Северо-Западная Русь

Северо-западные русские земли были наряду с киевскими и черниговскими древнейшим очагом древнерусской цивилизации и государственности. В XII—XIII вв. Новгородская земля была крупнейшим экономическим, политическим и культурным цен­тром Руси. Новгородская субцивилизация при всех своих особен­ностях и своеобразии развивалась в едином потоке и имела об­щие основы с остальными русскими землями. Соперничество Новгорода и Киева с самого начала образования восточнославян­ской государственности имело различные формы проявления. На рубеже XI—XII вв. борьба новгородцев за самостоятельность при­носит ощутимые плоды. В Новгородской земле складывается определенное равновесие между крупными боярскими вотчина­ми, мощным монастырским землевладением и богатым купече­ством. При всех противоречиях между ними и внутри этих соци­альных групп интегрирующим фактором выступали стремление Новгорода к самостоятельности и связанные с этим антикиев­ские настроения.

К исходу XI в. новгородцы добились права решением вече­вого собрания изгонять или отказывать в княжении ставленнику великого киевского князя. В результате князь-наместник в Нов­городе стал частично трансформироваться в представителя рес­публиканской власти. Одновременно складывалось посадничество нового типа — также отделенного от статуса наместничества. Осо­бенности политогенеза Новгорода в условиях постоянной борьбы с Киевом способствовали замедлению социальной и политичес­кой дифференциации местного общества, сдерживали рост в нем противоречий в XII—XIII вв.

В 1136 г. по решению вече из города был изгнан князь Все­волод Мстиславович, и Новгородская земля обрела политичес­кую самостоятельность. Эти события в литературе иногда на­зывают «новгородской революцией». Здесь не сложилась мест­ная княжеская династия. Перестав быть ставленником Киева, приглашаемый князь становится местной властью, зависимой от вече. Утратив права наместника, он более не противостоит новгородскому обществу и формирующимся республиканским органам, и в этом новом качестве статус князя даже укрепляется, возрастает его реальная роль в системе управления. По мере об­ретения самостоятельности в Новгороде обостряется борьба меж­ду различными группировками на вече и среди бояр, что требо­вало от князя искусства ладить с ними и открывало перед князем новые политические возможности. Боярские группы были не в состоянии удержать власть без поддержки правящего князя. Кня­зья и высшие должностные лица республики ограничивали и кон­тролировали друг друга. Отношения князя с Новгородом строи­лись на основе договора с вечем. Если князь нарушал договор, то вече «указывало ему путь», т.е. изгоняло, иногда и сам князь отказывался от своих полномочий. До начала XIV в. князья ме­нялись (с 1095 г.) 58 раз и принадлежали к различным княжес­ким родам.

Высшим властным органом Господина Великого Новгорода было народное собрание — вече. В нем могли участвовать все свободные горожане. Именно их волеизъявление в конечном счете вело к избранию или смещению высших должностных лиц, сан­кционировало расправу над ними, изменяло законодательство, принимало решение по вопросам войны и мира и т.п. Борьба различных группировок бояр и купцов за престижные и доходные государственные должности влияла на решение вече, однако эти группировки не могли полностью управлять процессом его принятия, контролировать собрание, так как не были четко офор­млены, не сложились в сколько-нибудь отлаженную систему с ясными династическими и политическими ориентациями.

Высшим должностным лицом в республике был посадник, выборы которого проводились ежегодно. Посадник мог предсе­дательствовать на собрании и руководить его работой, играл роль посредника между Новгородом и князем, вместе с которым вер­шил суд. Эта аристократическая должность замещалась предста­вителями примерно 40 наиболее могущественных и знатных бо­ярских родов.

В XII в. появляется должность тысяцкого, который представ­лял интересы незнатных слоев свободного населения: купцов, ре­месленников и землевладельцев, не принадлежавших к боярству. В мирное время он ведал торговыми делами, в том числе судом, осуществлял полицейский надзор и командовал ополчением в пе­риод военных действий, помогая князю. Вместе с посадником тысяцкий был гарантом контроля за княжеской властью.

Важная роль в республике отводилась избираемому на вече епископу (с 1165 г. — архиепископу). Владыка Новгорода был не только главой влиятельной церковной иерархии, но и храните­лем государственной казны, вместе с князем ведал внешней по­литикой, а с купеческой корпорацией «Иваньское сто» осуществ­лял контроль за эталонами мер и весов, имел свой полк. Архи­епископ был наиболее стабильной фигурой в системе управления Новгородом, так как посадник и тысяцкий часто представляли интересы противостоящих друг другу новгородских группировок. Он вносил также умиротворение в обычные для Новгорода вече­вые страсти.

Властную элиту Новгорода представлял Совет господ (Оспода), куда входили около 300 человек. Во главе Совета стоял архи­епископ, в его составе были князь, степенные (находившиеся в данное время в должности) и старые (ранее занимавшие должно­сти) посадники, тысяцкие, наиболее знатные бояре, церковные иерархи, иногда кончанские старосты. Совет господ предварительно рассматривал вопросы, выносимые на вече. Представи­тельство в Совете было пожизненным.

Вся административная система Новгорода являлась выбор­ной. Город состоял из федерации самоуправляющихся районов — концов, которые являлись экономическими, военными и поли­тическими единицами. Концы в свою очередь делились на ули­цы. Вся территория Новгородской земли была разделена на об­ласти — пятины, каждая из которых подчинялась в администра­тивном отношении одному из концов города. Пятины дробились на волости, а последние — на погосты. Во всех административ­но-территориальных единицах действовало вечевое самоуправле­ние. Новгород был крупнейшим торговым центром не только Руси, но и Европы, входя в Ганзейский союз. Тем не менее отли­чия социально-экономических, политических и культурных про­цессов в Новгороде определялись не иноземными влияниями и якобы большей включенностью Новгорода в западно-христианскую цивилизацию, а углублением дифференциации древнерус­ской цивилизации, вызванной спецификой природно-ландшафтных условий, особенностями этнического развития, внутрисоциальных противоречий и местных традиций. Характерно, что в борьбе с Киевом и Владимиро-Суздальским княжеством, при скла­дывании внутренних экстремальных ситуаций знаменем оппози­ции становилось обращение к восточнославянским языческим тра­дициям, а не к известным в Новгороде европейским идеям.

Сходные системы государственного управления существовали и в других землях Северо-Западной Руси — Пскове, Вятке (при многочисленных различиях в технологиях избирательных тради­ций, сроках полномочий и т.п.), так или иначе связанных с Госпо­дином Великим Новгородом. Постепенно их политические систе­мы приобретают все более олигархический боярский характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: