Государственное регулирование как функция управления

Нередко, чаще всего применительно к экономике, предлагает­ся заменить систему прямого государственного управления систе­мой государственного регулирования, трансформировав в нее необ­ходимые элементы прямого управления. И хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.

Между тем государственное регулирование может понимать­ся в -широком и узком смысле.

В широком смысле оно выражается в установлении государ­ством общих правил поведения (деятельности) участников обще­ственных отношений и их корректировке в зависимости от изменя­ющихся условий. Его субъектами являются органы законодатель­ной (представительной) и исполнительной власти. Известным обра­зом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон — основной регулятор общественных отношений.

В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция яв­ляется приоритетной в управлении не только экономикой, но и со­циально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления этой функции вклю­чают:

а) нормативное регулирование путем установления общих пра­вил;

б) его оперативную корректировку в соответствии с реальны­ми задачами, которые надлежит решать управлению;

в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

г) государственную защиту прав и интересов участников обще­ственных отношений, урегулированных соответствующими прави­лами;

д) координацию и общее направление их деятельности; е) содействие ее успешному осуществлению;. ж) определение приоритетов в структурной политике;


Глава 22. Развитие системы функций, методов и форм управления

з) государственные контракты (договоры); и) регистрацию; к) лицензирование и др.

Традиционными инструментами государственного регулирова­ния являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможен­ные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением госу­дарственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т. д.

Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общества — юридическая реальность1. Отрицание его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.

Государственное регулирование направлено на создание благо­приятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, пред­принимательства. Оно не предполагает вмешательства государ­ственных органов в их производственную и хозяйственно-финан­совую деятельность, кроме случаев, когда его возможность пря­мо предусмотрена правовыми актами. Отношения предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирова­ние заключается преимущественно в установлении и корректи­ровке общего правового режима их деятельности, охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное регулирование земельных отно­шений, реализации промышленной политики и т. п. (Об исключе­ниях, порой существенных, будет сказано далее, например, в отно­шении казенных предприятий и др.)

Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся ха­рактер отношений предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина "управление", отчасти и термина "руководство" формулировкой "органы, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления". Она не расшифрована, но является юридическим свидетельством ослаб-

'См., например, федеральные законы: от 17 мая 1996 г. № 81-ФЗ "О го­сударственном регулировании в области добычи и использования угля, об осо­бенностях социальной защиты работников организаций угольной промышлен­ности"; от 24 мая 1996 г. № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирова­ния социально-экономического развития Севера Российской Федерации"; от 14 июля 1997 г. "О государственном регулировании агропромышленного производ­ства" (Российская газета. 1997. 26 июля).


 

394 Раздел VII. Основы адм.-правовой организации управления экономикой

ления зависимости предприятий и учреждений от вышестоящих органов. Хотя административная практика в отраслях складывается до сих пор по-разному.

Конкретизация полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных вопросов, обусловлен­ных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т. д.).

Функция государственного регулирования реализуется различ­ными методами и в различных формах. Многие из них являются традиционными, органично присущими государственному управле­нию. В современном механизме государственного регулирования своеобразным и получающим более широкое использование стано­вится метод государственного заказа, а формами — программы, государственный контракт (договор), государственная регистра­ция, лицензирование (см. гл. 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: