Классификация Политических режимов

Основные типы Основания классификации=
Демократические Наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе Степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами
Антидемократические Соотношение управление и само управления, роль местных органов власти в политическом процессе Уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения
Тоталитарный Место и роль армии, полиция, служб в политической жизни общество. Наличие возможностей выражение и реализация различных интересов, контроля гражданского общество за деятельностью государства
Авторитарный Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти Способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров
В положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод Характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуации

Особенности тоталитарных режимов. В период между двумя мировыми войнами в Европе функционировали две основные разновидности политических режимов: автори­тарно-тоталитарная модель и либерально-демократиче­ская модель общественного развития.

Наиболее полным логическим завершением тоталитар­ной модели были фашистские режимы, утвердившиеся с начала в Италии, затем в Германии (в форме нацизма), также в Испании и Португалии (иберийский вариант).

Тоталитарные режимы создавались для решения опре­деленных задач: выхода из тяжелого экономического и политического кризиса, милитаризации и подготовки к войне, ускорения индустриализации или изменения общества и человека в соответствии с заранее заданной идеологической конструкцией. Понятие «тоталитаризм» применимо к административно-командной системе и ста­линской диктатуре, сложившимся в СССР в 20-30-е гг.

Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Б. Муссолини в сво­ей книге.Учение о фашизме» писал: «Для фашизма абсолютно государство, перед которым индивидуумы и группы относительны... Не индивидуумы, а только госу­дарство может быть тем, чье мнение должно быть решаю­щим в данной области». Тоталитаризм враждебен и не­примирим к либерализму, демократии, плюрализму мнений, свободе мысли и организации.

Тоталитаризм выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений го­сударственно-бюрократическим регулированием, плани­рованием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает экономическая основа свободы личности.

В области политической тоталитаризм означал уничто­жение режима и институтов либеральной демократии, ус­тановление государственно-партийной диктатуры.

В области идеологии фашизм и нацизм представляли собой эклектическое соединение националистических, шовинистических и социалистических идей, антидемо­кратизм, анти либерализм, анти марксизм. Это идеология отрицания и в то же время вера в утопическую доктрину преобразования общества на основе умозрительной кон­цепции «нового порядка», насаждаемого насилием и стра­хом. В области экономической фашизм и нацизм созда­ли систему государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку к войне. При фашизме классовая борьба, традиционное противостояние труда и капитала подавля­лись репрессивным государственно-партийным аппара­том. Профсоюзы были разогнаны. От Других праворадикальных движений фашизм отли­чался тем, что сумел создать себе массовую базу. Одни слои общества разделяли фашистские Идеи, расовую тео­рию, антисемитизм, получали материальные выгоды, другие были повязаны круговой порукой преступлений. В тоже время Фашистским режимам не была чужда активная социальная политика. Им удавалось справиться с эконо­мическими кризисами. Либерально-демократические режимы. В 30-е гг. ре­формистский путь выхода из кризисных потрясений при сохранении демократических институтов был характерен для стран с более прочной демократической традицией, более развитой политической культурой и обществен­ными движениями. К числу таких стран относились Ве­ликобритания, Франция, Скандинавские страны, США, Канада, Мексика и ряд других. Используя инструменты государственного регулирования, эти страны расширя­ли социальные функции государств, сохраняя идейные основы европейской демократии и традиционного либера­лизма. Под этими принципами имеются в виду не Экономические доктрины и политика невмешательства в эконо­мическую жизнь, а общественные и Политические Идеи, предполагающие всеобщее и равное Применение закона, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принципы разделения властей, выборность и парламентаризм. В этом было принципиальное отличие в Отношении государства и гражданского общества, государства и лич­ности между тоталитаризмом и демократией. Авторитарные Политические режимы. Промежуточный характер носили авторитарные политические ре­жимы, утвердившиеся в меж военный период в Централь­ной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша и пр.). К концу 1940 г., по­сле вторжения гитлеровских войск во Францию, всю кон­тинентальную Европу от Атлантики до границ СССР зани­мали страны с Фашистскими или авторитарными режи­мами, за небольшим исключением нейтральных Швеции, Швейцарии. Если взглянуть на карту Европы и Азии того времени, то можно наглядно увидеть, сколь малые острова демократии и свободы Остались в мире к 40-м гг. ХХв. Тактика Коминтерна. Приход фашистов к власти в Ита­лии и нацистов в Германии и тенденция к тоталитаризму в целом ряде европейских стран в немалой степени облег­чались слабостью либеральной демократии, разочаро­ванием широких слоев населения в парламентских сис­темах и республиканских институтах и расколом левых сил, особенно между коммунистами и социал-демокра­тами.

Левыми силами тогда вполне закономерно ставился вопрос: не является ли экономический кризис тем истори­ческим тупиком капитализма, выход из которого - создание социализма? Не настало ли время для мировой со­циалистической революции? Коммунистические партии многих стран и их международный центр - Коминтерн именно так оценивали ситуацию в мире. Программы боль­шинства компартий в то время ставили целью непосредст­венную борьбу за социализм, хотя в реальной жизни была иная альтернатива - не капитализм или социализм, а фашизм или демократия.

Только летом 1935 г. УН конгресс Коминтерна с запозданием принял ряд важных решений, призывающих к единству всех демократических сил в борьбе против фа­шизма и угрозы войны. Компартиям предписывалось сделать решительный поворот от сектантской замкнутости, от негативного и враждебного отношения к социал-демократии и шедшим за социал-демократическими партиями широким массам, к тактике широких классовых союзов, с тем чтобы создать Народный фронт. Термин «Народ­ный фронт» появился осенью 1934 г. как обозначение широкой коалиции общественно-политических сил, объ­единенных общей программой борьбы против фашизма и войны.

Народный фронт. Создание народных фронтов было новым явлением в общественно-политической жизни капиталистических стран. Наибольших успехов движе­ния Народного фронта добились во Франции, Испании

и Чили, где на широкой политической основе были сфор­мированы демократические коалиционные правительст­ва. Однако успех был кратковременным. К концу 30-х гг. эти движения исчерпали себя. В других странах они не получили достаточно зрелого развития. В годы второй ми­ровой войны идея антифашистского единства воплотилась в создании антигитлеровской коалиции народов (Объеди­ненных Наций) В Испании правительство Народного фронта стало ор­ганизатором борьбы народа против фашистского мятежа, поднятого генералом Франко в испанском Марокко летом1936 г. Почти три года длилась гражданская война между республиканской армией и фашистскими мятежниками, которым на помощь пришли режимы фашистской Италии и нацистской Германии, пославшие Франко вооружение и войска. На стороне республиканцев сражались добро­вольцы-демократы многих стран мира. Советский Союз также оказывал им военную помощь, в том числе и добро­вольцами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Назовите причины и особенности мирового эко­номического кризиса 1929-1933 гг.

2.Как оценили это явление различные политические силы?

3.Какие варианты выхода из кризиса предлагали демо­кратические и тоталитарные режимы?

4.Что такое кейнсианство?

5.Чем было обусловлено установление авторитарно-тоталитарных режимов в ряде стран Европы?

6.Какие альтернативы видели в общественном развитии того вре­ мени коммунистические партии? Какая из альтернатив (<<капитализм или со­ циализм» или «тоталитаризм/фашизм или демократия») больше отражала реальную обстановку в 30-8 гг.? Обоснуйте свой ответ.

§ 17. США: «новый курс» Ф. Рузвельта

Особенности экономического кризиса в США о. К нача­лу 30-х гг. США стали признанным экономическим цен­тром капиталистического мира, олицетворением техни­ческого прогресса Зрелость капитализма именно здесь объясняет наибольшую силу экономического кризиса. С 1929 по 1932 г. объем промышленного производства со­кратился почти на 50%, работы лишились около 13 млн. че­ловек. Большую остроту приобрели социальные проблемы.

Система страхования по безработице, организация со­циального вспомоществования, кроме церковной благо­творительности, в стране отсутствовали.

Идеология «твердого индивидуализма» исходила из признания того, что каждый за свои беды несет ответст­венность сам. Ответственность государства за судьбы людей Фактически не признавалась.

Кризис в США, в капиталистическом мире означал ко­нец эпохи старого капитализма. Глубина кризиса, его все­мирный масштаб требовали принятия чрезвычайных и масштабных мер.

В эти годы в США у власти находилась республикан­ская партия. Президент Герберт Гувер, преуспевающий в прошлом горный инженер и предприниматель, оказался на посту главы государства в 1928 г. благодаря своим де­ловым качествам, склонности к филантропии, верному служению бизнесу на предшествующей должности мини­стра торговли. Гувер отстаивал принципы индивидуализ­ма и либерализма XIX в. о невмешательстве государства в дела бизнеса. В 1931 г. в условиях массо­вой безработицы он отказался даже рассмат­ривать предложения об организации общест­венных работ. Единственной крупной мерой, с которой согласился Гувер, было создание Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Эта правительственная организация занималась предоставлением банкам, желез­ным дорогам, страховым компаниям Займов.

Президент Франклин Д. Рузвельт на вы­борах президента в ноябре 1932 г. против Гувера выступал кандидат от демократической партии Франклин Делано Рузвельту

Франклин Рузвельт родился в 1882 г. Получил домаш­нее воспитание. Знал в совершенстве немецкий и фран­цузский языки. Окончил Гарвардский университет. Чело­век огромного честолюбия, он посвятил свою жизнь политической деятельности. В 1910 г. был избран в сенат штата Нью-Йорк. В правительстве В. Вильсона был замес­тителем морского министра, членом американской де­легации на Парижской мирной конференции. В 1921 г. заболел детским параличом и остался на всю жизнь инва­лидом с парализованными ногами. В 1928 г. Рузвельт был избран губернатором штата Нью-Йорк, что обычно счита­лось преддверием в Белый дом. Имел значительное на­следственное состояние, в том числе крупное имение Гайд-парк. Рузвельт оказался единственным американ­ским 'Президентом, который избирался на этот пост 4 раза подряд (1932, 1936, 1940, 1944). Уже это означало его ис­ключительную роль в истории США.

В ходе избирательной кампании Гувер не выдвинул новой программы. Рузвельт, напротив, внял общему тре­бованию пере мен и в одной из речей произнес фразу:

«Я обещаю американскому народу новый курс». Это бро­ское словосочетание «новый курс» («нью дил») стало популярным лозунгом и названием политики, которая на­полнилась реальным содержанием только в так называе­мый период «ста дней» реформ в марте-июне 1933 г., когда новый президент провел через конгресс целый па­кет законов. Президент правильно понял свою миссию, ­чрезвычайное положение требует чрезвычайных мер, реформы «нового курса». Новые функции государст­ва, марте начала работу первая сессия конгресса. В те­чение трех месяцев конгресс принял множество законов. Суть их состояла в невероятных для Америки и капитали­стического мира масштабах государственного регулирова­ния экономики. Все меры носили чрезвычайный характер и американский размах, а также пе­чать личной смелости и решительно­сти президента.

Первыми мерами президента ста­ли стабилизация банковской систе­мы и организация помощи безра­ботным. создание соответствующихгосударственных учреждений по ока­ з анию помощи в федеральном мас­штабе, в штатах и муниципалитетах.Для этих целей была создана Чрез­вычайная федеральная организация помощи, которая ас­сигновала 500 млн долларов для распределения среди ну­ждающихся.

Важной мерой, которой Рузвельт гордился, было созда­ние для безработной молодежи городов лагерей в лесных районах. Эта программа называлась Гражданским корпу­сом сохранения резервов. В лагерях размещалось ежегодно до 500 тыс. безработ­ных молодых людей, которые получали кров, питание, одежду и один доллар в день. ОНИ занимались лесопосад­ками, расчисткой лесов, мелиорацией, рытьем прудов, благоустройством национальных парков и заповедников, строительством дорог, мостов и т. п. В частности, от гра­ниц Канады до штата Техас была создана лесозащитная полоса, на которой было высажено 200 млн деревьев. Другим детищем Рузвельта стал грандиозный проект комплексного экономического развития географического района, охватывающего семь штатов в долине реки Тен­несси.

Когда-то на этих землях были хлопковые плантации, но истощилась почва, вырубка лесов усилила эрозию. Руз­вельт предполагал возродить этот бедствующий регион путем организации мощной государственной корпорации, которая построит на реке каскад электростанции, поведет борьбу с эрозией почв, создаст лесозащитные полосы, окажет помощь бедствующим фермерам, обеспечит людей ра­ботой и в конечном счете поднимет их благосостояние. В море частного бизнеса появилась мощная государст­венная корпорация, преобразившая долину Теннесси. Бы­ло построено 25 электростанций, река стал судоходной, поднялись молодые леса, была остановлена эрозия почвы, люди стали жить лучше.

Необходимость временных мер помощи хорошо созна­валась, но как преодолеть главную причину хаоса - не­обузданную конкуренцию? Как восстановить функциони­рование экономики? В частности, предлагалось ввести меры принудительного картелирования. Рузвельт ухва­тился за эту идею. Так появился Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА).

Закон о восстановлении промышленности состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение «кодексов честной конкуренции». Предприниматели той или иной отрасли садились за один стол и вырабатывали такие условия производства продукции, которые ставили их в равное положение.

Это было принудительное ограничение конкуренции. В то же время цены и объем производства определялись с учетом объема рынка, что создавало возможность реали­зации произведенной продукции. «Кодексы честной кон­куренции. утверждались президентом и становились законом. Такие кодексы охватывали 95% промышленно­сти США. Баланс между объемом производства и объемом потребительского рынка стал отправной точкой выхода промышленности из кризиса.

Второй раздел НИРА регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Одна из статей закона предусматривала признание профсоюзов, права рабочих вести переговоры и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях найма и труда. Пред­принимателям запрещал ось создавать свои, «компаней­ские. профсоюзы и прибегать к «нечестной трудовой практике..

В 1935 г. на основе этих статей НИРА был принят Акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), который при­знал принципы коллективно-договорной практики в ка­честве национальной политики США. Это дало мощный толчок образованию в США в 30-е гг. производственных профсоюзов.

Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строи­тельство государственных промышленных, военных и дру­гих объектов.

Закон о регулировании сельского хозяйства. Следую­щим важным законодательным актом стал закон о регу­лировании сельского хозяйства, который предусматри­вал материальную помощь фермерским хозяйствам,

премии за сокращение посевов, скупку продукции ферм, с тем чтобы сократить разрыв в ценах на сельхозпродук­цию и продукцию промышленности.

Закон НИРА и закон о регулировании сельского хозяй­ства вводились на два года, после чего они были признаны верховным судом неконституционными, нарушающими принципы свободного предпринимательства. Во время президентской избирательной кампании 1936 г. против Рузвельта выступали достаточно мощные силы - крупный бизнес, раздраженный государственным регулированием, большинство газет, Сторонники респуб­ликанской партии и других правых политических груп­пировок, объединившихся в так называемую Союзную лигу. Они обрушивались на все Меры и законы «нового курса», включая социальное обеспечение. Однако в 1936 г. Ф. Рузвельта вновь поддержало большинство избирате­лей, Составивших как бы народный фронт, противостояв­ший правым. Социальные реформы «нового курса». Вступив в долж­ность президента в 1937 г. на новый срок, Рузвельт встре­тился с сопротивлением конгресса и верховного суда при осуществлении своих предвыборных обещаний и общего плана реформирования отношений в обществе. В конеч­ном итоге в 30-е гг. был принят ряд важных социальных реформ: закон о трудовых отношениях (закон Вагнера); закон о социальном страховании (август 1935 г.); закон о справедливых условиях найма, запрещавший примене­ние детского Труда, устанавливающий минимум оплаты труда и максимальную продолжительность рабочей не­дели для рабочих и служащих. Кризис 1938 г. вновь за­ставил правительство выделить несколько – миллиардов долларов на государственное строительство и общест­венные работы. Важной мерой подъема сельского хозяй­ства стали программы по восстановлению плодородия почв, что было особенно важно после разрушительных пыльных бурь и засух 30-х гг. Наряду со страхованием по безработице в США было принято законодательство о пен­сионном обеспечении.

Роль США в Мире. Панамериканизм и изоляционизм. На внешнюю политику США в 30-е гг. определяющее влияние оказали мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и возрастающая опасность мировой войны. На­строения в обществе толкали США к экономическому и политическому изоляционизму. Это привело к приня­тию в 1935 г. закона о нейтралитете, что предполагало неучастие в европейских политических союзах и недопу­щение какой-либо военной или экономической помощи воюющим Странам. Поэтому во внешней политике США в 30-е гг. почти до самой войны имела место известная «безучастность» к фактам агрессии Германии и Японии. В меняющейся ситуации в мире Ф. Рузвельт принял решение в 1933 г. установить дипломатические отно­шения с СССР. Однако настороженность в отношениях с СССР сохранялась до 1941 г. Приоритетным направлением внешней политики США стала Латинская Америка. Ф. Рузвельт совершил поворот в отношениях со странами континента. Новая полити­ка «доброго соседа» в отличие от прежнего курса «боль­шой дубинки» и «дипломатии доллара~ строилась на принципах невмешательства во внутренние дела латино­американских стран, торговли на основе взаимности ипредоставления технической помощи. Этот новый курсполитики позволил США укрепить господствующее поло­жение в «межамериканской системе». До начала второй мировой войны изоляционизм оста­вался определяющим курсом правительственной полити­ки. Впоследствии Рузвельт признал, что закон о нейтра­литете был ошибкой, поскольку послужил вольно или невольно на пользу агрессорам, лишив жертвы агрессии необходимой помощи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Почему США, олицетворяя технический прогресс

того времени, стали центром мирового экономического кризиса?

2.Сопос­тавьте личности Ф. Рузвельта и Г. Гувера. Какие тенденции в политике США они отражали? Какие меры выхода из экономического кризиса предлагали Г. Гувер и Ф. Рузвельт?

3.Что было нового в политическом курсе Ф. Руз­вельта? Почему США устранились от активного вмешательства в европейскую и дальневосточную политику?

4.В консервативных кругах США Ф. Рузвельт пользовался репутацией революционера и социалиста, в демократиче­ских - прогрессивного политика и спасителя капитализма. Дайте свою оценку его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: