Информационный материал. Логическими приемами образования понятий являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение

Логическими приемами образования понятий являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Сравнение - это такой логический прием, который помогает устанавливать сходство или различие предметов. Анализ -мысленное расчленение предмета на части. Этот прием позволяет выделять признаки предметов. Абстрагирование — логический прием, заключающийся в мысленном выделении признака одного предмета и отвлечении от других признаков. Например, мы отвлекаемся от национальности, роста, цвета глаз, образования и других признаков индивида и выделяем лишь один признак —
“преступник”. Синтез представляет собой мысленное соединение частей предмета,
расчлененного анализом. Обобщение — распространение признаков изучаемых предметов на все сходные предметы. Эти логические приемы позволяют образовывать одну из основных форм абстрактного мышления – понятие.

Можно рассмотреть, как образуются понятие при помощи совокупности вышеперечисленных логических приемов на таком примере: предположим. Что в обсуждении участвуют Сообразительный студент (Сс), Студент-тугодум (Ст) и Преподаватель (П).

П: Я хочу предложить вам новый материал для размышлений о вашем собственном мышлении. Вы готовы?

Сс: Еще бы! Мы что-то уже давно в этом не упражнялись. Изучаем разные исторические или юридические законы и факты, а о том, при помощи чего мы все это изучаем, что делает это изучение возможным. Вы нам рассказываете очень маленькими порциями.

П: Вы имеете в виду, что у вас маловато часов по логике? Я с вами согласен, но нам приходится действовать в пределах отведенного времени. К тому же мы с вами знаем, что для того, чтобы быть логически культурным человеком, одних логических знаний мало, надо еще в деле разбираться. Ведь самое-то логику предметом своих профессиональных занятий Делают очень мало людей.

Ст: Ладно. Вы ведь собирались предложить нам материал Для размышлений. Я уже готов размышлять.

П: Ах, так! Вам надоело слушать общие рассуждения? хорошо, вот вам задача для размышления. Предположим, что я инопланетянин, который в совершенстве знает русский язык, но по странной случайности совершенно не понимает, что такое стул. Знает все, кроме стула. Далее, предположим, что в нашей комнате нет стульев, и в нашем распоряжении нет никаких средств изображения. Пожалуйста, объясните мне, что такое стул.

Сс: Ну, это просто. Стул — это то, на чем сидят.

Ст: Нет, погоди. Он же тогда поймет, что садовая скамейка тоже стул.

Сс: Да как же можно перепутать садовую скамейку и стул?!

П: Можно, если руководствоваться тем, как вы мне это объяснили. На садовой скамейке сидят. Стул — это то, на чем сидят. Следовательно, садовая скамейка — это стул. Это не я предложил, а вы.

Сс: Ну, на стуле может сидеть только один человек, а на садовой скамейке — много.

Ст: Значит, так и надо сказать. Стул — это то, на чем может сидеть один человек.

П: А два человека могут сидеть на стуле, если они не очень толстые?

Сс: Хм, могут...;• Ст: Как же тогда сказать?

П: Наверное, следует сказать, что стул предназначен для сидения одного человека, а сколько уж там людей сможет на него сесть — это их дело.

Сс: Правильно! Теперь мы можем объяснить, что такое стул!

Ст: Подожди, табуретка ведь также предназначена для| сидения одного человека.

Сс: Но у табуретки нет спинки!

Ст: Конечно, но это также надо сказать нашему Автору-инопланетянину. Итак, стул — это то, что предназначено для; сидения одного человека и имеет спинку.

П: Позвольте мне вмешаться в вашу дискуссию. Мне не| очень нравится оборот «то, что». Нельзя ли нам заменить его какими-нибудь другими словами так, чтобы вышло изящнее?

Сс: Я знаю! Надо подумать, к чему принадлежат стулья. Стулья принадлежат к мебели. Значит, стул — мебель.

П: Ну, лучше сказать, что стул — это предмет мебели.

Сс: Правильно! Поэтому получится, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и имеющий спинку.

Вроде бы хорошо. Но, подожди! А кресло? Кресло тоже мебели, служащий для сидения одного человека и спинку!

Сс: Но у кресла есть подлокотники, а у стула нет!

Ст: Точно. Это надо тоже сказать нашему инопланетянину. •д;олучится, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имею­щий подлокотников.

П: Ну, вот. Пожалуй, теперь я узнаю, что есть стул, а что нет, в любом случае, когда бы я не встретился с предме­том, называемым вами стулом. А теперь у меня еще один вопрос к вам: так что же мы сделали?

Сс: Я думаю, что мы родили мысль о стуле.

П: Правильно! К тому же почти по Сократу. А как мы ее родили?

Ст: Перечислили, как же это называется? А, свойства стула! Я читал в Вашем учебнике, что в логической онтологии есть предметы и свойства. Это не предмет, следовательно, это— свойство.

П: Ну, что ж. Давайте пока назовем это свойством. В дальнейшем мы будем использовать более точный термин. Осталось только сообразить, какие «свойства» вы перечислили.

Ст: Это теперь нетрудно представить. Я их перечислю одно за другим:

Стул — это 1) предмет мебели, 2} предназначенный для сидения одного человека, 3) имеющий спинку и4) не имеющий подлокотников.

П: Теперь я знаю все необходимое о стуле.

Диалог этих трех воображаемых персонажей помог выяснить, что же такое стул. Стул — предмет, конечно, важный, не он цель наших усилий. Нам надо выяснить, какую мысль наши студенты «родили» при помощи Преподавателя. Как вы можете судить по названию темы в логике мысли такого рода называются понятиями. Однако понятие выполняет еще одну важную функцию. Оно делает интересующий нас предмет понятным нам. А значит, сообщает нам о нем какую-то существенную информацию. Итак, понятие, как форма мысли, решает две задачи:

(1) отличает объекты интересующего нас множества от всех остальных объектов,

(2) обобщает объекты интересующего нас множества,

(3) выражает сущность объекта данного множества. Так, например, при помощи признаков 1) — 4) из понятия «стул» мы не только научились отличать предметы, являющиеся стульями, от всех остальных предметов, но и ответили на вопрос: что такое стул, а, значит, узнали нечто о его сущности.

Теперь рассмотрим подробнее, каким образом мы образо­вали понятие «стул».

1) В самом начале перед нашим умственным взором был некоторый умственный образ стула, который мы дополнили нашим воспоминанием об отдельных стульях, которые мы с вами встречали в своем опыте. Выбрав какой-нибудь стул в качестве образца, мы произвели мысленное разложение его на отдельные признаки: деревянный, имеющий спинку, с мягким сиденьем, не имеющий подлокотников, с четырьмя ножками и т.п. Этот этап образования понятия называется анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение).

2) Далее, мы приступили к рассмотрению выделенных признаков по отдельности. Это важнейший этап — целая революция в мышлении. Маленький ребенок (согласно иссле­дованиям знаменитого швейцарского психолога Жана Пиа­же, примерно до 10—11 лет) в норме не способен рассматри­вать признаки сами по себе, а только вместе с предметами, которым эти признаки присущи.

Отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения называется абстра­гированием или абстракцией (от лат. abstractio — отвлечение).

На этапе абстрагирования мы рассматриваем признаки «быть деревянным», «не иметь подлокотников» и т.п. сами по себе, независимо от тех предметов, в результате анализа которых мы получили эти признаки.

3) Далее, мы пытались рассмотреть различные виды стуль­ев для того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки и отбросить признаки, свойственные только отдельным ви­дам. Так, мы установили, что «быть деревянным» вовсе не обязательно для стула, а «не иметь подлокотников» — при­знак, характерный для всех стульев. Эта операция называется сравнением.

4) Наконец, выделив отдельные признаки и сравнив пред­меты по этим признакам, т.е. выделив общие признаки, мы соединяем все выделенные общие признаки в единое целое, в единый мысленный образ.

Операция соединения признаков всех предметов данного множества в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество объектов из всех остальных, называется синтезом (от греч. syntesis — соединение, сочетание). В результате синтеза мы получаем сложный признак, в котором составля­ющие его признаки соединены при помощи союзов «и*, «или» и т.п.

1) Соединив в единое целое признаки, мы объединяем в одной мысли все объекты, имеющие выделенные признаки, т.е. при помощи выделенных признаков мы мыслим множе­ство объектов, обладающих этими признаками. Так, в нашем примере мы мыслим все возможные стулья.

2) Эту операцию объединения разных объектов в одно множество по общим для них признакам назовем познава­тельным обобщением (познавательным, потому что чуть позже мы введем логическую операцию обобщения понятий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: