Разработка мероприятий по борьбе с зимней скользкостью

Зимняя скользкость включает в себя все виды снежно-ледяных образований на поверхности дороги, приводящие к снижению коэффициента сцепления.

По физическому состоянию зимнюю скользкость можно подразделить на следующие четыре вида:

1. Стекловидный лед – наиболее опасный вид отложений, при его образовании а/д становится лед образуется в случае: выпадения дождя или мороси при отрицательных температурах. Коэффициент сцепления шин автомобиля со стекловидным льдом равен 0,08 - 0,15, его плотность 0,7 - 0,9 г/см3.

2. Зернистый лед – наиболее редкий вид отложений. Плотность 0,5 - 0,7 г/см3. Образуется в основном при плотном тумане с ветром, когда температура воздуха колеблется около 00 С.

3. Твердый снег (снежно-ледяной наксеги) - самый распространенный вид отложений на П4 дорог. Коэффициент сцепления 0,2 - 0,25. При интенсивном движении плотность отложений быстро нарастает и достигает 0,3 - 0,6 г/см3. Наиболее интенсивен процесс уплотнения при наличии тонких слоев влажного снега, когда температура выше – 100С.

4. Рыхлый снег – это снежный слой, образующийся во время слабых и умеренных снегопадов в безветренную погоду. Плотность его от 0,60 до 0,20 г/см3.

При разработке мероприятий по борьбе с зимней скользкостью на схеме зимнего содержания выделяются участки первоочередной борьбы со скользкостью. К таким участкам относятся участки с плохой видимостью, крутыми уклонами, и кривыми малого радиуса, пересечения в одном уровне, участки дорог в населенных пунктах, зоны автобусных остановок, искусственные сооружения и подходы к ним.

Основными способами борьбы со скользкостью, являются: химический и фрикционный. Часто используют и совмещенный способ, связанный с разбрасыванием на покрытие песко-соляных смесей.

Химический способ борьбы с зимней скользкостью основан на применении химических материалов (в основном твердых или жидких хлоридов), обладающих способностью при контакте переводить снежно ледяные отложения в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах. Нормы распределения реагентов зависят от химического состава, вида зимней скользкости, температуры наружного воздуха [7].

Фрикционный способ борьбы предполагает россыпь на покрытии абразивных материалов (песок, мелкий гравий, топливный шлак), крупность частиц, которых не превышает 5 мм.

Таблица 8

Участки дорог Нормы расходов фрикционных материалов, м3 100 м2
При гололеде При снегопаде
Горизонтальные участки, подъемы до 20% Кривые подходы к пересечениям в одном уровне, участки населенных пунктов, подъемы >20% 0,10-0,20 0,30-0,40 0,70-0,14 0,21-0,28

Распределение материалов для борьбы с зимней скользкостью осуществляется с помощью специальных распределительных механизмов. Потребность в механизмах определяется по формуле:

Формула (16)

где

М100 – потребность в распределительных машинах на 100 км;

Тд – время, в течение которого необходимо устранить зимнюю скользкость (табл.2), час;

α – нормы распределения т/1000 м2;

β – ширина распределения, м;

G – грузоемкость распределения, т;

t погр- время погрузки распределителя (0,05-0,10 час);

Lс – расстояние между базами хранения материалов (прилож. 6[7] или табл. 6,8[1]), км;

Uп – скорость распределителя во время пробега, км/час;

Uрас – скорость при россыпи, км/час.

При дипломном проектировании и наличии реальных расстояний между базами расчет следует производить по [3], стр. 162. Базы для хранения противогололедных материалов выбирают в зависимости от применяемых реагентов, категории дорог и по продолжительности периода борьбы с зимней скользкостью [2, 3, 9]. В настоящее время хранения противогололедных материалов (пункт 6. 12 [7]).

При производстве работ по борьбе с зимней скользкостью и при хранении соответствующих материалов необходимо особое внимание обратить на вопросы охраны труда природной среды [7].

Расчет необходимых материалов для борьбы с зимней скользкостью должен быть представлен в табличной форме (табл. 9).

Таблица 9

Наименование химических реагентов и фрикционных материалов Потребное количество реагентов На весь зимний сезон Необходимое количество баз хранения
на 1м2 на 1000м2 на 1км на всю дорогу
           

Литература

1. СНиП 23.01.- 99 Строительная климатология — М: Стройиздат., 1983 - 45с.

2. СНиП 2.05.02 – 85* Автомобильные дороги. Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986.- 56 с.

3. ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания, автомобильных дорог. М: Транспорт, 1989 - 198с.

4. Зимнее содержание автомобильных дорог / под редакцией А.К. Дюнина. – М: Транспорт, 1983.-195с.

5. Справочник инженера - дорожника. Ремонт и содержание автомобильных дорог. /Под редакцией АП. Васильева. М: Транспорт, 1989.-288с.

6. ВСН 4-69. Указания по защите и очистке автомобильных дорог от снега. – М: Транспорт, 1970 - 43с.

7. ВСН 20-87. Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М: Транспорт, 1988 - 40с.

8. ВСН 33-87. Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. – М: Транспорт, 1988 – 95с.

9. Большая советская энциклопедия: М.: «Советская энциклопедия», 1969 или 1974.

10. Климатологический справочник СССР. Вып.8.* - Ленинград, 1949, - 558 с.

11. Метеорологическое обеспечение зимнего содержания автомобильных дорог/ Ассоциация «РАДОР» - М.: ТИМР.2003.183 с.

Рис.1 Технологическая схема патрульной очистки автомобильной дороги

Приложение 1

Характерные особенности зимнего периода зон по трудности снегоборьбы

Зоны по трудности снегоборьбы Продолжительность периода, сут. Количество твердых осадков, мм Высота снежного покрова, см Объем снегоприноса, м3
В среднем Максимальный в отдельных местах
I 10 – 60 20 – 40 10 – 15 40 – 50
II 40 –100 45 – 115 15 – 25   40 – 50
III 100 – 180 50 – 200 23 – 70    
IV 100 – 180 115 – 205 30 – 74    
V 140 –205 75 – 150 26 – 116    
VI 165 – 260 85 –195 17 – 48 600 – 1000  
VII Горные районы (перевальные участки)

Таблица 1


Приложение 2

Рис.1

Схема к определению ветрового воздействия на сеть автомобильных дорог (схема выдается в задании)


Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: