Понятие системы социального регулирования

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Многочисленные формы взаимодействия индивидов и их объединений во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтов является социальное регулирование. Отсюда с непреложностью следует, что имманентным и весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их нормативного регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Регулировать – значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать.

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное – упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Одни и те же жизненные проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно упорядочиваться (регулироваться) как в индивидуальном, так и в нормативном порядке.

Индивидуальное – это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникающих отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений.

Появление нормативного регулирования – первый и один из наиболее значимых поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии.

При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования – упорядочение всей социальной жизни, прежде всего, приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая или произвола.

Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирование, в особенности, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, – дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования[24].

В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, в общественных местах, на природе и т.д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм. Норма (лат. norma – правило, образец, стандарт) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические и социальные. Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой. Они указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать на воздействие сил природы. Пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил. Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые способы человеческой деятельности.

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения и профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

И, наоборот, при несоблюдении технических норм человек уподобляется героине басни И.Я. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он, скорее всего, не сможет получить ожидаемых результатов. Кроме этого, высока вероятность, что такой человек может испортить сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безопасности может обернуться производственной травмой или иными тяжкими последствиями, как для самого нарушителя, так и для окружающих. Именно с соблюдением технических норм в немалой степени связано дальнейшее повышение ответственности человека перед обществом, о чем свидетельствуют события, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Становится очевидным, что технические нормы – это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Не менее важное значение в современном мире имеет и соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью. Социальные нормы – это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т. е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

К нормативным регуляторам относятся, прежде всего, правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях, например, каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.

Таким образом, система нормативного регулирования – это совокупность социально-технических норм, обеспечивающих упорядоченность существующих в обществе отношений.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. К этой ненормативной регулятивной системе А.Б. Венгеров относил ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний[25].

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубинную и сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре всего общества или в культуре различных этнических (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп.

Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений [26].

Принцип талиона, «кровная месть», принципы взаимопомощи, уважения к человеческой личности, достоинство человека, индивидуализм в либеральных обществах, коллективизм в обществах распределительных, социалистических, частная собственность, национальная гордость, аскетизм или, наоборот, гедонизм, многое другое – все это ценности, образующие самый глубокий, наиболее устойчиво-равновесный, стабильный регулятивный пласт.

Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации (или совместно – что было особенно характерным в практике «партийного» тоталитарного государства социалистического типа) исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение адресатов директивы.

Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения. Например, директивы ЦК КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др. Сейчас подобную роль играют Послания Президента РФ, различного рода Концепции и Доктрины, исходящие от российского государства.

Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения. С помощью средств массовой информации или Интернета тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение (например, использование средств массовой информации в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям). Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, так как этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции. Речь идет о складывающейся практике рассмотрения информационных споров, при которой решение соответствующих комиссий, палат, комитетов по существу спора подлежат обязательному опубликованию. Сам факт оглашения (публичное осуждение, неодобрение) приобретает действенное регулятивное качество. Характерно, что «информационной санкцией» наделяются решения всех организаций, рассматривающих споры, связанные со свободой массовой информации или злоупотреблениями этой свободой – в Финляндии, Дании, России и других странах (например, в России – деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации)

Своеобразной была и остается роль регулятора, который можно обозначить как социальный институт предсказаний и пророчеств. Этот важный институт всегда был и будет существовать в обществе. Побуждаемое стремлением предвосхитить глобальные социальные перемены, общество желает знать, что ждёт его впереди, какое будущее ему предначертано. Не случайно, особенно в сложные, переломные времена жизни цивилизации появляются различные предвестники или пророки будущего человечества. Истории известны пророки нашей цивилизации – Заратуштра, Будда, Христос, Мухаммад, Мишель Нострадамус, Иоанн Богослов, монах Василий Немчин, пророк Даниил, Оракул Хатыга, Ванга, Макс Гендель, Эдгар Кейси, Алиса Бейли, провидец Осип Терель, инок святой Авель и многие другие, стремившиеся предвозвестить человечеству и - в особенности России великое будущее. Так называемые светлые пророки предвещают о благополучном и светлом будущем всего человечества, связывая его надежды с появлением очередного Вестника [27] или Миссии (как это в действительности было не раз в истории), тёмные – о мрачном, катастрофическом будущем человечества.

Практически все древние традиции, как придерживающиеся доктрины циклического времени, так - и линейного, говорят об эсхатологических «спасителях», приходящих на землю перед Концом Времен или Концом Цикла. Так, христиане говорят о втором пришествии Христа, который будет судить людей на Страшном Суде; буддисты учат о приходе Мартрейи – Будды грядущего цикла; зороастрийцы ждут пришествия Саошьянта, которому предначертано в Конце Времен вершить Суд над людьми; в индуизме существует миф о последней, десятой Аватаре Вишну – Калки (буквально - «белый конь»), в лице которого сам Вишну, восседая на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребит демонов (невежественных), восстановит Драхму и подготовит последующее возрождение мира в грядущей Сатья-Юге. Согласно славянскому преданию, перед концом Железного Века на землю вновь придет первопредок всех славянских народов Арий – верхом на белом крылатом коне, сжимая в руке Мечь Прави – чтобы восстановить попранные Законы Сварога (Законы Прави), возвестив тем самым начало нового Золотого Века[28].

В начале XXI века учёные-футурологи достаточно обоснованно связывают наступление апокалипсиса[29] с нынешним общим состоянием нашей цивилизации, когда существованию самого человечества угрожают разрушительные, смертоносные силы континентального либо планетарного масштаба (оружие массового уничтожения, экологическая катастрофа, неотвратимые эпидемии, энергетическая катастрофа, космическая катастрофа и т.д.). Многие деятели культуры, философы, харизматики и пророки, действующие в рамках данной цивилизации, зачастую стремятся создать или открыть исходные основания, первичные символы или конечные ценности для цивилизации. Движимые стремлением создать новые мировоззрения и утопические трактовки для остального населения с целью детерминации будущего развития цивилизации, они направляют ход его истории в то или иное русло. Однако в действительности в этой борьбе идей, мировоззрений и ценностей возникают удивительные противоречия скрытого или явного широкомасштабного характера, сбываются или не сбываются те или иные пророчества[30].

Таким образом, ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие. Как справедливо отмечается в юридической литературе, не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались эффективнее правовых[31].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: