Твой папа

В системе программирования QBasic на IBM PC программы могут записываться в обоих формах - с нумерацией и без нумерации строк. В версиях Бейсика для ЭВМ, не имеющих операционных систем, строки должны быть пронумерованы.

Основными свойствами программ для ЭВМ как одной из форм описания и разновидностей машинных алгоритмов является их выполнимость, мобильность, эффективность и правильность.

Выполнимость программ - возможность их выполнения на дан­ном типе компьютеров. Возможность выполнения зависит от типа ЭВМ, наличия внешних устройств, надлежащего объема оперативной и внешней памяти, операционной системы и системы программиро­вания.

Мобильность программ - возможность переноса программы на другой тип ЭВМ. Примером мобильности является возможность выполнения в системе структурного программирования Qbasic про­грамм, записанных на традиционном Бейсике.

Эффективность программ - обычно это минимальность времени их выполнения на ЭВМ. Однако, если созданные программы содержат ошибки, то утверждения об их эффективности не имеют никакого смысла.

Правильность программ - правильность результатов, получаемых с их помощью.

Правильность результатов определяется соответствием докумен­тации или другими описаниями программ.

Программы содержат ошибки, если их выполнение на ЭВМ при­водит к возникновению отказов, сбоев или неправильных резуль­татов. От использования программ, содержащих ошибки, следует отказываться.

Основные типы операторов языка Бейсик:

- операторы ввода-вывода;

- графические операторы;

- присваивания;

- обращения к функциям;

- описания данных;

- управляющие операторы;

- обращения к подпрограммам.

Примеры операторов ввода-вывода на экран.

Оператор Действие

print «привет» вывод («привет»)

print «корень=»; х вывод («корень =», х)

input «a=»; а запрос («а=», а)

input n ввод (п)

locate st, ps позиция (st,ps)

Примеры графических операторов:

ОператорДействие

pset(x,y),c точка(х,у),с

line(x,y)-(u,v),c линия(х,у)-(и, v), с

line(x,y)-(u,v),c,b рамка(х,у)-(и,у),с

circle(x,y),r,c окружность(х,у), r,с

circle(x,y),r,c,al,a2 дуга(х,у), r,с,а1,а2

paint(x,y),c закраска(х,у),с

сls очистка_экрана

screen 0,0 текстовый_экран

screen 1,0 графический_экран1

screen 2,0 графический_экран2

Примеры операторов присваивания.

ПрисваиванияДействиеРезультат

а = 0 а:= 0 а = 0

b = а + 1 b:= a + 1 b = а + 1 = 1

с = 2*b + 3 с:= 2b + 3 с = 2 b + 3 = 5

d = b/c d:= b/c d = -b/c = 0.2

b = b + 1 b:= b + 1 b' = b + 1 = 2

b = b + 1 b:= b + 1 b" = b' + 1 = 3

Математические функции с примерами обращения.

ФункцияСмыслПримерРезультат

rnd - случайное число от 0 до 1 rnd

int (x) - целая часть числа х int (5/3) 1

abs (x) - абсолютное значение числа abs (-2) 2

sqr (x) - квадратный корень числа sqr (16) 4

sin (x) - синус sin (0) 0

cos (x) - косинус cos (0) 1

tan (x) - тангенс tan (0) 0

atn (x) - арктангенс atn (0) 0

exp (x) - экспонента ехр (0) 1

log (x) - логарифм натуральный log (1) 0

К числу управляющих операторов можно отнести условные опе­раторы, имеющие следующие форму записи и смысл:

Условный оператор:Действия ЭВМ:

if <условие> then <оператор> если <условие> то <действие>

где < оператор > - это один или несколько операторов, разделяемых двоеточием, а < условие > - это некоторое логическое условие, при соблюдении которого будут выполняться указанные операторы.

Примеры записи условии - простых и сложносоставных:

Условие:Запись:

х = у х = у

х ¹ у х <> у

х > у х > у

х < у х < у

х £ у х <= у

х ³ у х >= у

не (х = 1) not (x = 1)

(х > 0) и (у > 0) (х > 0) and (у > 0)

(а = 0) или (b = 0) (а = 0) or (b = 0)

Простейшим примером программы с условными операторами является реализация алгоритма «выбор из меню»:

Сценарий «Выбор из меню»

Меню: <результат >:

       
   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: