Выдающиеся деятели культуры народов ЮР

Особо следует отметить уникальность культуры и искусства Северной Осетии. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати, Васо Абаев - патриарх иранистики и лингвистики и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.В Чечне известны такие деятели как: поэтесса Р. Ахматова, Саид-Бей Арсанов(писатель), М. Мамакаев - поэт, прозаик, публицист, литературный критик.

20 марта 2013г. Президент В.Путин подписал распоряжение «о присуждении грантов президента РФ для поддержки творческих проектов общенац. Значения о области культуры и искусства».Директор Республиканского дома народного творчества Калмыкии Джиргал Тачиева получила грант на осуществление проекта по созданию электронного фонда храния образцов устного народного творчества.

Спорт. На Северном Кавказе будет создана структура, которая займется решением вопросов развития спорта, как профессионального, так и массового. Все предложения этой структуры войдут в программу социального развития Северного Кавказа. ФГУП «ЮГ СПОРТ» - это крупнейший на юге Российской Федерации спорткомплекс подготовки сборных и клубных команд России, а также место проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Он расположен в городе Сочи

В Чечню в рамках акции "Спорт - посол мира на Кавказе" завозятся грузы спортивного оборудования, а также проводятся встречи со спортсменами.


17. Особенности экстремизма на Сев. Кавказе и стратегии его предупреждения

  1. Понятие и виды экстремизма.
  2. Особенности этноконфессионального экстремизма.
  3. Молодежный экстремизм.
  4. Терроризм как крайняя форма экстремизма.
  5. Традиционные и современные технологии профилактики экстремизма. Толерантность.

Понятия и виды экстремизма. Особенности этноконфессионального экстремизма. Молодежный экстремизм. Терроризм как крайняя форма экстремизма. Традиционные и современные технологии профилактики экстремизма. Толерантность.

Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Это определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами.

Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм – крайние взгляды на политическую систему общества, пропаганда насильственных или агрессивных способов установления отстаиваемой формы власти вплоть до политического террора.

Национальный экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия в крайних формах терроризм в отношении людей другой этнической группы.

Ученые так же различают крайний (радикальный) экстремизм, направленный на полное уничтожение или подавление своих оппонентов и противников (к этой форме экстремизма, очевидно, относится и политический терроризм), и экстремизм компромиссный, умеренный, прибегающий только к полумирным-полунасильственным действиям, направленным лишь на улучшение положения одной из сторон в рамках существующей формы разрешения конфликта.

Молодежный экстремизм - взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Особую тревогу в связи с этим вызывает то, что немалая часть молодёжи в силу различных причин оказывается вовлечённой в сферу деятельности экстремистских, преступных организаций и движений. Ярким проявлением этого процесса является массовое участие молодёжи в межнациональных, межрасовых, религиозных конфликтах, рост молодёжной преступности и т. д.

Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Терроризм определяется сегодня обычно как крайняя форма экстремизма. В основе политического терроризма лежат те же самые идеологии, что и в основе политического экстремизма вообще. Однако в формах практического насилия терроризм имеет и некоторые специфические особенности по сравнению с традиционными формами экстремистского насилия.

Терроризм— это совершение общественно опасных, уголовно наказуемых деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений

К основным группам мер профилактики экстремизма относятся:

1. политические (меры по нормализации общественно-политической ситуации, разрешению социальных конфликтов, снижению уровня социально-политической напряженности, осуществлению международного сотрудничества в области противодействия терроризму);

2. социально-экономические (меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в отдельных регионах и выравниванию уровня развития регионов, сокращению маргинализации населения, уменьшению имущественной дифференциации, обеспечению социальной защиты населения);

3. правовые (административные, уголовные, организационные и иные меры, направленные на неотвратимость наказания за совершенные деяния террористического характера, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований антитеррористического законодательства; противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических и психотропных средств, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансированию терроризма; регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);

4. информационно-пропагандистские (меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму);

5. культурно-образовательные (меры по формированию социально значимых ценностей в обществе и воспитанию толерантности);

6. организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и конкретных мероприятий по обеспечению объектов возможных террористических посягательств техническими средствами защиты, совершенствованию механизма ответственности за несоблюдение требований по антитеррористической защищенности объектов террористических устремлений и техническому оснащению участников антитеррористической деятельности).

Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность.

В новейшей истории России терроризм и экстремизм наиболее остро впервые проявились в период ослабления центральной власти и разгула сепаратизма. После распада СССР и прихода к власти в Чеченской Республике Д. Дудаева Чечня де-факто вышла из состава России. Экстремизм здесь стал нормой жизни. Две военные кампании вернули Чечню в политическое и правовое поле России. Современную ситуацию на Северном Кавказе можно охарактеризовать как хроническую нестабильность. В 2010 г. зафиксировано сорок девять проведенных спецопераций. «Противники» же силовых структур постоянно наращивают свою мощь (в общей сложности в этом году зарегистрировано 596 актов террористической направленности, это в более чем в двенадцать раз превышает количество операций, проведенных силовыми структурами).В 2008 г. боестолкновения, взрывы, нападения, обстрелы чаще всего происходили в трех субъектах Российской Федерации. В Чеченской Республике их насчитывается около 279. В Ингушетии значительно меньше — 95, в Дагестане же только 40. Меньше всего зафиксированных терактов Северной Осетии—Алании. Новым объектом атак в 2008 г. стал район Большого Сочи, в этом году здесь зафиксировано пять взрывов, последний из которых унес из жизни двух человек, раненых насчитывается около одиннадцати.

ФЦП РФ: "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)

«Толерантность» - Федеральная целевая программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. – закрыта


18. Этносоциальная стратификация в России

1. Этничность как основа социальной стратификации.

2. Титульные этносы.

3. Этногрупповое единство и межгрупповые различия как элемент иерархической организации социального пространства.

4. Индикаторы статусных позиций этносов на Юге России.

5. Этнические миграции: причины и виды на Юге России.

6. Понятие диаспоры

Социальная стратификация - система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальная структура общества; отрасль социологии.

Этничность - категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация).

Этносоциальная стратификация – иерархическая организация этнических групп, обладающих неравными статусными позициями, при которой этнические границы совпадают с профессиональными; тем самым, этническое неравенство усиливается социально-экономическим. В полиэтничных обществах этничность, становясь основой соц.стратификации, воспроизводит ту систему соц.неравенства, которая соответствует цивилизованному уровню развития политически доминирующего этноса.

В полиэтничных обществах этничность, становясь основой социальной стратификации, воспроизводит ту систему социального неравенства, которая соответствует цивилизационному уровню развития политически доминирующего этноса.

Одной из важнейших объективных предпосылок формирования этнической стратификации является территориальное размещение этносов в экономически различных районах - на равнинах и в горах.

Титульные этносы - нации (этносы), давшие названия государству. Националистические лидеры нередко заявляют об особых правах Т. н. на территорию и ее ресурсы, на преимущественное политическое представительство, на преимущественный статус ее языка и других культурных институтов.

Этногрупповое единство и межгрупповые различия выступают в качестве важнейшего элемента иерархической организации социального пространства, но также и как следствие его существовании. На Кавказе, такие позиции как, высокий уровень внутренней консолидированности, который объясняется суровыми условиями жизни в горах, природной изолированностью поселений и традиционно-общинным этапом развития общества, объясняют также и специфику этнокультурных черт. Поселенческая локализация определяла возможности межкультурного взаимодействия, способствуя формированию и воспроизводству открытости или замкнутости (закрытости) этнокультур.

Определяя объективные условия, воспроизводящие социальное пространство Северного Кавказа как этносоциальное и стратифицированное, мы обращаем внимание на территориальность и аграрно-традиционный тип хозяйствования. Эти характеристики в значительной степени определяют позиции (статус) этнической общности в социальном пространстве региона. Социальное пространство многомерно, и поэтому статус этногрупп и дистанция между ними определяются по их позициям в доминирующих полях. В современном обществе статусные позиции формируются на пересечении ряда социальных подпространств (полей), каждое из которых, по мнению известного французского социолога П.Бурдье, образует разные измерения статуса, а само социальное пространство "может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующих одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях".

Один из современных исследователей предлагает для определения позиций этноса целый веер характеристик, выделяя при этом экологический, социально-экономический, культурный, демографический, социально-политический, правовой статусы. Позицию этноса в каждой из перечисленных сфер жизни можно определить по особой метрической шкале.

Социально-экономическая составляющая статуса этноса определяется несколькими позициями. Во-первых, такой обобщенный показатель, как размер валового национального дохода, приходящегося на одного представителя этноса, принято называть уровнем качества жизни. Во-вторых, важной характеристикой является полнота социально-профессиональной структуры этноса. Она определяется представительством данного этноса в социально-классовых группах и слоях общества (или локального полиэтничного социума) и может соответствовать или не соответствовать удельному весу этноса в населении страны. В-третьих, не менее важной чертой является место в профессионально-отраслевой структуре, иными словами, в этническом разделении труда (профессиональный статус может отличаться престижностью, т.е. занятостью достаточно большого числа представителей этногруппы в прибыльных отраслях деятельности или во властных структурах). 4) социокультурный статус

5)политический стптус

Этностратификационная система населения Северного Кавказа при доминирующем положении русского элемента воспроизводит систему неравенств, характерную индустриальным обществам (основанную на достигательных характеристиках), с вплетением этнического фактора в процесс формирования управленческого слоя.

Этнические миграции — совокупность, миграционных потоков в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой.

В современный период на Юге России активная миграция этнических групп привела к тому, что сложилось региональное общество с большим этническим и культурным разнообразием. При этом этнические мигранты сохраняют приверженность традиционным формам своей донорской культуры. Отношения между мигрантами и принимающей стороной — это отношения между разными социокультурными образованиями. В ходе межкультурного взаимодействия мигранты и представители принимающего общества сталкиваются с проблемой адекватного взаимопонимания. Барьеры межкультурного общения могут быть преодолены на основе формирования межкультурной компетентности участников диалога. Отсюда возрастает роль общественных и религиозных организаций, образовательных учреждений, которые должны выработать воспитательные и образовательные стратегии, направленные на формирование межкультурной компетентности.

Диаспора — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности


19Этнополитические конфликты

  1. Понятие этнополитических конфликтов.
  2. Виды и структуры, причины этнополитических конфликтов. Феномен этномобилизации.
  3. Этнонациональная идеология и ее роль в политическом процессе на ЮР.
  4. Динамика этнополитических процессов на Юге России.
  5. Методы предотвращения и урегулирования этнополитических конфликтов

Среди многообразных по происхождению, характеру, типологии, способам разрешения конфликтов в особую группу выделяются конфликты этнополитические (межэтнические, межнациональные). Они относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудноразрешимых. Как показывает история, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные типы социально-политических конфликтов.

Этнополитический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Под этнополитическим понимается конфликт с определенным уровнем организационного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по различиям в этнической общности.

Существует сложность в определении этнополитических конфликтов. Дело в том, что этнополитический конфликт в “чистом” виде бывает редко. грань между социальными, политическими и этнополитическими конфликтами на территории распавшегося СССР достаточно зыбкая, трудно определимая, а сами конфликты множественны по формам и разнообразны по динамике развития. Следует иметь в виду и то, что этнический фактор нередко служит камуфляжем борьбы различных политических элит.

Различают “конфликты интересов” и “конфликты ценностей”, или “конфликты идентичности”. Классификация этнических групп участвующих в конфликтах:

1. Этнические группы в государстве, которое признает себя полиэтническим или многонациональным. Такие группы могут устанавливать свою тождественность на основе языка (как в Бельгии и Швейцарии), религии (сикхи, мусульмане и индусы в Индии; христиане и мусульмане в Ливане), национальности (как в Советском Союзе) или расы (Южная Африка). В этих случаях этнические группы отличающиеся от доминирующей или более многочисленной национальности, могут обладать или не обладать особым правовым статусом. Обычно они представляют меньшинство и не занимают господствующего положения.

2. Этнические группы в государстве, которое официально не признает себя полиэтническим, как, например, Франция, Япония, Индонезия, Турция, Португалия, многие африканские страны. Здесь меньшинства могут иметь региональную основу (как бретонцы или корсиканцы во Франции, шотландцы или валлийцы в Великобритании), расовую (как черные африканцы в Соединенных Штатах), религиозную (как копты в Египте или шииты в Ираке), племенную (как в Афганистане) или комбинацию ряда этих критериев.

3. Этнические меньшинства, которые идентифицируют себя с родственной этнической общностью в соседнем государстве, где она может составлять большинство населения (как венгры в Румынии, турки в Болгарии, албанцы в Югославии, чиканос в Соединенных Штатах).

4. Многочисленные этнические группы в государстве, где ни одна из них не занимает особого доминирующего положения. Такая ситуация преобладает в Африке к югу от Сахары, в некоторых странах Азии.

5. Этнические меньшинства, которые проживают по обе стороны межгосударственной границы и имеют статус меньшинства в каждой из сопредельных стран, как в ряде регионов Юго-Восточной Азии, баски в Испании и Франции, курды на Среднем Востоке, лезгины в Азербайджане и России.

6. Этнические иммигранты и беженцы, появляющиеся в результате массовой миграции из одних стран в другие, в основном из слаборазвитых стран в индустриально развитые государства (африканцы в Англии и Франции, курды в ФРГ).

7. Автохтонные народы и племена представляют собой особый случай среди этнических групп. Обычно их относят к меньшинствам из-за исторических обстоятельств: покорения и включения в новые государственные структуры; привязанности к своей земле и территории, а также из-за векового сопротивления геноциду, этноциду и ассимиляции. Автохнотонные народы встречаются в обеих Америках, Австралии и Новой Зеландии. Кроме того, имеются многочисленные племена на юге и юго-востоке Азии, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.

Этнический конфликт может выражаться во многих формах, начиная с индивидуального поведения (оно связано с избеганием, исключением и враждой и сопровождается созданием стереотипов, возникновением предрассудков, нетерпимости и дискриминации на уровне межличностных отношений) и кончая общественно-политическими выступлениями, движениями за отделение вплоть до насильственных столкновений (или могут выливаться в мятежи, резню, геноцид, восстания, бунты, революции, терроризм, гражданские войны, войны за национальное освобождение и межгосударственные войны).

Причины этнических конфликтов:

- традиционный-общий подход: социально-экономические кризисы, провоцирующие межэтническую напряженность

- социологический подход: этносоциальная стратификации, когда представители одной этнической группы занимают верхние ярусы социально-классовой пирамиды. Тем самым они создают привилегированное себе положение, в ущерб другим группам, подвергающимся дискриминации по этническому или расовому признаку.

- политологический подход: концепция, рассматривающая взаимоотношения этнической группы и государства в качестве конфликтогенной этнополитической проблемы. В этой связи подчеркивается роль этнонационализма в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта.

Этномобилизация - процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы. Конечная цель этнической мобилизации (мобилизации этногруппы) понимается как "организация действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение.

Что касается ЮР, то речь может идти об этнических системах асимметрического типа, которые оформлены идеологически и политически практикой так называемой “национальной государственности”. Эти идеология и практика основывается на двух главных постулатах:

а) нациями объявляются этнические общности, вернее та часть этнических групп, которая проживает в пределах республик, носящих название этой группы (они называются титульными национальностями);

б) эти этно-нации официально квалифицируются как обладатели собственной государственности (“коренные нации”), в то время как остальное население относится к категории “некоренного”, “русскоязычного” или “меньшинств”, проживающих на территории “не своей” государственности.

Многие исследователи, анализирующие этнические конфликты, выделяют, как правило, общий набор причин, их порождающих, и вызывающих эффект мобилизованной этничности. Назовем наиболее значимые из них для Северного Кавказа:

- геополитический фактор, включающий географическое положение региона на стыке цивилизаций и сосредоточение здесь значительных природных ресурсов

- исторический фактор, сопряженный с недавней историей силовых методов включения многих народов в состав России, а также историей сталинской депортации ряда народов региона, нанесших глубокую психологическую травму этническому сознанию;

- дефицит территории при сохраняющейся тенденции высокого прироста населения автохтонных народов и отсталых форм организации труда;

- несовпадение административных и этнических границ, порождающих ситуацию административно-территориальной разделенности ряда народов;

- совмещение в одном политическом пространстве народов отличающихся культур, разных по численности и политическому статусу, что влечет за собой возможность развития деструктивных конкурентных отношений.

Динамика этнополитических процессов на Юге России. Ведущим конфликтогенным фактором в регионе является дефицит пригодных для сельскохозяйственных работ территорий. Этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа и в Ставропольском крае. Только в Дагестане территориальная конфликтность лежит в основе казачьей, кумыкской, лакской, лезгинской, ногайской проблем. В тлеющей форме территориальный конфликт протекает в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В классической и острой форме он развивался в Пригородном районе Северной Осетии между ингушами и осетинами.

Не менее распространенным является и статусный конфликт, предполагающий как социально-экономическую составляющую (борьбу за изменение экономического положения этнических групп), так и политическую - борьбу за изменение политического статуса. По логике этого конфликта развивался политический процесс в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Составным компонентом этого конфликта являлась языковая проблема, которая наиболее остро была выражена в Северной Осетии (на внутриэтническом уровне).

В яркой форме сецессионный тип конфликта проявился в Чечне, хотя в латентной форме подобные настроения присущи многим национальным движениям на Северном Кавказе.

Если попытаться выстроить иерархию существующих этнических конфликтов на Северном Кавказе в зависимости от степени их влияния на динамику общей политической ситуации в регионе, то первое место займет чеченский конфликт, второе - осетино-ингушский, на третьем месте окажутся этностатусные конфликты в многосоставных республиках - Карачаево-Черкесии и Дагестане. Такая иерархия определяется и формой протекания конфликтов - открытой, вооруженной, трудно управляемой или регулируемой политическими методами. Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, от правовых до социально-психологических. Однако важнее предупредить конфликт, и заметное место в разработке средств и способов преодоления этнополитических конфликтов принадлежит прогнозированию, а так же эффективная гос. национальная политика, создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при выдвижении и назначении людей разных национальностей в органы власти и управления.

Технология урегулирования межнациональных конфликтов предполагает алгоритм деятельности в этом направлении. В ходе работы по разрешению конфликта прежде всего должны быть проанализированы источники конфликта, биография конфликта, стороны конфликта, позиция и отношения сторон, конечное отношение к конфликту.

В их числе такой метод как альтернатива. Его суть в применении нестандартного, неординарного выбора из предлагаемых вариантов решения. Например: “обмен территории на мир” или экономическая, территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. Как достаточно эффективный метод урегулирования конфликта может выступать изменение статуса национально-государственного образования либо получение его этносом, ранее такого статуса не имевшего. Так, по оценкам экспертов, на начальном этапе карабахского конфликта повышение статуса Нагорно-Карабахской области до уровня автономной республики в значительной степени могло сгладить обострение, перевести ситуацию в более мягкие формы разрешения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: