Методология современных политико-правовых исследований (значение, понятие, уровни)

Научная теория, чтобы соответствовать своему высокому предназначению, должна содержать не только сложившуюся систему знаний об объективном мире, но и способы получения и преумножения знаний. Как известно, наибольших результатов в науке достигает тот, кто имеет глубокие знания относительно предмета исследования, в совершенстве и творчески владеет методами научного познания и обладает интуитивным мышлением, т.е. способен отойти от сложившихся в науке стереотипов и обратиться к новому, более точному, глубокому и достоверному знанию.

Предмет науки, как известно, не остается неизменным. Напротив, он находится в постоянном развитии и изменении. Знание общих закономерностей позволяет заблаговременно распознать главные тенденции в развитии государственно-правовых явлений. Тем самым в качестве метода изучения новых знаний выступает сама теория, познанные закономерности. Но на конкретные вопросы повседневной жизни нельзя ответить, располагая только знанием общих законов. Поэтому наука должна разрабатывать разнообразную и широкую систему методов исследования объективной реальности во всем многообразии ее закономерных и случайных проявлений, способную чутко и быстро реагировать на все изменения быстротечной жизни. Условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. Г.В.Ф. Гегель в знаменитой «Философии права» отмечал: «Понятие предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником. Так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным»[18].

В общем плане любая наука – это и есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Известно, что даже имея один и тот же предмет науки, но используя различные методы его исследования, ученый получит неодинаковые результаты. «Метод, - говорил И.П. Павлов, - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый ученый может сделать многое. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных фактов»[19].

Уже древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т. е. явлений природы, человеческого общества, вселенной. Они видели в методе подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. На рубеже Нового времени Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги.

И в современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т.е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта[20]. Тем самым достигается требование: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным»[21].

Таким образом, процесс изучения государства и права не может и не должен зависеть просто от случая или произвола. Необходимый научный результат будет получен только в том случае, если его поиск подчиняется строго определенным правилам и требованиям. Именно накопленные и выраженные в категориях, понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах и т.д. знания о свойственных предмету закономерностях диктуют необходимость соблюдения этих правил и требований, если человек хочет достигнуть намеченной цели. Разумеется, сами методы (правила, способы, приемы, требования) будут истинными и верно сориентированными на предмет лишь тогда, когда они достаточно полно учитывают природу, сущность, специфику объекта познания.

Методы теории как система приемов, способов и правил познания существуют не сами по себе, но всегда в самой познавательно-преобразующей деятельности людей. Методы – продукт творческих интеллектуальных усилий человека. Они содержатся в его сознании и сознательной деятельности.

Научную методологию политико-правовых исследований, следовательно, можно представить как обусловленную философским мировоззрением систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий и вытекающих из них средств (способов), а также процедур познания государственно-правовых явлений[22].

Принципы олицетворяют исходные положения, раскрывающие данную область знаний во всех главных аспектах и придающие ее содержанию характер единого целого, ее законы – кратко сформулированные суждения, выражающие необходимое, существенное, устойчивое отношение между изучаемыми предметами и явлениями, а категории, конкретизирующие эти принципы и законы, есть узловые фундаментальные понятия, призванные идеально воспроизвести в нашем сознании суть познаваемых явлений, и их качественную определенность и отличительные признаки.

Методы, входящие в содержание методологии, многомерны, имеют разные степени общности, расположены на различных «этажах» и неодинаково соотносятся с теми или иными областями человеческих знаний. В одних из них выражены свойства и отношения социальной действительности в целом, в других – ее отдельных областей, участков или сторон. Если на философском уровне находятся «регулятивы», направляющие познание внешнего мира в целом и, стало быть, выступающие как постоянные величины, то последующие уровни в необходимой мере специализированы в зависимости от того, в какую группу наук входит данная конкретная область знаний и какая сфера (сторона) действительности служит ее непосредственным предметам. Эти специализированные уровни имеют дело с переменными величинами, расположенные на них методологические инструменты являются собой как бы разъемные образования, обусловливаемые спецификой соответствующих групп и областей наук. Причем общее и специфическое в методах познания не только взаимодополняет и взаимообогащает друг друга, но и связано в неразрывное целое, благодаря чему обеспечивается постоянное единство и философского, и социологического, и специально юридического подходов к предмету теоретической науки о государстве и праве. Как отмечается в юридической литературе, теория государства и права в своей методологической основе содержит обязательно философский и социологический познавательный инструментарий, без которого она просто неспособна составить научный образ изучаемого предмета[23]. Таким образом, формируется сложная иерархия проникнутых научным мировоззрением познавательных средств, применяемых на различных участках и уровнях организации исследовательского процесса. Вся эта иерархическая система, между ступеньками которой существуют постоянные прямые и обратные связи, образуют единую методологию.

В рамках ее полиструктурной системы могут быть выделены несколько уровней тех познавательных и преобразовательных средств, которые составляют содержание методологии теории государства и права:

· философский уровень, складывающийся из исходных принципов, законов и категорий, которые выводят исследователя на исходные позиции при решении познавательных задач; позволяют выработать эти решения на базе строгих мировоззренческих начал; дают возможность определить общую стратегию исследования, сориентироваться в фактах действительности, играя роль компаса. Благодаря философии теоретики получают главную информацию, ключевые знания о природе государства и права. В данном «блоке средств», с одной стороны, фиксируется идеология юридической науки как система идеалов и принципов научного познания государства и права, а с другой – формулируются предельные методологические нормативы науки, выражающиеся в мировоззренческих постулатах, картинах мира и универсальных категориях. Философские постулаты занимают не только место основного и общего метода. Они выполняют роль объединяющего метода, интегрирующего процесс познания государства и права;

· уровень общенаучных методов, которые, первоначально появившись в рамках какой-либо отдельной области человеческой деятельности, позволяют переносить соответствующие знания на все другие области. Таковы, к примеру, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Можно особо выделить формально-логические методы, системный подход, структурно-функциональный анализ и др., которые выступают в качестве средств познания так называемого среднего уровня, не связанного непосредственно с мировоззрением, идеологией, и являются существенным дополнением, продолжением и одним из необходимых способов реализации философского уровня. Через данные исследовательские средства юриспруденция соотносит себя с современным состоянием научного мышления, например, через способы формализации, идеализации, моделирования и т.п. Другими словами, в методе юриспруденции этот блок операций и процедур, присущих научному мышлению вообще, выражающих его общую природу и специфику;

· уровень частнонаучных методов, причем одни из них применимы во всех науках, другие – присущи лишь науке о государстве и праве.

К первой группе методов можно отнести социологический, математический, кибернетический, статистический и т.д., которые, будучи разработаны в рамках иных, неюридических наук, могут успешно применяться для изучения политико-правовых явлений.

Вторую группу методов, называемых часто специально-юридическими, составляют те из них, которые имеют принципиальное значение именно для юриспруденции, выработаны на протяжении всего развития науки о государстве и праве либо привнесены современностью. Их особенность состоит в том, что они пригодны лишь для изучения отдельных сторон, ограниченных и специфических областей государственно-правовой реальности. Они – лишь определенные модификации тех или иных научных законов и категорий, приспособленные к специфике анализируемого явления, такие, как приемы толкования норм права, способы систематизации нормативных правовых актов или методы классификации государственных служащих. Подобные методы составляют, скорее, элемент методики и техники организации исследования соответствующих государственно-правовых явлений.

Но понимание методологии только как совокупности методов познания многие ученые считают узким. Они включают в понятие методологии и другие компоненты, которые в значительной степени могут определять выбор конкретных приемов в научной работе. К таким компонентам относят: мировоззренческая позиция исследователя, принципы исследования, категориально-понятийный аппарат, фундаментальные концепции.

Рассматриваемая указанным образом методология позволяет находить алгоритм движения к научной цели исследования: выделению проблемы, изучению имеющейся литературы, определению целей и задач, выбору гипотезы, приемов исследования, анализа фактов действительности в соотношении их с теорией, достижения научного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: