Основные особенности передачи двойных технологий

Знаменитый российский технологический потенциал, без сомнения, есть огромное достижение советской эпохи. Даже сегодня российские технологии впечатляют мир своей новизной и прогрессивностью. Конечно, не все советские технологические достижения были рассчитаны на производственное применение. Особенно это относилось к опережающему технологическому оборудованию, самолетам, машинам и компьютерам. Зачастую не хватало средств, частной инициативы или технологического оборудования для выполнения научно-исследовательских работ, не говоря уже о внедрении их результатов. Но те «счастливые» технологии, которые получили право на существование, как правило, ложились в основу нового российского вооружения и аэрокосмических систем.

Сегодня российский «хай-тек», военно-технический комплекс новой России должен разделить свои производственные мощности с гражданским сектором так, чтобы появилась возможность производить в промышленном масштабе новейшие потребительские товары и услуги. Необходимо лучшие военные технологии предоставить гражданскому сектору экономики. В этом сущность технологий двойного применения, определяющая их ценность.

Технология двойного применения – дитя мира и предтеча конверсии. Она появилась в США после Второй мировой войны, когда пришло время освобождаться не только от немыслимого количества вооружения, но еще и превращать военные заводы в фабрики, способные удовлетворить быстро растущий спрос на потребительские товары.

Второе десятилетие подряд Россия пытается коммерциализировать военные технологии. Одна из основных причин отсутствия успеха – отсутствие получаемой от этого процесса прибыли. Другой фактор, определяющий успех предприятий в коммерциализации военных технологий – потребность в наличии высокого управленческого потенциала при подготовке этого трудного процесса. Эти причины объективны – с ними столкнулись все страны, осуществлявшие конверсию.

Одной из основных целей международных совместных предприятий с участием российской стороны была передача технологий. Этот заманчивый процесс не привел к успешным результатам по многим причинам. Среди наиболее важных было неадекватное понимание, в первую очередь российской стороной, природы международного технологического обмена, сути международных технологических альянсов и принципов рыночной экономики. Участие России в международной технологической кооперации зависит от осознания существующих заблуждений.

Полезно начать рассмотрение данного вопроса с истории. Так, с окончанием Второй мировой войны экономика США возвратилась в свое довоенное состояние, к экономике мирного времени. Одновременно, пришло понимание военного и финансового влияния холодной войны. Почти все последующие сорок пять лет, до «бархатной революции» 1988-1989 годов, угроза со стороны советской плановой системы вынуждала США поддерживать на высоком уровне свой оборонный комплекс.

Начиная с 1959 года и на протяжении всего периода холодной войны высокие электронные технологии, имевшие преимущественно военное применение, стали развиваться и распространяться на коммерческом сегменте рынка. Такие первоначально оборонные компании, включая Хьюлетт-Паккард, Вариан Асошиэйтес, РСА, Райтеон, Дженерал Электрик, Сильвания и другие, приложили максимум усилий в данном направлении. В этот период появился транзистор. Нобелевская премия 1956 года по физике была присуждена Бардину, Братану и Шоклей за это изобретение. Твердотельная электроника возникла и началась эра «технологий двойного применения». Были созданы новые предприятия: Техас Инструментс, Моторола. Начало знаменитой Силиконовой долине положила компания Фанргинад Семикондактор, явившаяся результатом работы собранной Вильямом Шоклей группы. Компания занималась исключительно освоением кремниевой полупроводниковой технологии. Это действительно была технология двойного применения, жизненно значимая в военных и космических сферах. В Калифорнии, начиная с 1957 года, было основано свыше 500 новых компаний, полностью базирующихся на технологии производства кремниевых полупроводников.

За это время очередные технологии двойного применения, заслужившие особое внимание военных производителей США, были использованы массой новых компаний на гражданском рынке. Это были такие технологии как компьютеры, телекоммуникационное оборудование для офисов, медицинские инструменты, поверочные и измерительные приборы, включая системы электронно-оптического наблюдения и обнаружения. Технология контроля окружающей среды была особо значимой двойной технологией того времени. Коммерческое применение радио и телевидения, основанного на полупроводниковой электронике, было чуть ранее осуществлено в США и СССР.

В тот период цифровые ресурсы и программное обеспечение были высоко развиты на основе большого центрального процессора компьютеров IBM – 360. Советский Союз еще некоторое время придерживался этого направления. Но в США миникомпьютеры с 1960 года стали доступны гражданскому применению в качестве распределяющих процессоров. Так же поступили США в начале 1980-х годов с персональными компьютерами. Пока СССР развивал поражающие успехи в программном обеспечении больших военных компьютеров, наметилось отставание в отношении миниЭВМ и персональных компьютеров, поступивших на коммерческие рынки.

Еще один пример коммерциализации: сразу же после Второй мировой войны авиастроительная промышленность быстро отреагировала на резкий рост спроса в США на гражданские авиаперевозки.

Таким образом, начало значительной коммерциализации двойных технологий в США произошло задолго до конверсии и сокращения оборонного заказа в конце холодной войны. Одним из немаловажных условий данного процесса было сохранение прав распоряжения интеллектуальной собственностью, возникшей при разработке военной техники, за американскими компаниями.

Можно задать вопрос: способствовала ли двойная технология решению проблемы оборонной конверсии в США? Ответ ясный и определенный – да! К тому времени, как в 1988 году закончилась холодная война, существовали новые рынки и были созданы новые компании, обеспечивающие страну тысячами новых и вновь создаваемых рабочих мест. Это позволило предотвратить всплеск безработицы, вызванной оборонной конверсией и сокращением государственных закупок. За пятилетний период до 1999 года. Департамент обороны планировал израсходовать на оборонную конверсию 21,6 млрд. долл., более 60% инвестиций предназначалось на долю двойных технологий.

Благодаря сложной структуре оборонной промышленности значительное количество фирм было затронуто конверсионным процессом. На каждое рабочее место, сокращенное в фирме-основном подрядчике, пришлось 3 рабочих места в фирме субподрядчика и 1,5 рабочих места в сфере обслуживания. Поскольку малые и средние предприятия представляют собой две последние категории, подавляющее большинство сокращений пришлось на эти организации. Так или иначе, мелкий бизнес способен адаптироваться более быстро, он может найти лучшие возможности применения двойных технологий в гражданской сфере. Это, конечно, не значит, что большие компании не имеют проблем, связанных с реализацией конверсии. Они просто могут быть в состоянии привлечь больше ресурсов и в основном имеют доступ к значительным финансовым средствам. С другой стороны, большие компании имеют больше инерции при переходе к конверсии или диверсификации. Большие компании находятся в прекрасной позиции в отношении поддержания дочерних компаний и помощи своим малым контрагентам при создании новых производств с целью быстрого применения новых технологий и реализации продукции на гражданском рынке.

После окончания холодной войны численность американского высокотехнологического персонала сократилась с 4 миллионов рабочих мест в 1990 до менее чем 3,8 миллионов в 1992 и затем выросло до 4,6 миллионов к 1998 году.

Таким образом, сокращение рабочих мест, вызванное сокращением оборонного заказа, было преодолено за 6 лет. За этот период высокотехнологический электронный сектор стал единственным крупнейшим производящим работодателем в США. Ведущие секторы занятости: телекоммуникация, компьютеры, цифровые процессоры, электроника и программное обеспечение. Высокотехнологичный оборонный электронный комплекс, созданный в годы холодной войны, дал жизнь тысячам коммерческих и двойных продуктов, самыми успешными из которых стали полупроводники.

Сама по себе программа успешного перевода оборонных предприятий к коммерческому или общегражданскому бизнесу есть, по существу, задача формирования бизнес-плана и плана работ для вновь организуемого предприятия. Однако есть несколько значительных обобщенных вариантов обороной специфики, дополняемых опытом по созданию обычных новых коммерческих технологических компаний. Оборонные руководители не знакомы с коммерческими рынками и не имеют опытного работоспособного маркетингового персонала, поскольку в сфере производства военной продукции понятие маркетинга неприменимо, и специалистов по продажам. Вновь создаваемые департаменты имеют слабое представление о среде рынка или вообще не понимают всю важность и влияние конкуренции. Руководители также не имеют знаний по определению секторов рынка для новой продукции и понимания сути рыночного развития. Существуют и определенные психологические трудности в переобучении специалистов, работавших до этого на оборонном производстве, не все из них в состоянии приобретать знания развития и производства новой коммерческой продукции. Трудно научить людей, проживших большую часть жизни в состоянии страха перед раскрытием своих разработок, мыслить категориями денег и доверять посторонним. Производство и продажа новой продукции получаемой с применением двойных технологий, также требуют, чтобы эта продукция была свободной от специальных регулирующих положений, которые распространяются на родительскую оборонную промышленность. Законодательные сложности, возникающие из-за необоснованных требований безопасности, не должны приводить к торможению коммерциализации двойных технологий.

Огромное преимущество, которое Америка имеет перед Россией при коммерциализации двойных технологий, заключается в высоком уровне развитии страны в условиях свободной рыночной экономики. Как и в случае с полупроводниковой промышленностью, открытый рынок позволил высокотехнологичным электронным компаниям начать коммерциализацию своей двойной технологии за несколько десятилетий до действительного начала оборонной конверсии. К 1995 г. в США было уже примерно 130 000 высокотехнологичных электронных компаний и более 4 миллионов человек, занятых в данной сфере. Поразительно в этой цифре то, что большинство компаний являются малыми или средними! Очень не многие из крупных оборонных комплексов США успешно достигли финала полномасштабной конверсии.

Механизм планирования и осуществления успешной коммерческой деятельности есть бизнес-план. Тщательно продуманный и хорошо выполненный план вовсе не гарантирует успех предприятия, а является, по существу, первым шагом к нему. В России тенденциозно предполагали, что может быть подготовлен бизнес-план для полной конверсии оборонного завода как отдельной единицы в коммерческое предприятие. Это большая ошибка, должны быть написаны индивидуальные бизнес-планы для каждой производственной линии, предполагаемой к реализации. План должен определить финансовые потребности для развития, производства, маркетинга и продажи каждого вида продукции.

Наиболее остро новый бизнес нуждается в формировании команды мотивированных людей, которые не только имеют необходимые технические навыки, но и могут управлять новым делом. Управленческая команда материнского оборонного завода не может являться старшим управленцем нового предприятия. Управление новой деловой структурой должно быть полностью независимым от материнской компании, что позволит получить новому предприятию полную свободу деятельности. Это целесообразно для роста самостоятельности новой структуры. Отсутствие такого рода управленческой независимости является проблемой реструктуризации оборонных заводов как в США, так и в России.

С другой стороны, родительское оборонное предприятие может быть чрезвычайно полезным при оказании финансовой помощи (в форме заимствований, инвестиций), сокращая затраты дочерних компаний по привлечению капитала. Это может быть осуществлено в форме предоставления опытных мощностей, проверок, проведения наладки производственных процессов и даже долевого участия в первоначальных производственных средствах.

Так, международные стратегические альянсы, основанные на передаче технологий, или альянсы, построенные на технологической кооперации, являются мощным механизмом американских оборонных компаний при проникновении и работе на мировом рынке. Для малых и средних фирм в особенности альянсы стали почти обязательным условием решения финансовых задач присутствия на международном рынке. Для больших компаний альянсы, включающие техническое кооперирование, стали частью стратегии выживания при диверсификации, приобретении и развитии новых коммерческих технологий.

Не развитая природа российского «открытого рынка» делает трудной, почти невозможной для малых и средних высокотехнологичных предприятий работу на этом рынке. Стратегический альянс между американскими и российскими компаниями предоставляет некоторую возможность для такой деятельности. Тщательное исследование заинтересованности и совместимости размеров компаний, адекватное финансирование и грамотный менеджмент – необходимое и неизбежное условие успеха. Но в то же время это почти невозможно осуществить в России.

В коммерческом плане многие американские и европейские высокотехнологичные компании создают альянсы, основанные на передаче технологии и кооперации с целью совместной разработки, производства и маркетинга на территории Европейского союза.

Поскольку большое число технологий в оборонных компаниях было разработано под эгидой оборонных программ, передача и использование таких технологий или ноу-хау и содержащейся в них интеллектуальной собственности должны учитывать договорные требования оборонных ведомств и ограничения по неразглашению их содержания. Необходимо помнить, что не все альянсы или кооперативные объединения требуют передачи технологии. Технологическая кооперация и совместные проекты могут осуществляться так, что две стороны совместно будут развивать новую продукцию и работать друг с другом исключительно над маркетинговой стратегией и дальнейшим усовершенствованием этой продукции.

Выбор географической территории, на которой работать и торговать, требует согласия между партнерами и принятия во внимание размеры внесенных ими в альянс фондов. Например, партнерство между американскими и российскими компаниями может выбрать Европу, Ближний Восток или тихоокеанский регион в целом, выбирая маркетинговые зоны в дополнение к своим собственным регионам. В дальнейшем производственные мощности могут быть расположены в одном регионе, а торговые операции осуществляться в другом.

Одновременно коммерциализация двойной технологии в глобальных рыночных масштабах должна учитывать нужды и требования существующих и будущих регуляторов деловой среды для удовлетворения стандартам качества, предъявляемым коммерческими рынками. Необходимо кратко рассмотреть существующие нормы:

1. Нормы происхождения / доля местного производства.

Законодательство Европейского союза и в сфере норм происхождения требует, чтобы продукция, реализуемая в Европе, имела в себе значительную долю содержания, происходящего из Европы (доля местного производства) с целью получения права указывать Европу в качестве места происхождения. Доля местного производства может колебаться от 30 до 100% в составе продукции. Продукция, к которой предъявляются такие требования, главным образом реализуется в сферах телекоммуникации, транспорта, микроэлектроники, цифровых процессоров и коммунальных систем. Процент необходимого местного производства может меняться по странам Европейского союза в зависимости от обстоятельств и продукции. Россия, например, имеет требования к доле местного производства, содержащегося в продаваемой и используемой на внутреннем телекоммуникационном рынке продукции.

Подобные правила могут сильно влиять на возможности малых и средних оборонных производителей по изготовлению и продаже в Европе своей продукции, добавляя новые помехи, которые должны быть преодолены путем устойчивой кооперации с европейскими странами.

2. Гармонизация и сертификация.

Существует законодательство ЕС-92 относительно гармонизации производственных стандартов и сертификации на всей территории ЕС. Это законодательство действительно сняло исторические торговые барьеры, существовавшие внутри ЕС. Они были порождены различиями между европейскими странами в стандартизации и требованиях сертификации. Сейчас сертификация в одном европейском государстве расценивается как сертификация во всех государствах Европы.

3. ИСО – 9000.

Чтобы получить доступ на европейский рынок, производители должны отвечать требованиям Международной организации по стандартизации (ИСО). Обычно американские высокотехнологичные товары, такие как авиакосмические системы, электронные компоненты, измерительное и контрольное оборудование и телекоммуникационное оборудование, в основном, частично или полностью соответствуют этим требованиям. Стандарты ИСО-9000 позволяют компании получить сертификацию своих производственных процессов, и гарантируют то, что данная система производства качественна по существу. Сертификация должна осуществляться организациями ЕС которые по профилю уполномочены правительствами государств-членов ЕС, проводить контроль качества производства. ИСО-9000 также требует сертификации поставщиков, оценки имущества субконтракторов, облагаемого налогом, плюс необходимы инспекция и проверка компонентов поставщика. С момента ввода ИСО-9000 прохождение сертификации производственной деятельности, осуществляемой за пределами ЕС, стала трудноосуществимой. Американские и российские фирмы, не имеющие производств в ЕС, ведут свою деятельность под большим давлением. Они обязаны также производить некоторую часть своей продукции в ЕС или если за пределами ЕС на производствах, отвечающих стандартам ИСО-9000. Для США это большая проблема, но намного острее она стоит в России. При наличии двух конкурентов, поставляющих что-либо в Европу, контракт достанется сертифицированному по ИСО-9000. Таким образом, старые оборонные компании, намеревающиеся работать в Европе, должны создавать свои собственные производственные линии в отвечающие требованиям, содержащимся в ИСО-9000.

Доля местного производства стала эффективным механизмом конкурентной борьбы, успешно применяемым на европейском рынке. В новых условиях, регулируемых ЕС-92, американским и российским фирмам стало необходимо иметь в своих товарах долю «европейской производной». Это ведет от торговли к углублению сотрудничества: к исследованиям и разработкам, осуществляемым на месте, их применению или/и воспроизведению. Крупные компании уже почти сделали это или имеют возможность пойти на такой шаг. Малые компании, с другой стороны, обычно вынуждены создавать кооперативные предприятия или стратегические альянсы иного рода с европейскими компаниями с целью снижения стоимости своего присутствия на рынке.

Всем известно, что оборонные компании сейчас столкнулись со сложным процессом адаптации к коммерческой среде, что должно привести к выработке стратегии выживания, которая включает необходимость проникновения и расширения присутствия на мировом рынке.

Для осуществления этой стратегии они должны не только преодолеть перечисленные барьеры, но и максимально сократить срок применения технологий, а также решить массу вопросов, связанных с правами на свою интеллектуальную собственность в третьих странах. Международная атмосфера интенсивной конкуренции не позволит им существовать в каких-либо иных формах. Американские оборонные компании и их дочерние предприятия, в особенности малые и средние фирмы, нуждаются в поддержке на всех этапах своей деятельности, особенно в плане финансирования, планирования, обучения персонала, производства и маркетинга. Преимущество, которое подобные предприятия имеют,– это доступ к двойным технологиям и научным наработкам периода холодной войны, доступ к возможной поддержке со стороны крупных оборонных компаний и, кроме всего прочего, наличие высокоразвитого, открытого рынка.

Потенциально наиболее удобная схема, используемая такими новыми предприятиями, с целью проникновения на глобальное рыночное пространство есть стратегический альянс или сотрудничество. Такой альянс может быть в форме американо-российского делового сотрудничества.

Но на практике усилия по созданию стратегических альянсов в сфере двойной технологии между малыми и средними американскими предприятиями, с одной стороны, и россиянами, с другой, редко приводили к успеху. Как видно из нашего неудачного опыта, для американских компаний в Российской Федерации существуют реальные труднопреодолимые препятствия, на которые указывают экономисты и предприниматели. В частности, Харри Зело, ведущий американский эксперт в области защиты прав интеллектуальной собственности при международной передаче технологий, в совместном российско-американском научном труде, посвященном анализу результатов конверсии 1990-х годов, указал на следующие, наиболее неприглядные моменты:

- относительно невысокие возможности независимых российских предприятий по привлечению двойных технологий;

- американские средние предприятия не могут создавать альянсы с аналогичными российскими оборонными структурами по причине величины последних, разнонаправленности и сложной централизованной системы управления;

- различия в понимании и опыте маркетинга и рыночного развития при реализации новой продукции;

- отсутствия финансовых ресурсов у российской стороны для совместного инвестирования или внесения в альянс;

- нехватки квалифицированных российских управленцев высшего звена и кандидатов в топ-менеджеры мирового уровня.

Рост доли рыночной экономики в России может быть увеличен за счет конверсии крупных оборонных структур в малые хозяйственные единицы. Они могут затем более продуктивно реагировать на развитие открытого рынка. Мощным механизмом достижения этого вида рыночного развития является формирование деловых стратегических альянсов между американскими малыми и средними компаниями и их российскими партнерами. Хорошо обоснованный и хорошо спланированный альянс с ясными деловыми и маркетинговыми целями может затем легче перейти к совместному формированию финансовых ресурсов, требуемых для достижения этих целей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: