Рабство в античных цивилизациях прошло путь от патриархального до традиционного, римского.
Эллинские государства прошли последовательно стадии от формирования и становления республик до монархических с формированием понятия гражданства и прав граждан, к которым относились
Ø право требовать защиты от полиса или от общины;
Ø право отправления религиозных культов или участие в их отправлении;
Ø право владеть земельным участком (наделом);
Ø право требовать от полиса участия в управлении полиса;
После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап – время формирования и расцвета полисов, городов государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:
1. гомеровский период – XI – IX вв. до н.э.;
2. архаический период – VIII – VI вв. до н.э.;
3. классический период – V – IV вв. до н.э.;
Ведущую роль в истории Древней Греции сыграло два полиса – Афины и Спарта.
|
|
Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь – базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются. На смену родовому строю приходит рабовладельческий.
Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) ознаменован созданием Афинского государства.Древнегреческое придание гласит, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма – объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Сохранилось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов – архонтами и ареопагом – советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально – экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.
|
|
Согласно реформам Тессея свободное население было разделено следующим образом:
Ø эвпатриды – родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков.
Ø геоморы – земледельцы, мелкие земельные собственники, попадавшие постепенно в долговую зависимость к эвпатридам.
Ø демиурги – ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.
Наряду с рабами и свободными людьми существовал промежуточный слой – метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.