Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур

Взаимодействие разнородных, типологически различающихся культур означает, что их носителями являются, с одной стороны, коренные народы С.К. и, с другой, - некоренные, в основном «русскоязычные».

Такое взаимодействие означает: во-первых, культурный контакт, «соприкосновение культур; во-вторых, результаты этого контакта: либо взаимное отторжение взаимодействующих культур; либо частичную или полную интеграцию, взаимное «прорастание» культур друг в друга; либо поглощение одной культуры другой.

Поэтому необходимо проанализировать оппозицию культур, выявить условия и факторы «культурного согласия» («консенсуса») и «культурного несогласия» («конфликта»).

Культурные отличия можно оценить как определенные предпосылки социальной конфликтности. В случае если иная культура насаждается (или воспринимается как насаждаемая), то это может привести и к конфликту. Но, при определенных обстоятельствах контактирующие культуры «открываются друг для друга. Таким образом, при благоприятных обстоятельствах в этом случае может установиться культурный консенсус как основополагающий фактор социальной стабильности и залог развития.

Фактором, способствующим нарастанию конфликтности культур, взаимного неприятия и отчуждения, служит нарушение баланса культур. Оно может проявляться как явное насаждение одних культурных образцов в ущерб другим, а также как резкая (скачкообразная) утрата статуса и авторитета одной (или нескольких) из взаимодействующих культур.

На Северном Кавказе в разные времена культурный баланс также во время колонизации и советизации. Определенное насаждение достаточно далеких от жизни горцев образцов поведения и мышления началось в годы войны горцев с царской Россией (1817-1864). Этот процесс активизировался в годы Советской власти, когда часть кавказцев стала элементом того целого, что было принято называть «советским народом». Однако определенные заслуги Советской власти перед северокавказскими народами следует отметить. Дело в том, что именно на годы социализма приходится «культурная революция» - массовое общее образование и вполне доступное -высшее. На эти же годы выпадает колоссальное расширение возможностей для самореализации личности, которая стала возможной вследствие индустриализации.

3. Традиция и инновация в этнокультурном развитии. Актуализация возрождения национальных культур, тесно связанных с традиционными культурами, сокрыты в истории взаимоотношений Северного Кавказа и России. В ней выделяются два ключевых этапа: 1) колонизация Северного Кавказа (особенно война 1817-1864 гг.); 2) советизация Северного Кавказа. И колонизация, и советизация Кавказа влекли за собой оттеснение традиций на периферию общественной жизни.

Период социализма в целом нанесли традиционной культуре Северного Кавказа наибольший урон, вытеснив ее в основном в бытовые сферы. Нa период социализма приходится и бурное развитие средств массовых коммуникаций, главным языком которых был русский. Распространение на Северном Кавказе «русскоязычного» массового образования, при всех его плюсах, также не всегда учитывало северокавказскую ментальность, а иногда и сознательно противостояло ей. Приток на Северный Кавказ «мигрантов», т.е. жителей центральных, северных и восточных районов России, слабо или вовсе не знакомых с обычаями и традициями народов, проживающих здесь, также нарушал сложившиеся веками устои традиционной жизни. Традиционность на С.К. была сильно потеснена.

Поэтому стремление многих современных кавказцев к «возрождению» традиционной культуры - это реакция на «культурно-идеологический вакуум, когда старые социалистические ценности «отменили», а новые еще не были усвоены. Т.о., характер возрождения трад-ой культуры проявляется не в поисках «первородства» тех или иных традиций, а в придании современному культурному процессу трад-ой окраски Возрождение элементов традиционности выступает как форма развития региональной культуры.

В 90-е годы почти на исходе XX века в научной литературе по культурологии стали уделять должное внимание роли стереотипов в межкультурном общении в производстве и воспроизводстве культуры этносов, особенностям этнических процессов и развитию национального самосознания. Это объясняется тем, что формирование национального сознания и этнокультурные проблемы тесно взаимосвязаны. Практика показала, что народы Северного Кавказа нуждаются в мире и культурном сотрудничестве, они устали от заблуждений местных политиков и конфронтаций. Острые конфликты в этнополитических процессах на Северном Кавказе привлекли внимание ученых, которые стали подчеркивать пагубность принципа классового подхода и игнорирование многих национальных и этнокультурных факторов, непосредственно связанных со специфическими особенностями того или иного этноса. «Этнические особенности поведения и мышления людей - важная отрасль знаний о человеке. К сожалению, длительное время в советском обществоведении господствовало отношение к этим проблемам как второстепенным, как своего рода музейным экспонатам на этнографических выставках. Лишь в последние годы, когда со всей полнотой была оценена значимость этнической стороны жизни, наука стала выдвигать эти проблемы в качестве приоритетных. Начинает развиваться отечественная этнопсихология, возрождается этнопедагогика

4.Современная литература. Литературно-художественные ценности, созданные представи­телями Юга России, получили не только общероссийское, но и мировое признание (творчество М. Шолохова, Р. Гамзатова, А. Кешокова, Т. Керашева, Д. Кугультинова, К. Кулиева, И. Машбаша, К. Хетагурова, А. Шогенцукова, Р. Ахматовой и др.).

5.Наука и образование. Фестиваль науки Юга России проходил уже во второй раз(2010 и 2011гг). В нём приняли участие все подразделения ЮФУ, более 20 вузов ЮФО и СКФО. Кроме того, наряду с учебными заведениями Фестиваль поддержали музеи Ростова и Ростовской области. В течение двух дней Второго Фестиваля науки своё видение науки на базе музейной практики представят 14 учреждений, работающих в этой области. В Доме правительства Адыгеи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году по направлению "Поддержка талантливой молодежи" состоялось традиционное чествование талантливой молодежи и награждение лучших школьников денежными премиями РФ и РА.

ФЦПРО будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями ФЦПРО

будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в

себя ряд новых взаимоувязанных направлений, которые будут реализованы

субъектами Российской Федерации, образовательными и иными организациями и

организациями при федеральной поддержке с участием профессионального

педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели

для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их

результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных

организаций, регионов и социально-экономических условий.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом

этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере

образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут

сформированы новые модели управления образованием в условиях

широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных

технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной

целевой программы развития образования на следующий период. Объем финансового обеспечения Подпрограммы 5 в 2013-2020 годах составляет 16,1 млрд. рублей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: