Алматы 2013

§ 37. Соединенные Штаты Америки

США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Здесь производилось свыше половины всего промышлен­ного производства капиталистического мира. Американ­ская армия дислоцировалась в Германии, Японии, Ита­лии и в ряде других стран. В разных уголках мира было оборудовано свыше пятисот военных баз США. Американ­ский флот бороздил океаны и моря. США обладали моно­полией на атомное оружие. Президент США Гарри Трумэн, занявший этот пост 12 апреля 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта, заявил, что США берут на себя «мировую ответственность. С «нейтралитетом. И тем бо­лее с изоляционизмом 30-х гг. было покончено. Отныне США стали в центр.мировой политики.

Реконверсия и выбор после военного курса государ­ственной политики. Переход к миру и мирной жизни, названный реконверсией, означал крутой поворот в госу­дарственной политике и в жизни десятков миллионов аме­риканцев. Миллионы солдат вернулись в семьи и в обще­ственную жизнь. В 1947 г. из 12 млн солдат в армии остался 1 млн. Устройство демобилизованных солдат и офицеров стало одной из главных проблем послевоенной перестройки. Были приняты многие законы государст­венные решения по устройству участников воины.

Был принят ряд крупных решений: о постепенном сня­тии контроля над ценами и заработной платой периода войны, о «полной занятости» о повышении почасовых ставок заработной платы, о пересмотре налогов.

Важный вопрос послевоенной реконверсии, вызвав­ший наибольшие споры, - судьба построенных в годы войны государственных заводов. Речь шла, таким обра­зом, о судьбе государственного сектора в американской экономике. За пять лет войны государство вложило в стро­ительство заводов обрабатывающей промышленности свы­ше 17 млрд долл. Было построено свыше 2800 предпри­ятий. Через год почти все государственные заводы были в руках 250 корпораций, заплативших за них полцены.

Крупный бизнес остался главным представителем про­изводственного капитала в США, где в отличие от Европы в этой сфере государственного сектора не было. Однако в послевоенные годы значительно расширился и сектор мелких и средних предприятий. Насчитывалось 9 млн фирм индивидуальных собственников.

Во внутренней политике курс администрации г. Тру­мэна отличался противоречивостью. В конгрессе в 1946 г. в итоге довыборов и перевыборов усилились позиции рес­публиканцев, бросивших вызов реформистской политике демократов и рузвельтовскому реформизму. В 1947 г. кон­гресс принял закони, существенно огра­ничивавший профсоюзную деятельность и права на орга­низацию, на забастовку и пр. Это было общим показате­лем сдвига вправо в политической жизни США. К этому можно добавить и начало антисоветских кампаний, про­верку так называемой ЛОЯЛЬНО9ТИ, организованных сена­тором Маккарти (отсюда «маккартизм» как проявление политической нетерпимости в 50-е гг.).

На президентских выборах в J.948 г. г. Трумэн высту­пил С программой «справедливого курса».. Еще в пред­дверии выборов Трумэн наложил вето на закон Тафта ­Хартли, обещая отменить его, а также расширить соци­альное обеспечение.. Однако закон Тафта-Хартли вновь прошел через конгресс вопреки вето президента, не были приняты законы о гражданских правах чернокожих аме­риканцев, о введении медицинского страхования, о госу­дарственной помощи учебным заведениям и другие.

Начавшаяся «холодная война» конфронтация с СССР и забота о восстановлении устоев капитализма в Европе ограничили реформаторскую деятельность внутри стра­ны наконец, США вступили в корейскую войну, которая началась в июне 1950 г.

К президентским выборам 1952 г. демократическая партия растеряла значительную часть того реформистско­го багажа, который оставила стране рузвельтовская поли­тика. У республиканской партии появилась возможность прийти к власти после многолетнего пребывания в оппозиции, кандидатом пригласили прославленного генерала Д. Эйзенхауэра, который раньше ни к какой партии не принадлежал. Он обещал поехать в Корею и добиться пре­кращения непопулярной войны. Это принесло победу на выборах республиканцам. Д. Эйзенхауэр вновь был избран на пост президента в 1956 г. За эти годы (1952­1960) республиканская администрация и демократиче­ская партия, находясь в оппозиции, не обнаружили больших расхождений в политическом курсе.

Реформизм 60-х гг. Администрацией Эйзенхауэра к концу 50-х гг. была пресечена разнузданная кампа­ния преследования демократических деятелей со сторо­ны подкомиссии сената, возглавляемой Маккарти. Ушел в отставку руководитель государственного департамента Даллес, с именем которого связаны опасные концепции «балансирования на грани войны» и «массированного воз­мездия»

Америка нуждалась в обновлении. И это предложили демократы на выборах президента в 1960 г. Они победили под лозунгом «новых рубежей», выдвинутым Джоном Кеннеди. Кеннеди был сторонником кейнсианской тео­рии и политики активизации экономических и социаль­ных функций государства. Его социально-экономическая программа «новых рубежей» была в русле кейнсианской теории «эффективного спроса» и предусматривала обеспе­чение баланса массового производства и массового потреб­ления.

Убийств Кеннеди 22 ноября 1963 г. привело к смене главы Белого дома. Им стал вице-президент Линдон Джонсон Он продолжал политику своего предшественни­ка В США были проведены важные социальные рефор­мы. Н основе программы «борьбы с бедностью» был принят закон о помощи низкодоходным семьям, осущест­влена программа строительства дешевых жилищ, разви­тия си те образования, было введено медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с дохо­дами ниже границы бедно получили льготы по ме­дицинскому обслуживанию. Важные и реальные законы были приняты по ограничению расовой дискриминации. Они явились ответом на бурные движения социального протеста и выступления чернокожих американцев против дискриминации. Руководил движением Мартин Лютер Книг Среди этих законов особенно важными были: закон 1964 г. о запрещении дискриминации при найме на рабо­ту и при обслуживании в общественных местах. В 1965 г. был принят закон о защите избирательных прав черно­кожих американцев, а в 1968 г. - закон, запрещающий расовую дискриминацию при продаже и сдаче внаем жи­л.ищ.1

Ряд позитивных решений был принят по трудовым от­ношениям – «Закон о справедливом найме и условиях труда». Осуществление социальных программ требовало значительного увеличения государственных расходов. На эти социальные цели к концу 60-х гг. уходило до 40% фе­дерального бюджета.

Однако осуществление социальных программ встрети­лось с серьезными предприятиями и ограниченными воз­можностями даже такой богатой страны, как США, что было вызвано и внешнеполитическими проблемами. К кон­цу 60-х гг. тысячи километров от США во Вьетнаме вое­вала 500-тысячная армия. Вьетнамская интервенция США стоила демократам власти на очередных выборах президента и конгресса.

Америка 70-х гг. В эти годы США, как и весь капи­талистический мир, пережили крупные структурные преобразования, вызванные мировыми, экономическими и структурными кризисами, развернувшимся новым эта­пом научно-технической революции, сменой вех экономи­ческой и социальной политики. В США в это время также имели место политические скандалы 'и болезненное пере­живание поражения во Вьетнаме (.вьетнамский син­дром.).

На выборах 1968 г. республиканцы одержали побе­ду. Президентом стал Ричард Никсон. В 1972 г. он снова был избран на этот пост, но уже в 1974 г. был вынужден досрочно выйти в отставку («Уотергейтский скандал», возникший из-за того, что в штаб-квартире демократов люди Никсона установили подслушивающие устройства). В 1976 г. президентом был избран кандидат демократиче­ской партии Джимми Картер.

В экономической политике американ­ских правительств произошли серьезные колебания от кейнсианства до неокон­серватизма. В 70-е гг. широкое развитие получила система вспомоществования: семьи с доходами ниже официальной границы бедности имели право на полу­чение специальных пособий от государ­ства. Эти пособия дополняли систему социального страхования. Кроме того, существовала система выдачи продо­ вольственных талонов. Общая числен­ность людей, получавших помощь от раз­ных ветвей власти, достигала в середине70-х гг. 33 млн человек. В то же время администрация Никсона проводила же­сткую антипрофсоюзную политику, при­няв ряд законов, ограничивавших проф­союзную активность.

Противоречивый характер носила и внешнеполитическая деятельность ад­министрации республиканцев. Войну во Вьетнаме при­шлось прекратить в 1973 г., не добившись победы.

В 70-е гг. произошли существенные изменения в совет­ско-американских отношениях. В Москве были подписа­ны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглаше­ние о некоторых.мерах в области ограничения страте­гических наступательных вооружений (ОСВ-1). Позднее было заключено соглашение о сокращении стратегиче­ских вооружений (ОСВ-2).

Правительство Р. Рейгана (1980-1988). «Рейганоми­ка». Победа республиканской партии и избрание на пост президента бывшего губернатора Калифорнии и голливуд­ского актера Р. Рейгана в 1980 г. ознаменовала дальней­ший поворот к консерватизму во внутренней и внешней политике. Администрация Рейгана начала проводить же­сткий монетаристский курс сокращения расходов и сба­лансированного бюджета, а также сокращение сферы го­сударственного регулирования, что выразилось в отказе от контроля над ценами, снятии ограничений на предпри­нимательскую деятельность, установленных законами об охране окружающей среды. С 1983 г. американская экономика выходит из кризиса и начинается ее уско­ренное развитие на путях внедрения новых технологий и научных разработок. Безработица снизилась с 10 до7 млн человек. Свыше сотни социальных программ было передано в ведение штатов и унифицировано. Однако свертывания социальной политики не произошло. По- прежнему свыше 30 млн американцев нуждались в госу­дарственном вспомоществовании.

Администрация Рейгана проводила жесткую анти­профсоюзную политику. Забастовка диспетчеров авиали­ний была грубо подавлена, сам профсоюз распущен, уча­стники забастовки уволены. Это был сильный удар по профсоюзам, которые и без того многие годы находятся в кризисном положении.

В 1955 г. в АФТ/КПП насчитывалось 16 млн членов, или 32% несельскохозяйственной рабочей силы. В 1992 г. численность не изменилась, но удельный вес организован­ных рабочих сократился до 15%. Профдвижение отказа­лось от активной борьбы за сохранение зарплаты, согласив­шись на «уступки., что означало примирение с падением реальной заработной платы в 80-е гг. Упадку профсоюз­ного движения способствовали и существенные струк­турные изменения в составе самодеятельного населения. Быстро росла занятость в сфере услуг, науки, образова­ния, здравоохранения, финансовой сфере, информацион­ной службе и др. Однако в производственной области и от­раслях хозяйства, непосредственно выпускающих товары и предметы потребления, занятость сокращалась, и ныне в производстве занято менее трети работающих, а к концу века их доля сократится до 20%.

Во внешней политике президента Рейгана четко просматриваются два периода. В первой половине 80-х гг. во внешней политике США доминировали конфронта­ционные тенденции, обострилось противоборство СССР и США, особенно после ввода советских войск в Афгани­стан в 1979 г. и введения военного положения в Польше в 1981 г., а также в связи с размещением ракет СС-20 в ря­де социалистических стран в Юго-Восточной Европе и за­падных районах СССР. Новая фаза гонки вооружений в это время грозила перенестись и в космос. США начали размещать в Западной Европе крылатые ракеты и ракеты средней дальности. Только во второй половине 80-х гг. пу­тем переговоров начался поиск выхода из тупика противо­стояния.

После встречи глав государств СССР и США в 1986 г. в Рейкьявике начался перелом. В 1987 г. в декабре в Ва­шингтоне был подписан договор между СССР и США о ли­квидации ракет средней и меньшей дальности. Затем в 1991 г. в Москве, уже при администрации Дж. Буша, был подписан договор о сокращении примерно на треть стратегических наступательных вооружений обеих стран. Это начало сокращения вооружений стра­тегического назначения знаменовало по­ворот от конфронтации между двумя дер­жавами к поискам мира и сотрудничества. Этому способствовали вывод советских войск из Афганистана в феврале 1988 г. и затем демократические революции в быв­ших социалистических странах в 1989­1991 гг., что создало новую геополитиче­скую ситуацию и покончило с «холодной войной».

В 1988 г. на выборах президента вновь одержали победу республиканцы. Поли­тику Рейгана продолжил Дж. Буш, кото­рый в прежних администрациях Рейгана занимал пост вице-президента)

Президент Клинтон. На президент­ских выборах 1992 г. победу одержала де­мократическая партия и ее кандидат Билл Клинтон. Для Америки это характерно - при неблагопри­ятной экономической ситуации правящая партия терпит поражение. «Рейганомика» оставила в «наследство» демо­кратам безработицу в 10% рабочей силы и дефицит бюд­жета около 300 млрд долл. В течение всего десятилетия1980-1990 гг. реальные доходы бедных слоев американ­ского населения, даже имевших работу, снижались.

Билл Клинтон выступал с резкой критикой «рейга­номики» и предлагал (,третий путь» политики, соеди­няющей лучшие традиции либеральных подходов, вклю­чая опыт «нового курса» Рузвельта и либерализма60-х гг.

Провозглашённый «третий путь» предполагал пересмотр «рейганомики» И возвращение к неокейнсианскому курсу активной социальной политики государства. У республи­канской партии было заимствовано только обещание ликви­дировать дефицит бюджета. Это означало, что период «рей­ганомики», или «консервативной революции», закончился. В CIIIA был принят курс экономической политики, подоб­ный «социальному рыночному хозяйству».

Преимущественное внимание государственной полити­ки было обращено на развитие социального обеспечения, здравоохранения, образования (американцы называют эти расходы вложениями в «человеческие ресурсы»). Этот курс обеспечил победу Клинтона на очередных президент­ских выборах в 1996 г.

Более 8 лет продолжался устойчивый экономический рост (в 1998 г. - 3,6%). За время администрации Клинто­ на главным образом частным сектором было.создано 20 млн новых рабочих мест (около трети - в секторе информационных технологий), безработица снизилась до самого низкого уровня за последние 25лет, предельно низ­кой оставалась инфляция. После 1996 г. две трети бюдже­та США составляли расходы на развитие 4человеческихресурсов. В 1998 г. США добились ликвидации бюджет­ного дефицита, образовался профицит - превышение до­ходов над расходами.

В 1990-е гг. в США удалось создать эффективный меха­низм экономического и научно-технического развития и со­циального обеспечения. На этой почве сближаются позиции демократической и республиканской партий.

Успехи в экономике сулили победу демократической партии на выборах 2000 г. Но на выборах победил республи­канец ДЖОРДЖ Буш-младший. За республиканцев проголо­совали те, кто уже воспользовался благами экономического подъема 90-х гг. и требовал снижения налогов, сокращения государственной опеки. Дальнейшее, по мнению многих, чрезмерное, расширение роли государства в социальной сфе­ре было уже излишним. При этом республиканцы высту­пили не за свертывание социальных программ, а за их оп­тимизацию. Приход к власти республиканцев был закономерен.

Инфляция, безработица, дефицит бюджета - эти про­блемы в той или иной степени были решены и перестали быть главной темой политической борьбы. Для США глав­ной задачей стало улучшение качества жизни людей и обеспечение конкурентоспособности американской экономикии в условиях глобализации. Лозунгом времени стало снижение налогов и дерегулирование - активи­зация рыночных, конкурентных механизмов саморегули­рования американской экономики, которая составляет треть мировой экономики. Эти задачи соответствуют в большей степени идеологии и программе республикан­ской партии США.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Как изменилась политическая стратегия США

по сравнению с довоенным периодом? Объясните термин «мировая ответст­венность» США на примере различных доктрин.

2. Раскройте содер­жание реформистской политики в США в 60-е гг. Каковы причины прове­дения реформ?

З. Какие различия в экономической и социальной политике существуют между демократической и республиканской партиями?

4. Дай­те характеристику одного из американских президентов в послевоенный

период.

5. Охарактеризуйте мероприятия правительства Рейгана, полу­чившие название «рейганомика».

6. Выделите главные черты политики «третьего пути» Клинтона.

7. Почему демократы в условиях экономическо­го подъема потерпели поражение на выборах 2000 г.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: