказыва-

ется, что это крайне примитивный и в то же время во

многих отношениях превосходный пример или модель

•системы Пирса и «мягкого» способа гибкого управления.

Мыльный пузырь состоит из двух подсистем, кото-

рые и являются облаками и управляются друг другом:

без воздуха мыльная пленка лопнула бы и осталась бы

лишь капля мыльной воды. Но без мыльной пленки воз-

дух в пузыре был бы бесконтрольным и рассеился бы,

шерестав существовать как система. А это значит, что

управление здесь взаимное, оно гибко и имеет харак-

тер обратной связи. И тем не менее различать управля-

емую систему (воздух) и управляющую систему (плен-

ка) вполне возможно. Заключенный в пленку воздух не

только оказывается еще более облакоподобным, чем

окружающая его пленка, но он перестает к тому же и

•быть физической (самовзаимодействующей) системой,

35* 547

стоит нам эту пленку удалить. В отличие от этого сама

пленка после удаления воздуха образует каплю, кото-

рая, хотя и имеет другую форму, все же может рас-

сматриваться как физическая система.

Сравнивая мыльный пузырь с системами, сделанны-

ми из механических и других деталей, подобно преци-

зионным часам или вычислительной машине, мы могли

бы, конечно, утверждать (соглашаясь с мнением Пир-

са), что даже эти механические системы суть облака,

управляемые другими облаками. Но эти «жесткие» си-

стемы специально делаются так, чтобы свести к миниму-

му, насколько это только возможно, воздействие обла-

коподобных эффектов молекулярно-теплового движения

и флуктуации; так что хотя это и об/лака, но их управ-

ляющие механизмы сконструированы так, чтобы подав-

лять или компенсировать, насколько возможно, все обла-

коподобные эффекты. И это верно уже даже относитель-

но вычислительных машин с встроенными механизмами,

имитирующими случайно подобные механизмы проб и

ошибок.

Отличие нашего мыльного пузыря состоит в том, что

он, по-видимому, ближе к биологическому организму:

здесь молекулярные эффекты не устраняются, а оказы-

вают самое непосредственное влияние на функциониро-

вание системы, которая окружена «кожей» — проницае-

мой оболочкой39, которая сохраняет «открытость» систе-

мы, ее способность «реагировать» на воздействия окру-

жающей среды в той форме, которая, можно сказать,

«встроена» в организацию системы: если на мыльный

пузырь попадет тепловое излучение, он поглотит тепло

(в принципе так же, как это происходит в теплицах),

заключенный в нем воздух расширится и мыльный пу-

зырь станет подниматься вверх.

Всякий раз, когда мы опираемся на сходство или

аналогию, необходимо, конечно, следить за теми преде-

лами, за которыми они перестают работать, и в этой

связи можно было бы заметить, что по крайней мере

в некоторых организмах молекулярные флуктуации, по

всей видимости, усиливаются и в этом виде использу-

39 Проницаемые оболочки или мембраны, по-видимому, являются

характерной чертой любых биологических систем. (Возможно, это

связано с явлением биологической индивидуализации.) О предысто-

рии взгляда, согласно которому и мембраны, и пузыри суть прими-

тивные организмы, см. [35, с. 111].

ются для облегчения действий в направлении проб и

ошибок. Во всяком случае, похоже, что усилители игра-

ют первостепенную роль во всех организмах (которые

·...- с этой точки зрения напоминают вычислительные маши-

ны с их главными переключателями и разветвленной

сетью реле и усилителей). А ведь в мыльном пузыре

никаких усилителей нет.

Но как бы то, ни было, наш мыльный пузырь дока-

зывает, что естественные физические облакоподобные

системы, которые гибко и мягко управляются другими

облакоподобными системами, действительно существуют.

(Между прочим,, пленка пузыря совсем не обязательно

должна быть органической природы, хотя среди обра-

зующих ее молекул и должны быть достаточно боль-

шие.)

XXIII

Эволюционная теория, предложенная выше, позво-

ляет сразу решить и вторую из наших проблем — клас-

сическую декартовскую проблему об отношении духов-

ного и телесного. Она решает эту проблему не опреде-

лением того, что такое «разум» или «сознание», а путем

характеристики некоторых сторон эволюции разума или

сознания и тем самым характеристики их функции.

Следует предположить, что сознание развилось из

незначительных источников, возможно, его первой фор-

мой было неясное чувство раздражения, испытывавшееся

организмом каждый раз, когда надо было решить ка-

кую-нибудь проблему, например проблему удаления от

раздражающего вещества. Но как бы там ни было, соз-

нание оказалось важным эволюционным фактором, а

с течением времени еще более важным, по мере того

как оно стало позволять предвидеть возможные спосо-

бы реагирования: возможные движения в направлении

проб — ошибок и их возможные исходы.

Теперь мы можем утверждать, что состояния нашего

сознания или последовательности таких состояний могут

играть роль системы управлений, устранения ошибок—

устранения (возникающего) поведения, то есть (возни-

кающих) движений. С этой точки зрения сознание пред-

ставляется всего лишь одним, из многих взаимодейст-

вующих типов управления, а если вспомнить об управ-

ляющих системах, содержащихся, например, в книгах—*

теории, своды законов и все то, что образует «универсум

значений смыслов», — то нам придется признать, что

сознание вряд ли может претендовать на роль системы

управления высшего уровня во всей имеющейся иерар-

хии. Ведь в значительной степени оно само управляется

этими экзосоматическимл лингвистическими системами—

даже если эти последние в определенном смысле и соз-

даны сознанием. Ведь можно допустить, что сознание

в свою очередь создано физическими состояниями, од-

нако оно в значительной степени управляет ими. И точ-

но так же, как наши правовые или социальные системы

созданы нами и в то же время управляют нам.и, ни в

каком разумном смысле не являясь по отношению к

нам «идентичными» или «параллельными», а лишь взаи-

модействуя с нами, так и состояния сознания («разум»)

управляют нашим телом и взаимодействуют с ним.

Таким образом, существует целый ряд аналогичных

форм отношений. Можно считать, что наш зкзосоматиче-

ский мир значений находится с нашим сознанием в точ-

но такой же связи, в какой само это сознание связано с

реальным поведением действующего индивидуального

организма. А поведение индивидуального организма

аналогично соотносится со своим телом, то есть инди-

видуальным организмом, рассматриваемым как физио-

логическая система. Последний же в свою очередь ана-

логично связан с эволюционным рядом организмов —

филумом, в котором он образует, так сказать, самый

последний «передовой отряд». Подобно тому, как инди-

видуальный организм используется филумом в качестве

экспериментального зонда и в то же время в значи-

тельной степени управляет судьбой филума, так и пове-

дение организма используется физиологической систе-

мой в качестве экспериментального зонда и в то же

время в значительной степени управляет судьбой этой

системы. Аналогичная связь прослеживается и между

нашим сознанием и нашим поведением. Состояния на-

шего сознания предвосхищают наше поведение, выяс-

няя методом проб и ошибок его вероятные последствия;

поэтому сознание не только управляет, оно и проверяет,

взвешивает.

Теперь нетрудно видеть, что изложенная теория

предлагает нам едва ли не тривиальное решение декар-

товской проблемы. Ничего не говоря нам о том, что

есть «разум», она позволяет непосредственно заключить,

что мыслительные состояния управляют (некоторыми)

нашими физическими действиями и что между духов-

ной деятельностью и другими функциями организма

имеют место и определенные отношения «дать — взять»,

взаимного обмена, определенная обратная связь, а зна-

чит, и определенное взаимодействие*0.

Данное управление снова должно оказаться доста-

точно «гибким». И на самом деле все мы, а особенно

те, кто играет на музыкальных инструментах, скажем

на рояле или на скрипке, превосходно знаем, что тело

далеко не всегда делает то, что бы мы от него хотели, и

что мы из нашего неудачного опыта узнаем, как изме-

нять наши цели, делая скидку на те ограничения, кото-

рыми окружено наше управление: и хотя мы в значи-

тельной степени свободны, всегда имеются какие-то ус-

ловия, физические или какие-то другие, которые уста-

навливают пределы тому, что мы можем сделать. (Хотя,

конечно, прежде чем сдаться, мы свободны попытаться

преодолеть эти ограничения.)

Таким образом, как и Декарт, я предлагаю встать

на позицию дуализма, хотя, конечно, я и не рекомен-

дую говорить о двух типах взаимодействующих субстан-

ций. Я только думаю, что полезно и оправданно разли-

чать два типа взаимодействующих состояний (или со-

бытий): физико-химических и духовных. Более того, мне

кажется, что если мы станем различать только эти два

типа состояний, то наш взгляд на мир, в котором мы

живем, окажется слишком узким: ведь в самом крайнем

случае нам нужно выделить также и те артефакты, ко-

торые являются продуктами организмов, в особенности

творения нашего ума, и которые способны взаимодей^

ствовать с нашим сознанием, а значит, и с состоянием

нашего физического окружения. И хотя эти артефакты

40 Как это можно было подметить уже в целом ряде мест, с мо-

ей точки зрения, лишь признание «взаимодействия» духовных и физи-

ческих состояний дает удовлетворительное решение декартовской

проблемы (см. также прим. 27). Я хотел бы добавить, что у нас есть

все основания считать, что существуют и такие духовные состояния

или состояния сознания (например, во сне), в которых осознание

своего «я» (или своего пространственно-временного положения и сво-

ей личности) чрезвычайно ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому

кажется вполне допустимым предположить, что полное осознание

своего «я» есть лишь результат относительно недавнего развития, и,

значит, ошибочно было бы ставить проблему отношения духовного и

телесного таким образом, что эта форма сознания (или сознательная

«воля») рассматривается так, как будто только она и существует.

чаще всего представляют собой «просто мелкие части-

цы материи» и, может быть, «просто орудия», даже на

животном уровне они являют собой иногда законченные

произведения искусства, а на человеческом уровне про-

изведения нашей мысли чаще всего гораздо больше, чем

«частицы материи», — скажем, листы бумаги со знака-

ми, ибо эти листы бумаги могут выражать состояние

дискуссии, состояние роста знания, который может

превзойти (и иногда это чревато серьезными последст-

виями) понимание большинства или даже всех умов,

способствовавших созданию этого состояния. Поэтому

мы должны быть не просто дуалистами, а плюралиста-

ми: мы должны понять, что огромные перемены, кото-

рые мы совершили, и часто бессознательно, в окружаю-

щем нас физическом мире, свидетельствуют о том, что

абстрактные правила и абстрактные идеи, некоторые из

которых, вероятно, лишь частично освоены человечес-

ким сознанием, способны двигать горы.

XXIV

С опозданием, но мне 'хотелось бы сделать еще одно,

последнее замечание.

Было бы ошибочным думать, что вследствие естест-

венного отбора эволюция приводит только к результа-

там, которые можно было бы назвать «утилитарными»,

то есть к адаптациям, которые помогают нам выжить.

Как и во всякой системе с гибким управлением, где

управляемая и управляющая системы взаимодействуют

между собой, наши пробные решения взаимодействуют

с нашими проблемами, а также с нашими целями. А это

значит, что цели наши могут меняться и что выбор цели

может стать проблемой; при этом разные цели могут

конкурировать между собой и могут быть изобретен-

ными новые цели, управляемые методом проб и устране-

ния ошибок.

Конечно, если новые цели окажутся противоречащи-

ми цели выживания, процесс естественного отбора мо-

жет привести к устранению этих новых целей. Хорошо

известно, что многие мутации смертоносны, а значит, и

самоубийственны. Имеется немало примеров и самоубий-

ственных целей. Но, вероятно, есть и другие цели, явля-

ющиеся по отношению к выживанию нейтральными.

Многие цели, которые первоначально были вспомо-

гательными по отношению к цели выживания, могут

впоследствии стать автономными и даже противополож-

ными выживанию, например честолюбивые стремления

отличиться своей храбростью, подняться на гору Эве-

рест, открыть новый континент или первыми ступить

на Луну, а также честолюбивые стремления открыть не-

которую новую истину.

Но другие цели могут быть с самого начала авто-

номными, никак не связанными с целями выживания.

К этой категории, возможно, относятся цели художест-

венного творчества или некоторые религиозные цели, и

для того, кто лелеет их, они могут стать гораздо важ-

нее выживания.

Все это — какая-то доля переизбыточности жизни,

едва ли не чрезмерного богатства проб и ошибок, на

чем и зиждется метод проб и устранения ошибок (см.,

например, мою книгу [54, с. 31(2]).

Наверно, небезынтересно отметить, что методом

проб и ошибок пользуются не только ученые, но и ху-

дожники. Художник может пробным образом нанести

пятно краски, отступить на шаг, критически оценивая

сделанное (см. [27, с. 10], |[26, в указателе см. «Пробы

и ошибки»]), с тем чтобы изменить его, если это не ре-

шает проблемы, которую он хочет решить. И может ока-

заться, что неожиданный или даже случайный эффект

временной пробы — цветовое пятно или мазок кисти —

может изменить его проблему или создать новую суб-

проблему, новую цель: эволюция художественных целей

и художественных стандартов (которые, подобно пра-

вилам логики, могут стать экзосоматической системой

управления) тоже совершается методом проб и ошибок.

Здесь, возможно, уместно еще раз ненадолго вер-

нуться к проблеме физического детерминизма, к наше-

му примеру с глухим физиком, который никогда не вос-

принимал музыки, но тем не менее был бы в состоянии

«написать» моцартовскую оперу или бетховенскую сим-

фонию, просто изучив тела Моцарта и Бетховена и ок-

ружающую их среду как физические системы и пред-

сказав, в каких местах их перья оставят черные знаки

на линованной бумаге. Я представил все это как не-

приемлемые следствия физического детерминизма. Мо-

Цартом и Бетховеном частично управлял их «вкус»,

система музыкальной оценки. Но эта система была не

жесткой, а скорее гибкой. Она была восприимчивой к

новым идеям и могла быть модифицирована новыми

пробами и ошибками, возможно даже случайной ошиб-

кой, непреднамеренным диссонансом41.

Подведем теперь некоторый итог.

Мы видели, что смотреть на мир как на закрытую

физическую систему неправомерно, независимо от того,

идет здесь речь о строго детерминированной системе

или о системе, в которой все то, что не строго детер-

минировано, определяется случайностью. При таком

взгляде на мир человеческое творчество и человеческая

свобода — это всего лишь иллюзии. Неудовлетворитель-

ными оказываются также и попытки воспользоваться

квантовотеоретической неопределенностью, поскольку

это приводит к случайности, а не к свободе, приводит к

мгновенным, а не обдуманным решениям.

Поэтому здесь я попытался предложить другой

взгляд на мир, — взгляд, в котором физический мир —

это открытая система. Такое понимание хорошо согласу-

ется с представлениями об эволюции жизни как о про-

цессе проб и устранения ошибок; и оно позволяет нам

рационально, хотя и не в полной мере, осознать законо-

мерность появления новых биологических явлений, рост

человеческого знания и развитие человеческой свободы.

Я попытался здесь обрисовать эволюционную тео-

рию, учитывающую все это и предлагающую решения

комптоновской и декартовской проблем. Боюсь, однако,

что эта теория является одновременно слишком баналь-

ной и слишком спекулятивной; хотя мне и кажется, что

из нее можно вывести проверяемые следствия, я далек

от утверждения, что то решение, которое я предлагаю,—

это как раз то, что искали другие философы. Однако

мне кажется, что Комптон мог бы признать его, несмот-

ря на все недостатки, одним из возможных ответов на

его проблему, который мог бы привести к дальнейшему

прогрессу.

41 О тесном родстве научного и художественного производства

см. [18, с. VII, 74]. Мах в [42, с. 410] пишет: «История искусства.,

учит нас, как случайно возникшие формы могут использоваться в

произведениях искусства. Леонардо да Винчи советовал художнику

присматриваться к формам облаков или пятен на грязных, закопчен-

ных стенах, которые могут подсказать ему идеи, соответствующие его

планам или настроениям... Аналогичным образом композитор может

иногда уловить новую идею из беспорядочных шумов; случается слы-

шать от знаменитого композитора, что к нахождению ценности мело-

дического или гармонического мотива его привело случайное касание

не той клавиши на фортепьяно». .··-·-

ЛИТЕРАТУРА

1. A l e x a n d e r S. Space, Time and Deity. London, Macmillan

and Co., 1920.

2. B a l d w i n E. On Some Problems of Inheritance. — In:

N e e d h a m J., G r e e n D. E. (Eds.). Perspectives in Biochemistry.

London, Cambridge Univ. Press, 1937.

3. B a l d w i n J. M. Development and Evolution. New, York, London,

Macmillan, 1902.

4. B o h r N., K r a m e r s H. A., S l a t e r J. C. The Quantum Theory

of Radiation. — «Philosophical Magazine», London, 1924. v. 47,

№ 4, p. 785—802.

5. B o h r N., K r a m e r s H. A., S l a t e r J. C. Uber die Quantentheorie

der Strahlung. — «Zeitschrift fur Physik», Berlin, 1924,

Bd 24, № l, S. 69—87.

6. B o h r N. On the Notion of Causality and Complementarity.—

«Dialectica», N. Y., 1948, v. 2, № 3, p. Э12—319.

7. B o h r N. Can Quantum-Mechanical Description of Physical

Reality be Considered Complete. — «Physical Review», N. Y., 1936,

v. 48, № 6, p. 696—702 (русск. перевод: Б п с С. Можно ли считать

квантовомеханическое описание физической реальности полным? —

«Успехи физических наук», М., 1936, т. 16, № 5, с. 3—15).

8. В о t h e W., G e i g e r H. Bin Weg zur experimentellen Nachprufung

der Theorie von Bohr, Kramers und Slater. — «Zeitschrift fur

Physik», Berlin, 1924, Bd. 26, № 1.

9. B o t h e W., G e i g e r H. Experimentelles zur Theorie von Bohr,

Kramers und Slater.—«Naturwissenschaften», Berlin, 1926, Bd. 20,

№ 3, S. 440—441.

10. B o t h e W., G e i g e r H.Uber das Wesen des Comptoneffekts.

— «Zeitschrift fur Physik», Berlin, 1925, Bd. 32, № 4, S. 639—

663.

1є. B r i l l o u i n L. Scientific Uncertainty and Information. New

York-London, Acad. Press, 1964 (русск. перевод: Б р и л л ю э н Л.

Научная неопределенность и информация. М., «Мир», 1966).

12. B u h l e r К. The mental development of the child. New York:

Marcourt & Brace Co, 1930 (русск. перевод: Б ю л е р К. Духовное

развитие ребенка. М., «Новая Москва», 1924).

13. B u h l er K- Sprachtheorie. Jena, Fischer, 1934.

14. Carus P. The Nature and the Meaning of Reality. — «The

Monist». Chicago, 1892, v. 2, № 3, p. 560—069.

15. C a r u s P. Is Monism Arbitrary. — «The Monist», Chicago,

1893, v. 3, № 1, p. 68—73.

16. C o m p t o n A. H., S i m o n A. W. Measurements of X-Rays

associated with scattered X-Rays. — «Physical Review», N. Y., 1925,

v. 25, № 2, p. 306—313.

_ 17. С omp t on A. H., AI l i s on S. K. X-Rays in Theory and Experiment.

London, Macmillan, 1935. (русск. перевод: К о м п т о н Б.,

А л и с о й С. Рентгеновские лучи. Теория и эксперимент. М. — Л.,

Гостехиздат, 1941).

18. C o m p t o n A. H. The Freedom of Man. New Haven. Yale Univ.

Press, 1939.

19. C o m p t o n A. H. The Human Meaning of Science, Chapel

Hill. University of North Carolina press, 1940., · ·

20. D a r w i n Ch. The Origin of Species. London. Mentor Book

5,55

edn, 1S59, 502 p. (русск. перевод: Д а р в и н Ч. Происхождение ви-

дов. М. — Л., 1937.)

21. E i n s t e i n Б., Po do 1 s k y В., R o s e n N. Can Quantum-

Mechanical Description of Physical Reality be Considered Complete. —

«Physical Review», N. Y., 1935, v. 42, № 5, p. 777—780 (русск. перевод:

Э й н ш т е й н Б., П о д о л ь с к и Б., Р о з е н Н. Можно ли считать

квантовомеханическое описание физической реальности полным? —

В: Э й н ш т е й н А. Собр. научных трудов, т. 3. М., «Наука»,

с. 604—605).

22. E i n s t e i n A. Quanten-Mechanik und Wirklichkeit. ·— «Dialectica

», N. Y., 1948, v. 2, № 3, p. 300—325 (русск. перевод: Э и н -

ш т е й н А. Квантовая механика и действительность. — В: Э й н -

ш т е й н А. Собр. научных трудов, т. 3. М., «Наука», 1966, с. 612—

614).

23. Elsasser W. The Physical foundations of Biology. London,

Pergamon Press, 1958.

24. F r i s c h K. Bees: Their Vision, Chemical Senses, and Language.

Ithaca (N. J.), Cornellium Press, 1956.

25. F r i s c h K. The Dancing Bees. N. Y., Harcourt, Brace, 1955.

26. G o m b r i с h E. H. Art and illusion. N. Y., Pantheon Books,

1960.

27. G om b r i c h E. H. Meditations on a Hobby Horse. London,

Phaidon Publishers, 1963.

28. H a d a m a r d J. Sur certaines applications possibles de la

theorie des ensembles. — «Journal de mathematiques pures et appliquees

», Paris, 1898, v. 4, 5 series, p. 27—29.

29. H a n s o n N. R. The Concept of the Positron. Cambridge,

University Press, 1963.

30. H e i s e n b e r g W. The Physical Principles of the Quantum

Theory. New York, Dover, 1930.

31. H u m e D. A Treatise of Human Nature. London, Ball, 18:88

(русск. перевод: Юм Д. Трактат о человеческой природе. —

В: Ю м Д. Соч. в двух томах, т. I. M., «Мысль», 1966).

32. H u x l e y A. Brave New Yorld. London, Chatto & Windus,

1932.

33. H u x l e y A. Brave New Yorld Revisited. N. Y., Harper, 1959.

34. J e n n i n g s FI. S. The Behaviour of the Lower Organism.

N. Y., Columbia Univ. Press, 1906.

35. K a h n С. H. Anaximander. N. Y., Columbia Univ. Press, 1960.

36. K u h n T. S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago,

University of Chicago Press, 1963 (русск. перевод: К у н Т. Структу-

ра научных революций. M., «Прогресс», 1977).

37. L i 11 i e R. Physical Indeterminism and Vital Action. — «Science

», N. Y., 1927, v. 46, № 1702, p. 139—143.

38. L i n d a u e r M. Communication Among Social Bees. Cambridge

(Mass.) Harvard University Press, 1961.

39. Lor en z K. Z. King Solomons Ring. London, Methuen, 1952

(русск. перевод: Л о р е н ц К. Кольцо царя Соломона. М., «Знание»,

1980).

40. L u c r e t i u s T. De rerum Natura. London, Oxford Univ. press,

1947, 360 p. (русск. перевод: Л у к р е ц и й. О природе вещей. M.,

Госиздат, 1958).

41. L u t z В. Ontogenetic evolution in frogs. — «Evolution», Lancaster

(Pa.), 1948, v. 2, № l, p. 29—39.

42. M a ch E. Warmelehre. Leipzig, Engelmann, 1975.

43. N o w e l l - S m i t h P. H. Determinists and Libertarians.—

«Mind», London, 1954, v. 63, № 251, p. 317—337.

44. O r w e 11 G. 1984. London, Seeker & Warburg, 1948.

45. P e m b e r t o n H. A View of Sir Isaac Newton's Philosophy.

London, Printed by S. Palmer, 1728.

46. P i e r c e Ch. S. Retply to the Necessitarians. — «The Monist»,

Chicago, 1893, v. 3, № 3, p. 526—537.

47. P i e r c e Ch. S. Collected Papers. Cambridge (Mass.), Balknap

Press of Harvard Univ. press, 1935, v. 6.

48. P i r i e N. W. The Meaningless of the Terms Life and Living. —

In: Perspectives in Biochemistry. London, Cambridge Univ. press, 1937,

p. 11^29.

49. P o p p e r K. R. The Open Society and Its Enemies. London.

Routledge and Kegan Paul, 1945.

50. P o p p e r K- R. Indeterminism in Quantum Physics and in

Classical Physics. — «British Journal for the Philosophy of Science».

Edinburgh-London, 1950, v. I, № 2, p. 117—133; № 3, p. 173—195.

51. P o p p e r K. R. The Propensity. Interpretation of the Calculus

of Probability and the Quantum Theory. — In: K o r n e r S. (ed.). Observation

and Interpretation. London, Butterworths, 1957, p. 65—89.

52. P o p p e r K. R. The Logic of Scientific Discovery. London,

Hutchinson Books, 1959.

53. P o p p e r K. R. Poverty of Historicism. London, Routledge

& Kegan Paul, 1960.

54. P o p p e r K. R. Conjectures and Refutations. London, Routledge

& Kegan Paul, 1963.

55. R y l e G. The Concept of Mind. London, Hutchinson, 1949.

56. S c h u p p P. A. (ed.). Albert Einstein: Philosopher-Scientist.

New York, Tudor, 1949.

57. S c h l i c k M. Allgemeine Erkenntnislehre. Berlin, Springer,

1925.

58. S c h l i c k M. Quantentheorie und Erkennbarkeit der Natur. —

«Erkenntnis», Leipzig, 19Э6, Bd. 6, № 5, S. 317—325.

59. S e h r o· d i r i g e r E. Science, Theory and Man. London, Pergamon

Press, 1957.

60. S i m p s o n G. G. The Baldwin Effect. — «Evolution», Lancaster

(Pa), 1953, v. 7, № 2, p. 110—117.

61. S k i n n e r B. F. Waiden Two. N. Y., Macmillan Co., 1948.

62. T u r i n g A. M. Computing Machinery and Intelligence. —

«Mind», London, 1950, v. 59, № 234, p. 433—460.

63. W a d d i n g t o n C. H. Genetic Assimilation of an Acquired

Character. — «Evolution». Lancaster (Pa), 1953, v. 7, № 2, p. 118—

126.

64. W h e e l e r J. A. A Saptet of Sybils: Aids in the Search for

Truth. — «American Scientist», N. Y., 1906, v. 44, № 4, p. 360—377.

МИФ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО КАРКАСА*

«Впрочем, когда одни думают так,

а другие иначе, тогда уже не бывает

общего мнения и непременно каждый

презирает другого за его образ мыс-

лей» [13, с. 124].

Платок

Среди примет интеллектуальной жизни нашего вре-

мени особую тревогу вызывают та форма, которую при-

няла столь широко распространенная ныне защита ир-

рационализма, а также иррационалистические концеп-

ции, признаваемые как нечто само собой разумеющее-

ся. С моей точки зрения, в число важнейших составных

частей современного иррационализма входит реляти-

визм (учение, согласно которому истина связана с име-

ющейся у нас совокупностью интеллектуальных предпо-

сылок или с концептуальным каркасом; следовательно,

истина может меняться при переходе от одного каркаса

к другому), и в частности учение, утверждающее невоз-

можность взаимопонимания между различными культу-

рами, поколениями или историческими периодами. Проб-

лему релятивизма я и буду рассматривать в этой статье.

Мой тезис заключается в том, что в основе релятивизма

лежит то, что я буду называть «мифом концептуально-

го каркаса». Я разъясню природу этого мифа и дам его

критику, а также сделаю некоторые замечания по пово-

ду аргументов, которые Куайн, Кун и Уорф выдвинули

в его защиту.

Защитники релятивизма выдвигают нереалистически

завышенные нормы понимания. Когда же нам не уда-

ется дотянуться до этих норм, они заявляют, что пони-

мание в принципе невозможно. В противовес этому я

полагаю, что возможно достаточно глубокое понимание,

* P o p p e r К. R. The Myth of the Framework. — In: F r e e -

man E. (ed.) Essays in Honour of Paul Arthur Schillp. The Abdication

of Philosophy: Philosophy and Public Good. La Salle, Illinois:

Open Court, 1976, p. 23—48. Настоящая статья основывается на ва-

рианте, который я впервые подготовил в 1965 году.— Перевод с со

кращениями В. Н. Брюшинкина.

•если не пожалеть усилий на это и проявить обоюдную

добрую волю. К тому же в таком случае наряду с тем,

что нам удается узнать о взглядах, понять которые мы

поставили себе целью, наши усилия явно вознагражда-

ются и приобретаемыми при этом знаниями о наших

собственных взглядах.

Цель этой статьи — бросить вызов релятивизму в

самом широком смысле слова. Это тем более важно,

что в наше время все возрастающая эскалация произ-

водства вооружений сделала дальнейшее существова-

ние человечества почти тождественным с достижением

взаимопонимания между людьми.

II

Хотя я принадлежу к числу покло


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: