В системе программирования QBasic на IBM PC программы могут записываться в обоих формах - с нумерацией и без нумерации строк. В версиях Бейсика для ЭВМ, не имеющих операционных систем, строки должны быть пронумерованы.
Основными свойствами программ для ЭВМ как одной из форм описания и разновидностей машинных алгоритмов является их выполнимость, мобильность, эффективность и правильность.
Выполнимость программ - возможность их выполнения на данном типе компьютеров. Возможность выполнения зависит от типа ЭВМ, наличия внешних устройств, надлежащего объема оперативной и внешней памяти, операционной системы и системы программирования.
Мобильность программ - возможность переноса программы на другой тип ЭВМ. Примером мобильности является возможность выполнения в системе структурного программирования Qbasic программ, записанных на традиционном Бейсике.
Эффективность программ - обычно это минимальность времени их выполнения на ЭВМ. Однако, если созданные программы содержат ошибки, то утверждения об их эффективности не имеют никакого смысла.
|
|
Правильность программ - правильность результатов, получаемых с их помощью.
Правильность результатов определяется соответствием документации или другими описаниями программ.
Программы содержат ошибки, если их выполнение на ЭВМ приводит к возникновению отказов, сбоев или неправильных результатов. От использования программ, содержащих ошибки, следует отказываться.
Основные типы операторов языка Бейсик:
- операторы ввода-вывода;
- графические операторы;
- присваивания;
- обращения к функциям;
- описания данных;
- управляющие операторы;
- обращения к подпрограммам.
Примеры операторов ввода-вывода на экран.
Оператор Действие
print «привет» вывод («привет»)
print «корень=»; х вывод («корень =», х)
input «a=»; а запрос («а=», а)
input n ввод (п)
locate st, ps позиция (st,ps)
Примеры графических операторов:
ОператорДействие
pset(x,y),c точка(х,у),с
line(x,y)-(u,v),c линия(х,у)-(и, v), с
line(x,y)-(u,v),c,b рамка(х,у)-(и,у),с
circle(x,y),r,c окружность(х,у), r,с
circle(x,y),r,c,al,a2 дуга(х,у), r,с,а1,а2
paint(x,y),c закраска(х,у),с
сls очистка_экрана
screen 0,0 текстовый_экран
screen 1,0 графический_экран1
screen 2,0 графический_экран2
Примеры операторов присваивания.
ПрисваиванияДействиеРезультат
а = 0 а:= 0 а = 0
b = а + 1 b:= a + 1 b = а + 1 = 1
с = 2*b + 3 с:= 2b + 3 с = 2 b + 3 = 5
d = b/c d:= b/c d = -b/c = 0.2
b = b + 1 b:= b + 1 b' = b + 1 = 2
b = b + 1 b:= b + 1 b" = b' + 1 = 3
Математические функции с примерами обращения.
ФункцияСмыслПримерРезультат
rnd - случайное число от 0 до 1 rnd
int (x) - целая часть числа х int (5/3) 1
abs (x) - абсолютное значение числа abs (-2) 2
sqr (x) - квадратный корень числа sqr (16) 4
sin (x) - синус sin (0) 0
|
|
cos (x) - косинус cos (0) 1
tan (x) - тангенс tan (0) 0
atn (x) - арктангенс atn (0) 0
exp (x) - экспонента ехр (0) 1
log (x) - логарифм натуральный log (1) 0
К числу управляющих операторов можно отнести условные операторы, имеющие следующие форму записи и смысл:
Условный оператор:Действия ЭВМ:
if <условие> then <оператор> если <условие> то <действие>
где < оператор > - это один или несколько операторов, разделяемых двоеточием, а < условие > - это некоторое логическое условие, при соблюдении которого будут выполняться указанные операторы.
Примеры записи условии - простых и сложносоставных:
Условие:Запись:
х = у х = у
х ¹ у х <> у
х > у х > у
х < у х < у
х £ у х <= у
х ³ у х >= у
не (х = 1) not (x = 1)
(х > 0) и (у > 0) (х > 0) and (у > 0)
(а = 0) или (b = 0) (а = 0) or (b = 0)
Простейшим примером программы с условными операторами является реализация алгоритма «выбор из меню»:
Сценарий «Выбор из меню»
Меню: <результат >: