Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Алматы 2013. Глава VI. Страны Европы и США в 30-е гг




Глава VI. Страны Европы и США в 30-е гг.

§ 16. Мировой экономический кризис 1929-1933 ГГ.

Особенности мирового экономического кризиса 1929­-1933 гг. Кризис начался 24 октябре 1929 г. с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, когда миллионы акций упали в цене на многие миллиарды долларов. Это был крах рынка ценных бумаг. Так неизбежно должны были закончиться биржевые спекуляции акциями и искусственное завышение их курсов, особенно во время экономическо­го бума 1928-1929 гг. Однако крах на бирже был лишь внешним проявлением глубокого кризиса в экономике.

Одной из главных причин экономических кризисов, ко­торые являются неизбежной фазой экономического цикла, обычно считается нарушение баланса между производст­вом u потреблением: предложение на рынке произведен­ных товаров превышает платежеспособный спрос на них. Чтобы избавиться от затоваривания, производители обыч­но во время кризиса снижают цены, сокращают производ­ство, увольняют рабочих, резко сокращают капиталовло­жения. Выравнивание производства до уровня суженного объема рынка служит отправной точкой автоматического выхода из циклического кризиса. Это типичная картина предшествующих экономических кризисов. Однако эконо­мический кризис 1929-1933 гг. был необычным.

Во многом отказ. автоматического механизма выхода из кризиса объяснялся изменившейся структурой капита­листического хозяйства. Концентрация капитала и произ­водства в крупных корпорациях привела к тому, что, обладая относительной монополией на производство, крупные корпорации сдерживали понижение цен, сокра­щая в то же время объем производства. Небывало затяж­ной характер кризиса (пять лет в ряде стран) свидетельст­вовал о том, что традиционный рыночный механизм автоматического выхода из кризиса не работает и, следо­вательно, должен быть дополнен механизмами Государ­ственного регулирования. Затрудняла выход из кризиса и политика протекционизма, которая блокировала про­цессы международного товарообмена.

Новая техника и технология, созданные в первой трети ХХ в., уже могли обеспечить массовое производство. Сим­волом новой эры в США стало производство автомобилей. Европа только начала вступать в эту фазу. Для утвержде­ния массового производства нужен был массовый покупатель, массовый потребитель. экономический кризис1929-1933 гг. как раз и был проявлением этого несоответ­ствия производства и потребления, предложения и спроса.

Наконец, кризис породил небывало огромную и за­стойную .массовую безработицу, создал угрозу голода для миллионов людей, опасность спонтанных бунтов и восста­ний, т. е. обострились социальные проблемы.

Важнейшей особенностью мирового экономического кризиса было совпадение циклического кризиса со струк­турным кризисом длительного характера. В 30-е гг. циклический экономический кризис, обычно проявля­ющийся через каждые 5-10 лет, совпал со структурным кризисом. Русский ученый Н. д. Кондратьев еще в 20-е гг. разработал теорию «больших циклов», или «длинных волн», В экономическом развитии. Крупнейшие экономи­ческие и социальные потрясения ХХ в. подтвердили спра­ведливость теории «длинных волн» в экономике.




Под «длинными волнами» в экономике подразумевают­ся периодические колебания экономической активности продолжительностью примерно в 48-55 лет. В такие пе­риоды с полувековым интервалом происходит смена технической и технологической базы экономики индустриально­го общества и распространение ее на все отрасли хозяйства в главных экономических зонах капиталистической циви­лизации. Такие циклы начинаются с конца 80-х – начала 90-х гг. ХVIП в. С того времени страны Запада пережили четыре длинные волны., каждая из которых в первой по­ловине имеет повышательную фазу и затем понижатель­ную фазу конъюнктуры. На стыки повышательной и по­нижательной фаз и смены большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн, революций, крупных социальных конфликтов). При­ мерные рамки этих больших циклов: конец 1780-х _ 1840-е гг., конец 1840-х - 1890-е гг., конец 1890-х _начало 1940-х гг., начало 1940-х - 1982-1985 гг. Таким образом, ХХ в. включает две полные .длинные волны. и начавшуюся в 1980-х гг. пятую «длинную волну», или ЦИКЛ, который завершится уже в XXI в. Период с 1914 по 1945 г. охватывает фазу понижения конъюнктуры. На это время приходятся две мировые вой­ны, мировые экономические кризисы 1930-х ГГ., револю­ции в России и ряде европейских стран, установление в Ев­ропе тоталитарных и авторитарных режимов. Этот период следует рассматривать как крупнейший излом в мировой истории, глубочайший кризис либеральной демократии и угрозу самоуничтожения европейской цивилизации. Отсюда сложность и противоречивость путей выхода из по­трясений меж военных десятилетий и двух мировых войн. Кейнсианство. Экономисты искали пути выхода из кри­зиса как методом проб и ошибок, так и с помощью теории.



Сталкивались различные точки зрения (от либеральных теорий социального рыночного хозяйства до тоталитар­ных и социалистических теорий централизованного пла­нового хозяйства и распределения). Наибольший успех в этих поисках выпал на долю английского экономис­та Дж. М. Кейнса, который изложил основы своей теории в книге .Теория занятости, процента и денег. (1936). Кейнсианство предполагало прежде всего изменение Экономической стратегии правительств и предпринимате­лей. Кейнс верно оценил ситуацию: новые производст­венные возможности натолкнулись на ограниченную спо­собность общества в потреблении Продуктов массового производства. Для сбалансированного и устойчивого раз­вития такому массовому производству должно соответ­ствовать массовое потребление. При нищете населения и «выжимания пота» путем понижения оплаты Труда, т. е. путем понижения покупательной способности, такое массовое производство из тупика относительного избытка товаров вырваться не может. Выход может быть найден, если повысить покупательную способность у Кейнса создать «эффективный спрос» трудящихся, повышая оплату Труда, или перенести (через государственные рас­ходы) избыток ресурсов на общественное потребление, в сферу затрат на общественные работы, услуги, образова­ние и пр. Возможен и иной вариант - милитаризация. Кейнс предлагал расширить объем потребления, совокуп­ный спрос путем увеличения государственных расходов. Он считал возможным такой курс даже за счет увеличе­ния государственного долга. Это позволит не допустить спада и затоваривания и в то же время произвести пере­распределение средств в Пользу особо нуждающихся, для организации общественных работ, создания новых рабо­чих мест. Так Можно было решать проблему сокращения безработицы и даже обеспечения полной занятости. Кейнс предложил ряд практических мер по антикри­зисному регулированию экономики. Он разработал меха­низм государственного регулирования экономики в целом(макро регулирование) через увеличение или уменьшение государственных расходов, Понижение или повышение налогов и банковского процента в зависимости от эконо­мической конъюнктуры. Предлагалось в условиях кризи­са осуществлять «накачку спроса», т. е. увеличивать госу­дарственные расходы, пони жать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства, а в ус­ловиях «перегрева» экономики и инфляции сокращать расходы, Повышать налоги и банковский Процент. Эти ме­ры государственного регулирования были названы прин­ципом «стой-иди».

Пути выхода из кризиса. Тоталитаризм или демокра­тия? Вопрос о роли государства и государственного ре­гулирования вплетался в ткань всего клубка проблем, связанных с путями выхода из Экономического кризиса и Социальных потрясений 20-30-х гг. В конечном счете все дискуссии сводились к главным вопросам роли го­сударства и гражданского общества, государственной и частной собственности, государственного регулирования и роли рынка и пр. Даже в американском обществе, где укоренились идеи индивидуализма и традиционного либе­рализма, проблема государственного регулирования зани­мала в то время умы буржуазных Политиков, экономи­стов, бизнесменов. В Европе еще в конце Прошлого века немарксистская политическая экономия обосновывала важную роль государственного регулирования и вмеша­тельства в экономику. Эта проблема была связана с главным идейно-поли­тическим конфликтом того времени - между тотали­таризмом и либеральной демократией с принципиально противоположным пониманием отношений государства и личности, государства и гражданского общества. Это не был абстрактный теоретический спор. Это была сущность борьбы между тоталитаризмом и демократией, составляющей стержень политической истории ХХ в.





Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 1061; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9901 - | 7548 - или читать все...

Читайте также:

 

3.235.29.190 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.