Лекция 1. Экологическое право как отрасль права



ББК 67.407я73

Рецензенты: Завкафедрой природоресурсового и экологического права Казахского Национального Университета имени аль-Фараби кандидат юридических наук, доцент Л.К. Еркин-баева; начальник кафедры уголовного права и криминоло­гии Карагандинского юридического института МВД РК имени Баримбека Бейсенова доктор юридических наук, профессор, И.Ш. Борчашвили

Бекишева С. Д. Экологическое право Республики Казахстан: Учебное пособие. — Караганда: Арко, 2009. — 472 с.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Экологическое право» для высших учебных заведений МВД РК, на основе анализа законодательст­ва Республики Казахстан об окружающей природной среде и практике его примене­ния.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, работников приро­доохранительных органов.

Рекомендовано к публикации решением Ученого Совета Карагандинского юридического института МВД РК имени Баримбека Бейсенова.

1203020900 00 (05)-04

!i:
ISBN 9965-703-41-8 © Бекишева С.Д., 2009

l^


План:

1. Понятие, предмет и метод экологического права.

2. Принципы и система экологического права.

3. Экологическое законодательство Республики Казахстан.

4. Значение изучения экологического права для работников органов внутренних дел.

1. Понятие, предмет, метод и система экологическо­го права

Слово «экология» происходит от греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - слово, учение. Термин «экология» был введен в обращение не­мецким зоологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. для обозначения учения о взаимосвязях организмов со средой их обитания.

В настоящее время под экологией понимают науку, исследующую зако­номерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изме­нений, вносимых в среду деятельностью человека'.

Существует много областей экологии - глобальная экология, инженер­ная, экология человека и т. д. Для правоведов интерес представляет соци­альная экология, которая изучает проблемы взаимоотношений природы и общества2.

Чем же вызвано усилившееся в последнее время внимание к проблемам охраны окружающей природной среды?

Причинами этому, по нашему мнению, является - нарастающий эколо­гический кризис, который охватил Семипалатинскую область и прилегаю­щие к полигону территории, Приаралье, бассейны Балхаша и Каспийского моря.

По словам Президента РК Н. А. Назарбаева, «одно из самых крупных бедствий принес казахскому народу Семипалатинский ядерный полигон. Только в нашей республике от радиации пострадало свыше полумиллиона

Радкевич В.Л. Экология. - Минск: Вышейшая школа, 1998. С.7. Там же. С.14.


человек»3. «Общее количество испытаний на Семипалатинском ядерном по­лигоне составило 456 ядерных и термоядерных взрывов. 116 из них были открытыми, т.е. проводились на поверхности земли или в воздушном про­странстве.

По данным казахстанских ученых, суммарная мощность ядерных заря­дов, испытанных на Семипалатинском полигоне в атмосфере и на поверх­ности земли, в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы, сбро­шенной в 1945 году на Хиросиму... как скрупулезно подсчитали специали­сты, количество радиоактивного вещества, накопленного в окружающей среде при ядерных взрывах в Семипалатинске, превышает количество вы­брошенного вещества из Чернобыльского атомного реактора. Как говорят некоторые ученые, в этом отношении Семипалатинск равен, как минимум, двум Чернобылям»4.

Другая катастрофа Казахстана - Аральское море, которое исчезает с ли­ца планеты. Это бедствие подвергло неисчислимым страданиям народы ог­ромного Центрально-Азиатского региона. И не только их: учеными сделан обоснованный вывод о глобальном разрушительном влиянии Аральского катаклизма на обширные территории планеты5.

Приаралье и территории, составляющие Семипалатинский ядерный по­лигон, объявлены зонами экологического бедствия. Однако кроме уже на­званных в Казахстане имеются регионы, на которых расположены полигон Капустин Яр (Западно-Казахстанская область), Азгирский полигон (Аты-рауская область), испытания биологического оружия проводились на остро­ве Возрождения на Арале. Существуют и другие полигоны и испытатель­ный площадки, на которых производились ядерные взрывы: Тайсойган, Ур-да, Жангала и т.д.

К примеру, газообразные продукты подземных ядерных взрывов на Аз-гирском полигоне по своей суммарной радиоактивности (около 10 млн. кю­ри) сопоставимы с Чернобыльской катастрофой. Превышение предельно безопасных показателей таллия в Азгире составляет от 120 до 8000 раз.

На поверхности земли на полигоне уровень радиации достигал 3500 микрорентген в час, что в 150 раз превышало естественный, безопасный для здоровья человека радиационный фон6.

Назарбаев И. А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана. — Алматы, 1998. С. 8-9.

4 Назарбаев Н. А. Эпицентр мира. - Астана: «Елорда», 2001. С. 54, 68.

Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана. — Алматы, 1998. С. 8-9.

6 Назарбаев Н. А. Эпицентр мира. - Астана: «Елорда», 2001. С. 57.


В настоящее время на территории Республики Казахстан функциониру­ют четыре военно-испытательных полигона и комплекс «Байконур». Реаль­ную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживаю­щее в непосредственной близости население7.

По-прежнему высоким остается уровень загрязнения земель, вод, возду­ха. К наиболее загрязненным отнесены 10 городов, 8 из которых - с высо­ким уровнем загрязнения воздуха. В «черный» список самых загрязненных городов входят: Алматы, Актюбинск, Кустанай, Темиртау, Усть-Каменогорск; самых загрязненных водных объектов - рек Иртыш, Илек, Сырдарья, озеро Балхаш; самых загрязняющих предприятий - АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Казахмыс» (Карагандинская область).

Серьезную реальную угрозу экологической безопасности Казахстана представляет радиоактивное загрязнение, источники которого подразделя­ются на четыре основные группы:

- отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабаты­вающей промышленности (отвалы урановых рудников, самоизливающиеся скважины, хвостохранилища, демонтированное оборудование технологиче­ских линий);

- территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия;

- отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудова­ния;

- отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов, и ра­диоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излуче­ния).

В Казахстане имеются шесть крупных ураноносных геологических про­винций, множество мелких месторождений и рудопроявлений урана, кото­рые обусловливают повышенный уровень естественной радиоактивности, отходы, накопленные на уранодобывающих предприятиях и в местах про­ведения ядерных взрывов.

На 30% территории Казахстана существует потенциальная возможность повышенного выделения природного радиоактивного газа - радона, кото­рый представляет реальную угрозу для здоровья человека. Опасным являет­ся использование для питьевых и хозяйственных нужд воды, зараженной радионуклидами.

Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы: одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 nxnaN 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ.


На предприятиях Казахстана находится более 50 тысяч отработанных источников ионизирующих излучений, и при радиационном обследовании было обнаружено и ликвидировано более 700 неконтролируемых источни­ков, из которых 16 - смертельно опасные для человека.

На территории Казахстана накоплено более 20 млрд. тонн отходов про­изводства и потребления, в том числе 6,7 млрд. тонн токсичных, при этом наблюдается тенденция их увеличения, что объясняется применением уста­ревших технологий, некачественным сырьем и топливом, нежеланием предприятий вкладывать средства на утилизацию отходов производства.

Промышленные отходы, включая токсичные, до настоящего времени складируются и хранятся в различных накопителях, зачастую без соблюде­ния соответствующих экологических норм и требований. В результате этого почва, подземные и поверхностные воды многих регионов подвержены ин­тенсивному загрязнению. Постоянно возрастающие объемы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты. С ростом высоты от­валов и терриконов они становятся все более интенсивными источниками пылеобразования.

Основная масса твердых бытовых отходов без разделения на компонен­ты вывозится и складируется на открытых свалках, 97% которых не соот­ветствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства Республики Казахстан. Их размещение и обустройство осуществлены без проектов и оценки воздействия на окружающую среду. Только около 5% твердых бытовых отходов в республике подвергается утилизации или сжи­ганию8.

Весьма актуальной на сегодняшний день является проблема так назы­ваемых «исторических загрязнений». К историческим источникам загрязне­ния относятся бесхозные в настоящее время объекты: нефтегазовые и гид­рогеологические скважины, шахты, рудники (в том числе с радиоактивными отходами), хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической безопасности страны.

Неудивительно, что в такой обстановке возникают глубокие негативные сдвиги в физическом состоянии человеческого организма. По заключению комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 95% всех паталогий прямо или косвенно связано с неблагоприятной окружаю­щей природной средой9. Так, 90 % всех случаев заболеваний раком обу­словлено негативным воздействием факторов окружающей среды. Из них


80 % случаев связано с воздействием химических канцерогенов и около 10 % - радиационных10.

Фактом, подтверждающими взаимосвязь неблагоприятных экологиче­ских факторов и ухудшения состояния здоровья населения, является ситуа­ция в Семипалатинском регионе. По словам Президента РК Н.А. Назарбае­ва, «Начиная с первых наземных взрывов в 1949 году, наблюдается устой­чивая тенденция роста числа заболеваний среди жителей Семипалатинской и Павлодарской областей, Алтайского края и других территорий, подверг­шихся многократному воздействию радиационного облучения. Это касается таких заболеваний, как рак легких и молочной железы, лимфогемобластоз и целого ряда других злокачественных патологий. В целом, количество рако­вых заболеваний вообще возросло в три раза с момента начала испытаний. Даже по состояние на 2000-й год, общий уровень заболеваемости в районах, прилегающих к полигону, остается на 38% выше, чем этот показатель в среднем по Казахстану.

Именно в этих районах, близких к Семипалатинскому полигону, особен­но много возникает случаев рождения детей с различными аномалиями в развитии, с физическими и умственными недостатками.

Вообще состояние, связанное с репродукцией человека в этих районах, просто катастрофическое.

Особенно это проявляется в многочисленных случаях спонтанного абор­
та, недоношенности, выкидышей, недоразвития плода, тяжелых родов. Как
говорят специалисты, они связаны именно с генетическими мутациями,
I возникшими из-за воздействия кратковременной и остаточной радиации.

Количество рожденных детей с умственной отсталостью в районе поли­гона превышает общереспубликанский уровень в 3,5 раза! Особенно это ка­сается тяжелых форм, например, олигофрении»". Даже с момента закрытия полигона «под действием остаточной радиоактивности количество врож­денных патологий возросло в пять раз, т.е. на 500%!»12

Не избежало печальной участи и население Приаралья. В зоне экологи­ческого бедствия Приаралья (178 населенных пунктов с населением 186,3 тыс. человек) наблюдается высокий уровень желудочно-кишечных заболе-



Там же. 9 Олдак П.Г. Колокол тревоги. — М, 1990. С. 5.


Кузенной А. Жертвы и герои зон «белой смерти» // Вестник Казахстана. 1994. 20 мая.

11 Назарбаев Н. А. Эпицентр мира. - Астана: «Елорда», 2001. С. 66-67.

12 Там же. С.68.


ваний и анемии, особенно среди женщин и детей, детской смертности и врожденной патологии13.

Как видим, перед нынешним поколением стоит серьезная экологическая проблема, которая может быть решена различными способами. Юристов же интересует правовой способ решения названной проблемы. От других он отличается специфическими средствами, к которым относятся специальные правовые нормы - экологические, закрепленные в них экологические тре­бования к хозяйственной и иной деятельности, меры юридической ответст­венности за экологические правонарушения и т. д. Указанные нормы в сво­ей совокупности образуют экологическое право.

Интересна история развития экологического права, его преподавания в вузах страны.

На 1 этапе (1917-1960 годы), когда главным во взаимодействии об­щества и природы было лишь использование природных ресурсов, в юри­дических вузах изучалось «Земельное право», в котором охватывались от­ношения по использованию земель и других природных ресурсов (недр, вод, лесов).

На 2 этапе (60-70 годы), когда, наконец-таки, стали признавать важным делом охрану природы, в юридических вузах появилась новая дисциплина «Земельное право и правовая охрана природы».

3 этап (начало 70-х годов и до 1984 года) характеризовался разделением «Земельного права и правовой охраны природы» на две самостоятельные дисциплины - «Земельное право» и «Правовая охрана природы». Затем «Зе­мельное право», охватывающее множество тем, связанных с использовани­ем не только земель, но и других природных объектов, было трансформи­ровано в «Природоохранительное право».

4 этап начался в 1984 году, когда в московских юридических вузах была введена новая дисциплина «Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды».

Однако дальнейшее обострение экологических проблем в общенацио­нальном и глобальном масштабах создало условия для более точного на­именования - «Экологическое право», и с 1988 года с таким наименовани­ем данная дисциплина вошла в учебные планы юридических вузов. От­крылся новый 5 этап.

Что же понимается под экологическим правом, является ли оно само­стоятельной отраслью права?

Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы: одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 годаК 1241 /Справочная правовая система ЮРИСТ. 8


Вопрос о признании экологического права отраслью права тесно связан с вопросами о подходящем наименовании данной отрасли права и отнесе­нии ее либо к основным, либо к комплексным отраслям права.

Большинство ученых-экологов оправдывает существование экологиче­ского права как отрасли права, объединяющей в себе природоохранитель­ное и природноресурсовое право.

Б. В. Ерофеев считает, что уже сложились условия для возникновения самостоятельной отрасли «экологическое право» в системе современного права. К этим условиям он относит:

1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отно­шений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

3) потребность в особом методе правового регулирования;

4) наличие либо потребность в особых источниках права'4.

По мнению этого ученого, экологическое право как отрасль права пред­ставляет собой систему правовых норм, специфическим образом регули­рующих экологические общественные отношения в целях достижения гар­моничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле15.

С точки зрения В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева, «признаками любой от­расли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдель­ную отрасль права, служат наличие государственной и общественной по­требности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособ­ленного законодательства и особых источников права. Все эти признаки присущи экологическому праву, и поэтому его относят к самостоятельной или отдельной отрасли права. Как отрасль права экологическое право пред­ставляет собой систему правовых норм, регулирующих специфические -экологические - общественные отношения в процессе взаимодействия об­щества и природы»16.

По мнению О.Л. Дубовик, в качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность эколо-

14 Ерофеев Б.В. Экологическое право. — М.: ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2006. С. 38.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. — М.: Юристь, 1996. С. 86.

16 Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я Сухарева. - М.:ИМПЭ, 1997. С. 35.


гического права обусловлена наличием собственного предмета ре­гулирования - экологически значимого поведения людей - и спе­цифических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих эле­ментов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены дру­гими отраслями права17.

Итак, для выделения отрасли права, в самостоятельную необходимо на­личие следующих условий:

1) наличие государственного и общественного интереса в создании та­кой отрасли;

2) собственный предмет регулирования, который составляют уникаль­ные общественные отношения;

3) наличие либо потребность в особых источниках права;

4) своеобразные принципы правового регулирования общественных отношений;

5) специфические задачи, которые не могут быть решены другими от­раслями права.

По нашему мнению, в настоящее время методы правового регулирова­ния не играют определяющей роли в обособлении совокупности норм в са­мостоятельную отрасль права, как это было раньше.

М. М. Бринчук под экологическим правом (правом окружающей среды) понимает совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регу­лирующих конкретные общественные отношения собственности на природ­ные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ре­сурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юриди­ческих лиц18.

О.Л. Дубовик считает, что экологическое право - самостоятельная ком­плексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодейст­вия общества и человека с окружающей средой19.

Разделяют точку зрения об экологическом праве как отрасли права и представители казахстанской эколого-правовой школы: Д. Л. Байдельдинов,

Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. СЮ.

Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). — М.: Юристъ, 1998. С. 76.

" Дубовик О.П. Указ. раб. С. 10. 10


С. Б. Байсалов, А. С. Еренов, СТ. Культелеев, Н. Б. Мухитдинов, А. С. Стамкулов. В частности, А. С. Стамкулов считает экологическое пра­во важнейшей отраслью права, представляющей собой совокупность право­вых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодейст­вия общества и природы20.

По мнению Д. Л. Байдельдинова, наличие огромного нормативного ма­териала по правовой экологии, выделение среди функций государства само­стоятельной экологической функции и ряд других моментов не замедлили вызвать новые точки зрения ученых по поводу появления в системе совре­менного права самостоятельной отрасли - «экологическое право»21. Под ней следует понимать «интегрированную, комплексную отрасль современного права, включающую в себя совокупность правовых норм, регулирующих экологические отношения, возникающие между государством и его субъек­тами по поводу взаимодействия с природой и отдельными природными ре­сурсами»22.

Однако следует отметить, что существует и противоположная точка зре­ния. В соответствии с концепцией, выдвинутой В. В. Петровым, в системе права нет места для экологического права, а экологическую нагрузку должны нести все отрасли права, так или иначе связанные с регулированием взаи­модействия общества и природы. Здесь же выделяются отрасли, регулирую­щие отношения в сфере «общество - природа» - природноресурсовое и при­родоохранительное право, которые именуются экологическими отраслями23.

Спустя некоторое время В. В. Петров отказался от этой точки зрения и определял экологическое право как систему норм, регулирующих ресурсо-вые и охранительные отношения в процессе хозяйственного использования окружающей природной среды24.

В настоящее время этот автор вернулся на исходные позиции и признает экологическое право не как совокупность природоохранительного и при-родноресурсового права, а как тождественную природоохранительному праву отрасль, хотя при этом дает весьма многозначительную формулиров­ку, позволяющую широко толковать понятие экологического права - как

20 Стамкулов А. С. Экологическое право Республики Казахстан на пороге
XXI века // Право и государство. — 1997. —№4. — С. 32.

21 Байдельдинов Д. Л. Экологическое законодательство Республики Казах­
стан. — Алматы: Жет1 жаргы, 1995. С. 9.

22 Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Экологическое право Республики Ка­
захстан. - Алматы: Интерлигал, 2004. С.39.

23 Петров В. В. Экология и право. — М., 1981. С. 47-52.

24 Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Ев­
ропы. — М., 1990. С. 36.


«совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы»25. Правда, в качестве предмета этой отрасли В. В. Петров указывает отраслевые экологические отношения (зем-леохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоох-ранительные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха) - и комплексные экологические, относящиеся к охране природных террито­рий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных санитарных и иных зон26.

Н. И. Матузов и А. В. Малько также не находят места в системе права экологическому праву, как совокупности природноресурсового и природо­охранительного права, Они выделяют лишь земельное право и его подот­раслями считают лесное, водное и горное право, а в качестве комплексной отрасли называют природоохранительное (экологическое) право27.

С. А. Комаров также присоединяется к этой точке зрения, однако, разде­ляет природоохранительное право и право природопользования. Последнее включает самостоятельные отрасли: земельное право, водное право, лесное право, горное право, которые он называет относительно самостоятельными системами норм28.

Проанализировав различные точки зрения на то, существует ли экологи­ческое право в системе современного права как самостоятельная отрасль, автор присоединяется к ученым-экологам, признающим экологическое пра­во в качестве отрасли права, объединяющей в себе природоохранительное право и природноресурсовое право.

Рассмотрим предмет экологического права.

Вопрос о предмете экологического права неоднократно исследовался учеными-экологами в течение многих лет. Тем не менее, актуальность этого вопроса сохраняется и сегодня. Так, по мнению О.Л. Дубовик, «от того, как понимается экологическое право и его предмет в данной стране, зависит определение государственной экологической политики, ее приоритетов, форм взаимодействия с другими видами политик: транспортной, промыш­ленной и т.п. Понимание предмета экологического права сказывается на выборе правовых средств и методов решения конкретных задач, а иногда и лиц, принимающих решение, например, о ввозе опасных радиоактивных от­ходов в страну. Более того, именно эти... проблемы, в конечном счете, оп-


ределяют пределы государственного вмешательства в использование чело­веком окружающей среды или, наоборот, пределы вмешательства общест­венности в государственную экологическую политику... Наконец, от того, как определен предмет экологического права, зависит: кто будет нести от­ветственность за последствия очередной катастрофы - медики, биологи,

~ 29

атомщики, экологи или политики - и какова мера этой ответственности.

С момента признания большинством ученых экологического права ин­тегрированной отраслью права, включающей в себя природноресурсовое и природоохранительное право (1987-1988 гг.), в предмете экологического права усматривали только две группы отношений - природноресурсовые (отношения по рациональному использованию природных ресурсов) и при­родоохранительные (отношения по охране окружающей природной среды).

Так, по мнению Н.В. Кузнецовой, предмет экологического права образу­ет специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Посколь­ку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно ска­зать, что предметом экологического права являются общественные отноше­ния по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды30.

Ю.В. Трунцевский также усматривает в предмете экологического права две группы отношений: по изучению, сохранению и воспроизводству окру­жающей среды, включая предупреждение и устранение последствий хозяй­ственной деятельности человека; по рациональному использованию при­родных ресурсов, удовлетворению потребностей и соблюдению экологиче­ских прав природопользователей31.

Эту точку зрения поддерживают и ученые Казахстана.

Так, Д.Л. Байдельдиыов отмечает, что к экологическим отношениям можно отнести те общественные отношения, в которых объектом выступа­ют природа и природные ресурсы, отвечающие определенным критериям32.

Е.В. Новикова указывает, что в научной и учебной литературе по эколо­гическому праву в качестве предмета этой комплексной отрасли права (или общности правовых норм) традиционно выделяются две группы общест-



Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 62. 26 Там же. С. 56.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. — М, 1996. С. 362-367.

28 Комаров С. Л. Общая теория государства и права. — М., 1998. С. 277. 12


Дубовик О.Л., Кремер Л. Любе-Вольфф. Экологическое право. - М.: Экс-мо, 2005. С.17-18.

30 Кузнецова Н.В. Экологическое право. - М: Юриспруденция, 2000. С.5.

31 Трунцевский Ю.В. Экологическое право России. - М.: «Издательство
ПРИОР», 1999. С.7.

32 Байдельдинов Д.Л., Бекишева С.Д. Указ. раб. С.27.


венных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды как две неразрывно взаимосвязанные части33.

Вместе с тем, мы полагаем, что понятие предмета экологического права следует уточнить. В некоторых формулировках современных ученых пред­мет экологического права определяется недостаточно четко, что вызывает неоднозначность в толковании и рождает критические замечания.

Даже излюбленная большинством авторов формулировка (В.В. Петров, О.Л. Дубовик, Н.В. Кузнецова и др.) «отношения в области (процессе) взаимодействия общества и природы» может вызвать неверное толкование. Так, Н.А. Духно отмечает, что «нельзя считать правомерными, правиль­ными утверждения, иногда встречающиеся в литературе, что экологиче­ское право регулирует отношения между человеком и природой. На­пример, известный советский правовед-эколог В.В. Петров писал, что взаимосвязь человека и природы является общественным отношением, действующим в рамках конкретной социально-экономической форма­ции34. Между природой и обществом существует взаимосвязь. Это - бес­спорно. Но она не общественная, а естественно-историческая, посколь­ку человек - дитя природы, а она - его мать. Общественные отношения - суть отношения только между людьми и внутри общества между ра­зумными существами, потому и регулируемые правом. Кто не может читать и понимать нормы права, тот не может быть субъектом общест­венных, регулируемых правом, отношений35.

Б. В. Ерофеев называет в качестве предмета экологического права «складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и органи­зациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного использования природных объ­ектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах на­стоящего и будущих поколений»36. С этим определением согласен и казах­станский ученый СТ. Культелеев37.

33 Новикова Е.В. Теоретические проблемы развития экологического законо­
дательства в Республике Казахстан. - М.: Юристь, 1999. С.20.

34 Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды /Под
ред. проф. В.В.Петрова. - М.: Юридическая литература, 1986.

35 Духно Н.А. Теоретические основы обеспечения экологического правопо­
рядка: Дисс. докт. юрид. наук. - М., 2000. С.26.

36 Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М: ИНФРА-М, 1996. С. 96.

37 Культелеев СТ. Экологическое право Республики Казахстан. - Алматы:
ТОО ИК HAS, 2003. С.53.


Если исходить из этого понятия, то может показаться, что указанные от­ношения составляют узкую сферу, часть всех экологических отношений, т. к. речь идет об отношениях между гражданами и организациями при обя­зательном участии государства. В таком случае возникает вопрос, какой же отраслью права должны регулироваться отношения между двумя граждана-ми-природопользователями?

Позже Б.В. Ерофеев указывает в качестве предмета экологического пра­ва «экологические общественные отношения, связанные с функционирова­нием всех природных объектов, их экосистем и других материальных объ­ектов природы, влияющих на качество жизни, условия жизнедеятельности, здоровье человека или взаимодействие этих факторов при одновременной их охране в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений» 3S.

В учебнике известного ученого В.В. Петрова также имеются неясности в определении предмета экологического права. Так, в одном случае он указы­вает, что предметом экологического права являются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха. Вторая группа - комплексные экологические) отношения - относится к охране природных территорий, комплексов, при-родно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, сани­тарных и иных зон39. То есть здесь указана только одна группа отношений -природоохранительные. В другом случае В.В. Петров указывает и вторую группу экологических отношений - природноресурсовые40.

Такое же двоякое понимание только с уклоном в сторону природополь­зования характерно для авторов учебника «Экологическое право» Мисник Г.А., Мисник Н.Н. и Нарежной Е.В.

Они утверждают, что предмет экологического права составляют обще­ственные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природу как важнейшую составляющую окружающей среды в пределах территории РФ, а также на

Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М: ИД «Форум»: ИНФрД-М 2006 С.42.

3' Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Бек, 1995. С.55-56. 40 Там же. С.59.


континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ41. Следовательно, здесь предмет экологического права составляют природно-ресурсовые отношения.

Однако далее они пишут: «По своему содержанию экологические отно­шения делятся на две группы:

1) отношения природопользования, содержание которых составляют имущественные права и обязанности субъектов экологического права;

2) природоохранительные отношения, содержание которых составляют права и обязанности субъектов экологического права в сфере государствен­ного управления природопользованием и охраной окружающей среды и обеспечения экологического правопорядка»42.

Как видим, и здесь понимание предмета экологического права является противоречивым. Кроме того, непонятно, почему в содержании природо­охранительных отношений акцентируется внимание на правах и обязанно­стях субъектов экологического права именно в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, ведь в механизме охраны окружающей природной среды элементами являются и органы местного самоуправления, и общественность. А сфера обеспечения экологического правопорядка предполагает не только обязанности по охра­не окружающей природной среды, но и по рациональному природопользо­ванию.

Несколько неточным является и понимание предмета экологического права В. Д. Ермаковым, А. Я. Сухаревым и др. В качестве предмета эти уче­ные называют те волевые общественные отношения, которые имеют своим объектом охрану и использование окружающей природной среды и ее отде­льных объектов в процессе взаимодействия общества и природы и урегули­рованные нормами экологического законодательства43. Здесь авторы, по на­шему мнению, допустили ошибку, присовокупив к определению послед­нюю фразу - «и урегулированные нормами экологического законодательст­ва». Сразу возникает вопрос: зачем уже урегулированным нормами экологи­ческого законодательства отношениям быть предметом эколого-правового регулирования? Урегулированные нормами отношения выступают в качест­ве правоотношений, и, следует заметить, урегулированные не просто норма­ми законодательства, а нормами права, ведь последнее гораздо шире, чем

41 Мисник Г.А., Мисник Н.Н., Нарежная Е.В. Экологическое право. - Рос­
тов-на-Дону: Феникс, 2006. С.19.

42 Там же. С.20.

43 Экологическое право России /Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. -
М.:ИМПЭ, 1997. С. 39.


первое, т. к. помимо нормативных актов в это понятие входят и междуна­родные источники, и договоры, и даже обычаи.

Ю.В. Трунцевский почему-то включает в предмет экологического права отношения по изучению окружающей среды44. Такую же ошибку допускает

и Р.С. Маковик45.

По нашему мнению, хотя экологическим правом регулируются отноше­ния по мониторингу окружающей среды, учету природных ресурсов, отно­шения по изучению окружающей среды не следует выделять в предмете экологического права как самостоятельную группу отношений. Изучение окружающей среды характерно как для природноресурсовых отношений, так и для природоохранительных отношений, и в первом, и во втором слу­чае, это основной фактор их реализации. Без экологической информации невозможно осуществление этих отношений.

Интересна точка зрения на предмет экологического права, высказанная М. М. Бринчуком. Он подчеркивает, что вне отношений по природопользо­ванию и охране окружающей среды остаются лишь отношения по охране и защите экологических прав и законных интересов физических и юридиче­ских лиц. Регулирование этих отношений выделяется в отдельную группу общественных отношений, образующих предмет экологического права46.

По его мнению, предмет данной отрасли образуют отношения:

- собственности на природные объекты и ресурсы;

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды от разных форм деградации;

- по защите экологических прав и законных интересов физических и

юридических лиц47.

На наш взгляд, последний элемент обязательно надо выделять в опреде­лении экологического права, учитывая то значение, которое придается эко­логическим правам и интересам личности в настоящее время в Республике Казахстан, о чем свидетельствует принятие и претворение в жизнь Концеп­ции экологической безопасности Республики Казахстан. «Главным объек­том этой концепции должна стать экологическая безопасность человека,

44 Трунцевский Ю.В. Экологическое право России. - М: «Издательство

ПРИОР», 1999. С.7.

45 Маковик Р.С. Экологическое право, Определения, схемы, комментарии. -

М: Манускрипт, 1996. С.4.

46 Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права//Государство

и право. -1998. - №9. -С 27.

47 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). - М.:

 

Юристъ, 1998. С.63.

Оку зальГ^№ 2] (Читальный зал


т. е. состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и, прежде всего, прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду»48.

Остается спорным выделение в предмете экологического права отноше­ний собственности на природные объекты и ресурсы.

Первоначально автором поддерживалась позиция, согласно которой этом факт бы несколько преждевременным. «Хотя в настоящее время в свя­зи с признанием частной собственности на землю увеличилось количество норм, регулирующих отношения собственности, однако последние не явля­ются специфичными только для экологического права, а составляют ПреД-мет гражданского права».

Такое же мнение было высказано и СТ. Культелеевым50.

В настоящее время данная позиция нами пересмотрена. Отношения собственности на природные объекты и ресурсы все же следует включить в предмет экологического права.

Во-первых, в связи с уникальностью самих природных объектов, кото­рые мы не может приравнивать к обычному имуществу, так как они не сде­ланы руками человека, не имеют стоимости.

Во-вторых, основные нормы о собственности на природные ресурсы со­держатся именно в экологическом праве. В гражданском - указаны лишь общие основы, а специфика отражена в Земельном, Водном, Лесном кодек­сах РК. Например, для собственников природных ресурсов существуют ог­раничения в праве распоряжения. Для физических, юридических лиц и даже для государства установлен запрет на уничтожение природных ресурсов.

В настоящее время дискутируется вопрос о дальнейшем расширении предмета экологического права за счет включения в него экологической безопасности, экологического правопорядка.

Так, Ю.Е. Винокуров и другие указывают, что предметом экологическо­го права будут являться регулируемые нормами экологического права об­щественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения эко­логической безопасности51.

Стамкулов А. С. Экологическое право Республики Казахстан на пороге XXI века //Право и государство. - 1997. - № 4. - С.34.

49 Бекишева С.Д. Экологическое право Республики Казахстан. - Караганда:
Арко, 2001.С.9.

50 Кулыпелеев СТ. Указ. раб. С.47.

1 Экологическое право: курс лекций и практикум /Под ред. Ю.Е. Винокуро­ва. -М.: Экзамен, 2005. С. 17. 18


По нашему мнению, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности не следует выделять в качестве самостоятельной группы от­ношений, так как это будет означать узкое понимание экологической безо­пасности: только в сфере защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Другими словами, эта та же группа отношений, выделенная нами - по охране эколо­гических прав и законных интересов физических, юридических лиц и госу­дарства, только с другим наименованием. Видимо, именно это авторы и хо­тели отразить в своем определении предмета экологического права.

Однако Ю.Е. Винокуров и другие авторы выделяют не просто отноше­ния в сфере экологической безопасности, что означало бы отношения по охране экологических прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства. Они указывают «отношения в сфере обеспечения эколо­гической безопасности», а это более широкое понятие. Следует различать понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безо­пасности». Первое понятие означает состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, воз­никающих в результате антропогенных и природных воздействий на окру­жающую среду. Второе понятие означает деятельность и оно более широ­кое, так как обеспечение защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате ан­тропогенных и природных воздействий на окружающую среду, предполага­ет не только охрану экологических прав общества и государства, но и охра­ну самой окружающей природной среды.

О.Л. Дубовик также предлагает использовать широкий подход к пони­манию предмета экологического права, так как «узкий подход, охватываю­щий лишь сферу охраны окружающей среды, вряд ли отвечает современной социально-экологической ситуации; он не отражает всех направлений взаи­модействия общества с нею. Широкий подход позволяет использовать больший набор правовых средств и методов влияния на поведение людей, регулируя больше областей жизнедеятельности человека, адаптируется к масштабности глобальных задач, стоящих перед человечеством52. Расшире­ние предмета экологического права, по ее мнению, должно произойти за счет включения в него экологической безопасности, экологического право­порядка.

Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 12!


В целом, поддерживая это утверждение, мы сомневаемся лишь в необ­ходимости включения в предмет экологического права экологического правопорядка, так как он, по нашему мнению, является конечной целью и результатом реализации норм права, поэтому не может рассматриваться в одном ряду с регулируемыми общественными отношениями.

По нашему мнению, в предмете экологического права следует выделить отдельно отношения по экологическому управлению и отношения по реали­зации экологической ответственности.

Причинами для включения их в предмет экологического права являются следующие факторы:

1) уже давно нормы об экологическом управлении и экологической от­
ветственности стали включать в содержание источников экологического
права. Так, в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 года имеется Гла­
ва 3 «Компетенция государственных органов в области охраны окружаю­
щей среды и природопользования», Раздел 9 «Ответственность за экологи­
ческие правонарушения и разрешение экологических споров». Аналогич­
ные главы и разделы, касающиеся отдельных природных объектов, есть в
Земельном, Водном, Лесном кодексах РК, Законе РК «Об охране, воспроиз­
водстве и использовании животного мира». Непосредственными источни­
ками экологического права являются принятые Постановление Правитель­
ства Республики Казахстан «Об утверждении размеров возмещения вреда,
причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и
использовании животного мира» от 4 сентября 2001 года и Постановление
Правительства Республики Казахстан «Об утверждении базовых ставок для
исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законода­
тельства Республики Казахстан» от 31 мая 2007 года.

Следовательно, отношения по экологическому управлению и отношения по реализации экологической ответственности стали предметом правового регулирования экологического права.

2) Несмотря на то, что данные отношения регулируются не только нор­
мами экологического права, они все же имеют некоторые специфические
черты. Например, такая функция как планирование подразделяется не толь­
ко на территориальное и отраслевое, но и поресурсное (разработка специ­
альных планов и программ по оздоровлению природных комплексов и от­
дельных природных ресурсов), а в государственном управлении в области
использования и охраны вод реализуется бассейновый принцип организа­
ции управления. Что касается экологической ответственности, то также есть

Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года //Казахстанская правда. -2007. 23 января. 20


особенности в ее реализации. Например, сумма ущерба исчисляется по спе­циальным методикам либо по заранее установленным таксам в отношении растительного и животного мира, допускается возмещение ущерба в нату­ральной форме (посадить деревья взамен срубленных, предоставить анало­гичный земельный участок и т.д.).

Интересная точка зрения на предмет экологического права представлена в научных исследованиях известного ученого-эколога В.Н. Яковлева. Свою концепцию образования новой комплексной отрасли экологического права он обосновал еще в 1988 году и опубликована в монографии «Экологиче­ское право». По его мнению, предмет комплексной экологической отрасли права представляет собой сложную совокупность общественных отноше­ний, возникающих в процессе использования и охраны природных ресурсов во всех четырех фазах экономического общественного воспроизводства, а также в процессе духовного производства и в непроизводственной сфере. Сюда относятся также отношения по восстановлению (улучшению) возоб­новимых природных ресурсов и охране окружающей среды. Нормы, регу­лирующие экологические и природоресурсные отношения, не представляют собой однородную правовую общность, которая составила бы самостоя­тельную отрасль права в традиционном смысле. Привлекаются нормы раз­личных отраслей права, социально-экологически и экономически взаимо­связанных между собой, не только земельное, горное, водное, лесное, фау-нистическое и воздушное право, а также аграрное, гражданское, админист­ративное и другие отрасли права, интегрированные нормы которых обра­зуют комплексную отрасль экологического права. По сфере применения рассматриваемые нормы относятся к экологическим и природоресурсным общественным отношениям. Значительное место здесь занимают юридико-технические (агробиосанэкологические) нормы, которые во много опреде­ляют содержание эколого-трудовых правоотношений.

В соответствии с рассматриваемой концепцией В.Н. Яковлевым обозна­чены следующие правовые институты: право государственной, муници­пальной, частной и иных форм собственности на природные ресурсы как основа природопользования и охраны окружающей среды во всех фазах общественного воспроизводства (1); государственное и муниципальное управление в области природопользования и охраны окружающей среды (2); природопользование и охрана окружающей среды в фазе производства (3); природопользование и охрана окружающей среды в фазе распределения (4); природопользование и охрана окружающей среды в фазе обращения (5); природопользование и охрана окружающей среды в фазе потребления (6); природопользование и охрана окружающей среды в непроизводственной сфере (особоохраняемые территории, рекреация, туризм, охрана генофонда


и т.п.) (7); природопользование и охрана окружающей среды в духовном производстве (8); природопользование и охрана окружающей среды в насе­ленных пунктах (9); природопользование и охрана окружающей среды в рамках международной торговли и углеводородного рынка (10)54.

Еще одной современной проблемой теории экологического права явля­ется вопрос о соотношении предмета экологического права и эколого-

процессуальных отношении, которые выделяются рядом авторов.

Бесспорно, что эколого-процессуальные отношения существуют. Но мы считаем, что они находятся вне предмета экологического права, так как по­следнее представляет собой право материальное. По мнению М.А. Аленова, эколого-правовые материальные отношения формируются в сфере взаимо­отношений между обществом и природой, а эколого-процессуальные отно­шения представляют собой самостоятельный сегмент отношений, урегули­рованных отраслевыми положениями материального права56.

Проблема состоит в том, что на сегодняшний день экологическое про­цессуальное право не выделено в самостоятельную отрасль права и регули­рование эколого-процессуальных отношений осуществляется в рамках норм, составляющих экологическое право.

Итак, по нашему мнению, в качестве предмета правового регулирова­ния современного экологического права могут выступать отношения:

- по охране экологических прав и законных интересов физических, юри­дических лиц, КФХ и государства;

- по охране окружающей природной среды (природоохранительные от­ношения);

- по рациональному использованию природных ресурсов (природноре-сурсовые отношения);

- отношения собственности на природные ресурсы;

- отношения по экологическому управлению;

- отношения по реализации экологической ответственности.

54 Яковлев В.Н. Воскрешение невостребованной концепции межотраслевой
интеграции правовых норм в комплексной отрасли экологического права в совре­
менных условиях //Аграрное и земельное право. - 2009.

55 Гетьман А.П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом пра­
ве. Харьков: Основа, 1990; Аленов М.А. Экологический процесс: нормативное регу­
лирование и проблемы правоприменения: Монография. - Астана.: ТОО «Профи-
Макс ДК», 2007.

56 Аленов М.А. Экологический процесс: нормативное регулимрование и про­
блемы правоприменения: Монография. - Астана.: ТОО «ПрофиМакс ДК», 2007.
С.64.


Обобщенно их можно обозначить как общественные экологические от­ношения.

Общественные экологические отношения - общественные взаимо­связи между субъектами, возникающие по поводу реализации экологиче­ских прав и законных интересов либо экологических обязанностей.

Уникальность этих отношений проявляется в объекте и предмете эколо­гических отношений.

Объектом экологического отношения является взаимодействие субъ­ектов данного отношения, складывающееся в процессе реализации экологи­ческого права, законного экологического интереса либо экологической обя­занности.

Предметом экологического отношения выступает окружающая при­родная среда либо ее элементы.

В качестве интегрированного предмета экологических отношений вы­ступает окружающая природная среда, которая включает в себя «природу как систему естественных экологических систем, и окружающую человека среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека»57.

В п.24 ст.1 Экологического кодекса РК дается определение окружающей среды: окружающая среда - совокупность природных и искусственных объ­ектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии. По нашему мнению оно требует корректиров­ки: окружающая природная среда - совокупность природных (включая ат­мосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные во­ды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаи­модействии) и природно-антропогенных объектов. Под природно-антропогенным объектом следует понимать часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека.

В качестве дифференцированных предметов экологических отношений выступают элементы окружающей природной среды - природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы.

В соответствии с п.47 ст.1 Экологического кодекса РК природные объ­екты - естественные объекты, имеющие границы, объем и режим существо­вания. Однако таких характеристик недостаточно для определения природ­ного объекта.

По мнению В.В. Петрова, природный объект - составная часть окру­жающей природной среды, охраняемая действующим законодательством,

Петров В. В. Экологическое право России. — М.: Бек, 1995. С. 541.


обладающая признаками естественного происхождения, состояния в эколо­гической цепи природных систем, способная выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека58.

Нами предлагается следующее определение:

Природный объект - это составная часть окружающей природной сре­ды, способная выполнять присущие только ей экологические, экономиче­ские, культурные и оздоровительные функции.

К природным объектам мы относим земли, недра, воды, леса, раститель­ный мир вне лесов, животный мир, атмосферный воздух.

В п.48 ст.1 Экологического кодекса РК дается понятие природных ре­сурсов: это природные объекты, имеющие потребительскую ценность: зем­ля, недра, воды, растительный и животный мир. Данное понятие не является правильным, так как здесь происходит отождествление природных ресурсов и природных объектов и непонятно, в чем же разница.

Полагаем, что природный ресурс - это составная часть природного объекта, окружающей природной среды, используемая для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей человека и общества ли­бо предназначенная для такого использования.

Природные ресурсы классифицируют на исчерпаемые (лесные, земель­ные, водные ресурсы) и неисчерпаемые (солнечные, климатические, энерге­тические); возобновляемые (лесные ресурсы, ресурсы животного мира) и невозобновляемые (ресурсы недр).

Природный комплекс - это совокупность взаимосвязанных природных объектов, специально обособленная с целью установления особого режима использования и охраны (заповедники, заказники, национальные природные парки и т. д.).

Не все отношения, связанные с природными явлениями, являются эколо­гическими, а только те, в которых предмет отношения обладает следующи­ми тремя признаками:

1) естественным источником происхождения, т. е. данный предмет произошел естественным путем, а не создан искусственно. Вследствие это­го предмет экологического отношения не имеет стоимости, что и отличает его от товарно-материальных ценностей;

2) взаимосвязью с окружающей природной средой, т. е. данный предмет функционирует в составе естественных экосистем. Не являются экологическими, например, отношения по содержанию диких животных и птиц, изъятых из естественной среды обитания, отношения по использова-

58 Там же. С. 105. 24


нию на производстве и в быту воды, газа и других полезных ископаемых. Эти отношения регулируются нормами иных отраслей права;

3) социально-экологической ценностью, которая заключается в том, что данный предмет способен обеспечивать качество окружающей природ­ной среды, выполнять функции жизнеобеспечения и тем самым представля­ет ценность для общества. Экологическим правом не охраняются природ­ные явления, стихийные силы, которые противостоят интересам общества и задачам обеспечения качества окружающей природной среды (например, эрозия почв, сели, наводнения, опустынивание и т. д.).

Экологическое право как отрасль права характеризуется методом право­вого регулирования.

Метод правового регулирования экологических отношений пред­ставляет сочетание публично-правового и частно-правового методов пра­вового регулирования.

Суть публично-правового метода регулирования (метода власти и под­чинения) заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и ис­полнению правовых предписаний. Сходство метода экологического права с публично-правовым методом проявляется в том, что одна из сторон в пра­вовом отношении находится в подчинении у другой. В ряде случаев сторо­ны, участвующие в экологических правоотношениях, не равны: одна из сто­рон выступает как носитель власти, так как управомочена давать опреде­ленные предписания другой стороне, а последняя подчинена этой власти и обязана выполнять даваемые ей предписания. Такой характер носят взаимо­отношения между органами Министерства охраны окружающей среды РК и природопользователями.

Сходство с публично-правовым методом проявляется и в том, что воз­никновение, изменение и прекращение экологических правоотношений происходит в ряде случаев в силу административного акта или решения со­ответствующих органов государственной власти и управления о предостав­лении природных ресурсов в пользование или об их изъятии. Например, ле­сорубочный билет является основанием для возникновения и реализации лесных правоотношений.

Однако экологические правоотношения возникают не только в силу ад­министративных актов, но и из договоров, что является характерным для частного права. Например, по договору аренды земли, заключенному с аки-матом, граждане осуществляют право землепользования.

Методу экологического права присущи и другие черты, свойственные частно-правовому методу. Так, экологическое право обеспечивает всем субъектам экологических правоотношений определенную обособленность и


самостоятельность в использовании природного ресурса, а также опреде­ленную автономию. Ни одно лицо не может получить и использовать при­родные ресурсы помимо своей воли.

И, наконец, главное сходство с частно-правовым методом заключается в том, что для субъектов в ряде случаев характерны отношения юридического равенства. Так, правоотношения между арендодателем земли и арендатором основаны на равноправии и взаимной неподчиненности.

Зная предмет и метод правового регулирования отрасли «экологическое право», можно сформулировать следующее определение.

Экологическое право - это совокупность правовых норм, регулирую­щих общественные экологические отношения, возникающие по поводу реа­лизации экологических прав и законных интересов либо экологических обя­занностей.

Является актуальным вопрос о наименовании данной отрасли права. На­звание «Экологическое право» уже давно оспаривается. Взамен предлагает­ся концепция «Права окружающей среды». Однако даже в это наименова­ние ученые-экологи вкладывают разный смысл.

Одни авторы предлагают название «Право окружающей среды», синони­мами которого являются экологическое право и природоохранительное право. Сторонники этой концепции (Колбасов О. С. и др.) утверждают, что охрана окружающей природной среды как комплексная общечеловеческая проблема решается средствами всех отраслей права, что существует тенденция к объе­диненному правовому регулированию всей совокупности отношений по ис­пользованию и охране окружающей среды и в будущем будет сформирована «весьма фундаментальная отрасль права - право окружающей среды или эко­логическое, энвайроментальное право, которое будет опосредовать широкий круг отношений по использованию и охране природы»59.

По мнению Н. И. Краснова, «само использование природных объектов включает в себя природоохранительный элемент и нет нужды разделять при­родопользование и охрану природы. Это разделение основано на устаревшем понятии рационального природопользования как лишь экономическом, по­требительском отношении к природе, не имеющем экологического содержа­ния. А ведь природопользование не только служит удовлетворению потребно­стей человека, но и воздействует на количественное и качественное состояние природы. Здесь коренится сама проблема охраны природы, потому что от способов, приемов, технологий природопользования зависит возможность на­ступления вредных для природы явлений. Природопользование, следователь­но, не только экономически, но и экологически значимое поведение людей.

Колбасов О. С. Экология: политика-право. - М, 1976. С. 144-167.


Необходимо отказаться от одностороннего (только экономика) понимания ра­ционального природопользования. Невозможно в современных условиях при­знать рациональным природопользование, нарушающее экологические требова­ния отношения к природе. Вот почему нужно не внедрять экологию в право природопользования, а просто совершенствовать его, создавая правила приро­допользования, мотивированные не только экономически, но и экологически. Для этого не нужна отдельная отрасль природоохранительного права»60.

Также Н. И. Краснов считает, что «ошибочны попытки создать экологи­ческое право, экологическую ответственность, экологический контроль и т. д. Наименование права экологическим (если оно претендует на охват зе­мельного и других отраслей права) неточно отражает предмет его регулиро­вания. Правильным будет следующее наименование - «Право окружающей природной среды», которое охватывает действительно все взаимоотноше­ния общества с природой»61.

Разница между двумя приведенными точками зрения в том, что О. С. Кол­басов называет «правом окружающей среды» совокупность природоохрани­тельных норм, а Н. И. Краснов - совокупность природноресурсовых норм, причем оба предполагают слияние и взаимопроникновение этих норм, их пре­вращение в единое целое- право окружающей (природной) среды.

Считает верной концепцию права окружающей среды, а не концепцию экологического права и А. С. Тимошенко. Он пишет, что за основу наиме­нования отрасли берется предметная сфера, соответствующая категории правоотношений. Если же за основу названия отрасли взять название есте­ственнонаучной дисциплины, исследующей объекты соответствующих пра­воотношений (в нашем случае - «экология»), то это противоречит сложив­шейся юридической практике, т. к. в этом случае мы бы имели «почвоведче­ское», «гидрологическое» право и т. д.62.

Позицию А. С. Тимошенко разделяет Ю. С. Шемшученко, который при­водит дополнительные аргументы в пользу названия отрасли «право окру­жающей среды». «Последующий переход на концепцию охраны окружаю­щей среды в сфере правотворчества и науки будет способствовать сближе­нию норм и институтов советской правовой системы с прогрессивными нормами и институтами других государств, более тесному взаимопонима­нию соответствующей отрасли советского права с международным правом

60 Краснов Н. И. Право окружающей природной среды в СССР
//Правоведение. — 1990. — № 4.— С. 28-29.

61 Там же. С. 31-32.

62 Тимошенко А. С. О понятии и содержании права окружающей среды.
//Вестник МГУ. Серия «Право». 1983. № 5. С.48.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: