Во-первых, НДС стимулирует процессы накопления и инвестирования. Это обеспечивается за счет того, что направленные на инвестиции финансовые ресурсы освобождаются от налогообложения.
Во-вторых, НДС имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Это позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление.
В-третьих, НДС стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, за счет того, что при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС — в размере 0%.
В-четвертых, НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота является менее «заметным» и для его плательщика, и для конечного покупателя товара, так как данный налог взимается постепенно, на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности.
|
|
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% — в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются. В настоящее время в странах, его применяющих, поступления НДС формируют в среднем примерно седьмую часть доходов консолидированных бюджетов.
Несомненно, что НДС имеет и определенные недостатки. При достаточно высоких ставках и широкой налогооблагаемой бале он в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Вместе с тем это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска. Для стимулирования же увеличения производства недостающих товаров ставка налога снижается, вплоть до применения ставки в размере 0%.
В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. Он заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж. При этом НДС намного превзошел замененные им налоги по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров (работ или услуг).
Сегодня НДС в Российской Федерации является одним из основных косвенных налетов в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет РФ составляют около 20% всех поступлений налогов и сборов, включая таможенную пошлину. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога - акциза составляет всего около 3%. Удельный вес таможенных пошлин даже в годы беспрецедентно высокого уровня мировых цен на энергоносители и соответственно значительных ставок экспортной пошлины на эти товары не превышал 22%. В связи с произошедшим в конце 2008 г. резким падением мировых цен на энергоносители роль и значение НДС в формировании доходов как федерального, так и консолидированного бюджета РФ резко возросли. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней значительно превышают поступления от таможенной пошлины, а также по всем другим налогам, в том числе по налогу на прибыль.
|
|