НДС обладает многочисленными преимуществами по сравнению с другими налоговыми платежами

Во-первых, НДС стимулирует процессы накопления и инвестирования. Это обеспечивается за счет того, что на­правленные на инвестиции финансовые ресурсы освобож­даются от налогообложения.

Во-вторых, НДС имеет более широкую, чем у других на­логов, базу обложения. Это позволяет значительно увели­чить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление.

В-третьих, НДС стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, за счет того, что при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС — в размере 0%.

В-четвертых, НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота является менее «за­метным» и для его плательщика, и для конечного покупа­теля товара, так как данный налог взимается постепенно, на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого на­лога не зависит от количества промежуточных производи­телей и от результатов их финансовой деятельности.

На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% — в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты раз­витых стран постоянно увеличиваются. В настоящее время в странах, его применяющих, поступления НДС формиру­ют в среднем примерно седьмую часть доходов консолиди­рованных бюджетов.

Несомненно, что НДС имеет и определенные недостат­ки. При достаточно высоких ставках и широкой налогоо­благаемой бале он в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Вместе с тем это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европей­ских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска. Для стимулирования же увеличения производ­ства недостающих товаров ставка налога снижается, вплоть до применения ставки в размере 0%.

В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. Он заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж. При этом НДС намного пре­взошел замененные им налоги по своему влиянию на фор­мирование доходов бюджета, экономику, формирование це­новых пропорций и финансы организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыноч­ных отношений, переходом к свободным ценам на боль­шинство товаров (работ или услуг).

Сегодня НДС в Российской Федерации является одним из основных косвенных налетов в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного на­лога в консолидированный бюджет РФ составляют около 20% всех поступлений налогов и сборов, включая тамо­женную пошлину. Для сравнения отметим, что доля дру­гого косвенного налога - акциза составляет всего около 3%. Удельный вес таможенных пошлин даже в годы бес­прецедентно высокого уровня мировых цен на энергоно­сители и соответственно значительных ставок экспортной пошлины на эти товары не превышал 22%. В связи с про­изошедшим в конце 2008 г. резким падением мировых цен на энергоносители роль и значение НДС в формировании доходов как федерального, так и консолидированного бюд­жета РФ резко возросли. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней значительно превышают по­ступления от таможенной пошлины, а также по всем дру­гим налогам, в том числе по налогу на прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: