Теория государства и права как одна из юридических наук, входящих в юриспруденцию (правоведение), относится и к общественным и к гуманитарным наукам. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право. Как справедливо отмечает В.М. Сырых, характерная особенность объекта общей теории государства и права состоит в том, что он не представляет собой объективной реальности, отличной от той, которая исследуется остальными юридическими науками[13]. Однако теория государства и права, как любая другая наука, имеет свой собственный предмет, т.е. то, что она изучает в объекте.
С этой точки зрения, предметом теории государства и права выступают наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлений и процессов.
Отечественные правоведы выделяют несколько особенностей, характерных черт предмета теории государства и права.
1. Предметом любой науки служат те закономерности и тенденции развития, которые свойственны ее объекту. Предмет теории государства и права в этом смысле не выглядит исключением. Именно реальные устойчивые связи, существующие в политико-правовой сфере и характеризующие органическую природу государства и права, составляют его существо. Данные общие специфические закономерности не следует смешивать с общесоциологическими законами. Например, закономерности взаимообусловленности общественного сознания и бытия относятся к предмету социальной философии, а закон взаимосвязи производственных отношений и производительных сил общества – к предмету экономической науки. Общие законы общественного развития учитываются теорией государства и права, она опирается на них. Но ее предметом являются не они, а специфические закономерности возникновения, развития и функционирования таких общественных явлений как государство и право. Это закономерности:
· возникновения государства и права;
· перехода одного типа государства и права к другому;
· сочетания в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал;
· соотношения государства и права;
· развития демократии, законности и правопорядка;
· формирования правового государства и т. п.
2. Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их закономерностями. Любая попытка такого ограничения ведет к искусственному упрощению и обеднению наших представлений о предмете данной науки. В действительности она изучает еще целый ряд важных, имеющих общее значение для всех юридических наук вопросов, которые, будучи тесно связаны с закономерностями государства и права, тем не менее, не могут быть с ними отождествлены. Главное требование – эти категории должны отражать основные коренные вопросы, характеризующие и раскрывающие государство и право фундаментально, изучаемые и разрабатываемые теорией государства и права для всего правоведения:
· сущность,
· тип,
· формы,
· функции,
· структура и механизм действия государства и права,
· политическая и правовая система общества и др.
3. В последнее время с учетом достижений новой науки синергетики о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах наряду с закономерными причинно-следственными связями появилась возможность исследовать и случайностные, вероятностные связи. «Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии, – писал проф. Венгеров А.Б. – более глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества,... позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти»[14]. Ряд авторов вполне обоснованно полагают, что синергетика методологически нацеливает и на процессы самоорганизации, происходящие в правовой системе, в частности, в ходе судебного правоприменения; дает возможность использовать общенаучные закономерности саморазвития при изучении частных вопросов, в том числе функций судебной практики[15].
4. Изучение государства и права в их органическом единстве и взаимном опосредовании – специфическая особенность отечественной юридической науки. Особенно наглядно это проявляется в теоретической науке о государстве и праве. Это – такая фундаментальная юридическая наука, объектом изучения которой выступают государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии.
Взаимосвязь проявляется в том, что:
а) государство и право возникают практически одновременно вследствие одних и тех же причин;
б) в процессе своего исторического развития тип государства и права совпадают; переход их от одного типа к другому происходит одновременно в силу одних и тех же причин;
в) государство и право органически связаны и тесно взаимодействуют в процессе своего функционирования, в современных условиях они не могут существовать раздельно.
Все попытки разделить теорию государства и права на две самостоятельные научные и учебные дисциплины – теорию права и теорию государства до сих пор отторгаются большинством российских правоведов. Впрочем, последние признают целесообразность структурного выделения соответствующих разделов, специально посвященных либо государству, либо праву, которые, наряду с тем, что неразрывно связаны между собой, несомненно, обладают и определенной самостоятельностью.
Но в таком случае нетрудно предположить, что и теоретические учебные дисциплины о праве и государстве тоже могут быть раздельными. Действительно, в других странах в университетах отдельно преподаются философия права, социология права, юридическая догматика, общее учение о государстве или теория правления, или теория демократии и т.д. В юриспруденции западных стран сохраняется институциональная обособленность теории права и политологии, несмотря на то, что в теории права традиционно рассматриваются вопросы государствоведения.
Нераздельная теория государства и права - как учебная дисциплина и как наука - является изобретением, сделанным в бывшем СССР. Здесь официально признавалась лишь одна теория, точнее метатеория - марксистско-ленинская, объединявшая государство и право понятием «орудие классового господства». В постсоциалистической России марксистско-ленинская идеология в науке уже практически не является ведущей. Но осталась общая теоретическая дисциплина о государстве и праве. Причем, как полагают ученые, в этом нет ничего негативного. Просто нужна другая, признанная в мировой науке метатеория, позволяющая объяснять право и государство как взаимосвязанные явления и строить на такой основе единую теоретическую дисциплину.[16]
Можно констатировать, что теория права и государства как учебная дисциплина является синтетической в отношении к научному теоретическому знанию о праве и государстве. Она синтезирует в себе знания относительно наиболее общих специфических закономерностей зарождения, развития и функционирования государства и права как целостных общественных явлений.
Теория государства и права обеспечивает связь юриспруденции с другими общественными науками. Попытки упразднить теорию государства и отдать ее на откуп политологам разрывают эту связь так же, как стремление отделить друг от друга теорию права и теорию государства разрывает органическую связь между этими явлениями, которая основана отнюдь не на марксистской концепции классового насилия, а на возможности прибегнуть к законному, государственному принуждению[17].