Для определения размера НДС необходимо четко представлять порядок формирования налоговой базы. Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом важно иметь в виду, что при реализации товаров (работ или услуг), облагаемых по разным ставкам, налоговая база должна определяться отдельно по каждому из этих групп товаров (работ или услуг).
Кроме того, при определении налоговой базы необходимо учитывать следующее:
1) в выручку от реализации товаров (работ или услуг) включаются все доходы, полученные налогоплательщиком как в натуральной, так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами;
2) выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России, который действовал на дату фактической реализации товаров (работ или услуг) или на дату осуществления расходов;
3) цены на реализуемую продукцию устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с покупателем и в этом размере включаются в налоговую базу.
|
|
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ или услуг).
Рассмотрим особенности определения налоговой базы по отдельным способам реализации товаров (работ или услуг), а также по применяемым формам их оплаты.
Во-первых, при осуществлении товарообменных, или так называемых бартерных операций, при безвозмездной передаче товаров (работ или услуг), а также при натуральной оплате труда работников налоговая база представляет собой стоимость этих товаров (работ п.!и услуг), определенную исходя из рыночных цен. При этом указанные цены должны включать сумму акциза (по подакцизным товарам), но без включения в них суммы НДС.
Во-вторых, при реализации товаров (работ или услуг) с учетом субвенций или субсидий, предоставляемых из бюджетов, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ или услуг) исходя из фактических цен реализации. При этом суммы субвенций и субсидий не должны учитываться при определении налоговой базы.
В-третьих, при получении налогоплательщиком полной или частичной оплаты (авансовые платежи) в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.
В-четвертых, при изготовлении товаров из давальческо-го сырья и материалов налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.
В-пятых, при реализации имущества, которое подлежит учету по стоимости, включая уплаченный налог, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью с учетом переоценок.
|
|
В-шестых, при реализации товаров (работ или услуг) но срочным сделкам налоговая база определяется как их стоимость, указанная непосредственно в договоре или контракте, но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен (с учетом акцизов и без включения в них НДС).
В-седьмых, при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другою лица на основе соответствующего договора налоговая база представляет собой сумму дохода, полученную им в виде вознаграждения при исполнении данного договора.
В-восьмых, при осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов любым видом транспорта налоговая база определяется как стоимость этих перевозок, но без включения в нее НДС.
Некоторые особенности в определении налоговой базы имеются при совершении операций по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг для собственных нужд организаций. В этом случае налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ или услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных или однородных товаров (работ или услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде. При отсутствии этих данных налоговая база определяется на основе рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС.
При выполнении налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база представляет собой стоимость выполненных работ, исчисленную исходя из всех фактических расходов на их выполнение.
Особый порядок определения налоговой базы установлен при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Общее правило гласит, что в этом случае налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов. Вместе с тем, если на таможенную территорию РФ ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных с нее с этой целью, то налоговая база определяется только как стоимость этой переработки.
При определении налоговой базы по НДС важно учитывать еще одно немаловажное обстоятельство. В соответствии с положениями НК РФ установленная исходя из сумм облагаемого оборота налоговая база должна быть увеличена на определенные суммы, которые в принципе не должны учитываться при обложении НДС. Включение их в налоговую базу продиктовано исключительно фискальными интересами государства и необходимостью борьбы с уходом от налогообложения.
Многие организации в первые годы введения НДС в целях уклонения от его уплаты искусственно занижали цены на свою продукцию, одновременно предусматривая в договорах поставки крупные штрафные санкции к покупателям в случае невыполнения условий договора. В связи с этим в налоговую базу стали включаться суммы санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров; доходы, полученные за реализованные товары (работы или услуги) на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ или услуг).
Момент определения налоговой базы. Для полноты исчисления сумм налога необходимо точно установить момент определения налоговой базы. Момент определения налоговой базы — это дата, на которую налоговая база считается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить НДС. Вопрос установления момента определения налоговой базы является не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Действительно, а что же должно считаться датой формирования налоговой базы? Является ли этой датой, например, день отгрузки продукции потребителю или отправки ему соответствующих платежных документов? Или это день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия? А как установить момент определения налоговой базы, если осуществляется товарообменная операция или происходит безвозмездная передача товара (работы или услуги)? На эти и другие вопросы российское законодательство дает четкие ответы.
|
|
Моментом определения налоговой базы НДС считается наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки или передачи товаров (работ или услуг) или имущественных прав; день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.
Таким образом, почти для всех налогоплательщиков моментом определения налоговой базы и, следовательно, возникновения обязательства по уплате НДС является дата отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последнее число месяца каждого налогового периода.
Особый порядок определения налоговой базы установлен при получении налогоплательщиком-изготовителем полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, для которых длительность производственного цикла составляет свыше шести месяцев. В этом случае налогоплательщик—изготовитель указанных товаров (работ или услуг) имеет право сам устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки или передачи указанных товаров (работ пли услуг). Но при этом указанный налогоплательщик обязан Обеспечить ведение раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (рабочим или услугам), используемым для осуществления операций но производству товаров (работ или услуг) длительного производственного цикла, а также других операций.
|
|
При реализации товаров (работ или услуг) на безвозмездной основе момент определения налоговой базы устанавливается как день отгрузки или передачи этого товара, выполнения работ или оказания услуг.
Налоговые ставки. Обложение НДС производится по трем основным и двум расчетным налоговым ставкам, применяемым к налоговой базе.
Ставка в размере 0% применяется, в основном, при реализации товаров, экспортируемых за пределы таможенной территории РФ или их получении за пределами Российской Федерации и оприходовании (в случае, если контрактом не предусмотрен ввоз товаров на российскую территорию).
Для обоснования прав на уплату налога по ставке 0% налогоплательщик обязан представить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ, выполнение или оказание указанных работ и услуг.
К их числу, в частности, относятся следующие документы:
1. Контракт (или копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (в Таможенный союз входят Россия, Казахстан и Белоруссия) или на выполнение или оказание указанных услуг.
2. Таможенная декларация или ее копия с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с российской территории.
3. Копии транспортных, товаросопроводительных или других документов с отметками пограничных таможенных органов мест убытия товаров, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Все указанные документы налогоплательщик обязан представить в срок не позднее 180 дней со дня оформления таможенным органом грузовой таможенной декларации на экспорт груза. В случае непредставления документов в установленный срок данный налогоплательщик должен уплатить налог но ставке 18% с доначислением пени за несвоевременную уплату налога.
Налоговая ставка в размере 0% применяется также при реализации услуг по международной перевозке товаров, работ и услуг, выполняемых организациями трубопроводного транспорта по транспортировке нефти, нефтепродуктов до российской таможенной границы для последующего мы нона за пределы Российской Федерации. По указанной ставке облагаются также услуги по транспортировке природного газа, как вывозимого за пределы российской территории, так ввозимого на нее для переработки.
Ставка в размере 0% применяется при реализации товаров (работ или услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств. При этом следует иметь в виду, что указанная ставка применяется только в том случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации.
По налоговой ставке 0% облагается реализация товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента, оформленная соответствующим договором. Для подтверждения обоснованности применения этой ставки налогоплательщик также обязан представить в налоговые органы необходимые документы.
Ставка в размере 0% установлена и в случае реализации товаров на экспорт в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР, а также в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам.
Но ставке 0% облагается реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, которые осуществляют их добычу или производство из лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, а также коммерческим банкам.
По налоговой панке 0% облагается также реализация российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ и услуг по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза.
Налоговая ставка 0% применяется также в отношении товаров, работ и услуг, реализуемых для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ на основании положений международных договоров, предусматривающих освобождение от налога.
Налогообложение но ставке в размере 10% производится при реализации отдельных социально значимых продовольственных товаров.
В состав этих товаров включаются, в частности, мясо и мясопродукты, молоко и молоко продукты, яйца, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба, продукты детского и диабетического питания, овощи и некоторые другие.
Кроме того, по ставке 10% облагается реализация товаров для детей. В перечень детских товаров включены: одежда, обувь, детские кровати и матрацы, коляски, школьные тетради и другие школьно-письменные принадлежности, а также игрушки.
По ставке 10% облагается также реализация зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, и продуктов их переработки.
Налоговая ставка в размере 10% применяется при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также периодических печатных изданий, за исключением изданий рекламного или эротического характера.
Кроме того, по ставке 10% облагается реализация как отечественных, так и иностранных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Ввоз на территорию РФ продовольственных товаров первой необходимости, лекарственных средств, детской одежды и обуви также облагается по налоговой ставке 10%.
Реализация всех остальных товаров (работ или услуг), не освобожденных от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 18%. При ввозе большинства товаров на таможенную территорию РФ они также облагаются по ставке 18%.
Кроме указанных выше базовых ставок НДС в налоговой системе РФ применяются еще и так называемые расчетные ставки. Использование соответствующих ставок налогообложения зависит от применения тех или иных цен реализации в действующей системе ценообразования.
В экономике РФ действуют как свободные (рыночные), так и государственные (регулируемые) цены и тарифы. Если продукция, товары или услуги реализуются но свободным рыночным ценам, то в них не включается НДС. Сумма НДС в этом случае определяется от суммы оборота исходя из соответствующей базовой ставки налога в 0, 10 или 18%.
В государственные (регулируемые) цены и тарифы, как правило, уже включен НДС, В случае реализации товаров, в цены которых включен НДС, применяются расчетные ставки в размере соответственно 9,09 и 15,25%.
Сумма НДС, как и большинства других установленных в Российской Федерации налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы. Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. При этом должны учитываться установленные налоговые льготы, а также предоставленные рассрочки и отсрочки по налогу.
Если производится и реализуется продукция, облагаемая по разным налоговым ставкам, то общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, рассчитанных но каждой группе данной продукции. А как следует поступить в том случае, если у плательщика НДС отсутствует надлежащий бухгалтерский учет или не ведется учет объектов налогообложения? В этом случае налоговые органы согласно положениям НК РФ имеют право исчислить такому налогоплательщику суммы налога расчетным путем на основе данных по другим аналогичным плательщикам налога.
Определенная в изложенном выше порядке сумма налога предъявляется налогоплательщиком покупателю при реализации товаров (работ или услуг) дополнительно к цене или тарифу. При этом соответствующая сумма налога должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах. При реализации товаров, работ или услуг населению по розничным ценам или тарифам соответствующая сумма налога должна включаться в указанные цены или тарифы. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не должна выделяться.
К заполнению счетов-фактур, являющихся одним из главных финансовых документов для контроля за облагаемым оборотом и, соответственно, за исчислением НДС, налоговое законодательство предъявляет особо повышенные требования. Кроме общепринятых реквизитов (покупатель, продавец, наименование товаров (работ или услуг), их количество, пена и стоимость) в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся: суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма этого налога, предъявляемая покупателю, а также стоимость поставляемых товаров (работ или услуг) включая НДС.
При реализации товаров (работ или услуг), операции по которым освобождены от обложения НДС, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы этого налога.
Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива. энергии, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им от поставщика расчетных документах также выделяется НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д. Оплачивая свои покупки, налогоплательщик сверх их цены уплачивает продавцу и сумму НДС. Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей сырья, материалов, топлива, других товаров (работ или услуг), не должны включаться им в расходы на производство и реализацию своей продукции. Эти суммы НДС налогоплательщик должен учитывать отдельно. Такой же порядок установлен в части сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ сырья и т.п.
Не включенные в издержки и учитываемые отдельно суммы налога, предъявленные поставщиком и оплаченные покупателем, в налоговом законодательстве РФ называются налоговыми вычетами. Эти суммы налогоплательщик имеет право исключить из общей суммы налога, определенной исходя из налоговой базы и налоговых ставок. После осуществления вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет.
Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, представляет собой разницу между суммами этою налога по реализованным им товарам (работам или услугам) и суммами налога, предъявленными ему продавцами сырья, материалов, топлива и т.д.
Алюминиевый завод приобрел у обогатительной фабрики глинозем на общую гумму 56 млн. руб. Кроме этой суммы завод оплатил выставленный фабрикой НДС в сумме 10.08 млн. руб. (18% от 50 млн. руб.) Полученный из этого глинозема алюминиевый прокат завод реализовал за 113 млн. руб. Сверх этой цены завод получил от покупателя проката 20,34 млн. руб. НДС (18% от 113 млн. руб.). В бюджет алюминиевый завод должен внести (20,34 - 10,08) 10,26 млн. руб.
А какую сумму должен внести в бюджет налогоплательщик, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму налога, полученную налогоплательщиком от своих покупателей? Налоговое законодательство четко установило, что в этом случае в данном конкретном налоговом периоде налог в бюджет не уплачивается. При этом разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога признается как сумма излишне уплаченного налога, и она подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу или же возвращается налогоплательщику в установленном порядке.
Возникает вопрос: нет ли противоречия между названием налога и механизмом его исчисления и уплаты? Действительно, налог взимается не с суммы созданной добавленной стоимости, а с оборотов по реализации товаров (работ или услуг). Имеется ли в данном случае прямая зависимость между суммой уплаченного в бюджет налога и созданной на каждом предприятий добавленной стоимостью? Рассмотрим на условном примере порядок исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет, конкретными налогоплательщиками.
В каждом из указанных направлений предусмотрен весьма широкий перечень освобождений от уплаты НДС. Поэтому рассмотрим только основные, наиболее важные, виды налоговых льгот по НДС по каждому из указанных направлений.