От авторов. Работая над учебником, авторы руководствовались требованиями Государственного образовательного стандарта

Работая над учебником, авторы руководствовались требованиями Государственного образовательного стандарта. Структура учебника строго следует стандартной программе учебного курса философии. Вместе с тем мы посчитали целесообразным ввести некоторые особенности в подачу материала, исходя из специфики бакалавриата и сообразуя общие задачи преподавания философии с реальным лимитом времени, отпущенного на изучение. Мы стремились отразить в учебнике следующие опорные положения:

1. Своеобразие социально-экономического и социокультурного статуса бакалавра: бакалавр в большей мере, чем специалист, работает с людьми и должен быть более подготовленным в гуманитарном аспекте.

2. Необходимость ускоренного овладения бакалаврами программным материалом в условиях сохранения требований к гуманитарной подготовке, установленных для специалистов.

3. Важность сочетания изучения философии в соответствии с типовой программой и подготовки студентов к практике централизованного тестирования. Формируя культуру мышления будущих бакалавров, приходится одновременно заботиться о результатах, проверяемых тестовым мониторингом.

4. Отсутствие начальных философских знаний. Философия – единственная в учебном плане первокурсников базовая дисциплина, которая никак не представлена в программе общего среднего образования. Подавляющее большинство студентов открывают для себя существование и значимость философии только в университете.

Особенность нашего учебника видится авторам в его интерактивном характере. Прочитав множество учебников по философии, мы пришли к убеждению в том, что полностью представить все богатство философских идей, пусть даже в самой краткой форме, в пределах одного учебника невозможно, да и не нужно. Философия – огромное пространство знания, которое каждому человеку предстоит открывать самостоятельно и в тех пределах, которые он посчитает необходимыми. Задача же учебного курса – познакомить с этим пространством, открыть его горизонты. Поэтому каждый раздел нашего учебника мы рассматриваем как отправную точку, с которой должна начинаться самостоятельная работа студента.

Текст каждого параграфа фиксирует самый необходимый минимум ориентации в материале. Одновременно в нем обозначены направления, по которым следует работать, подбирая дополнительную информацию. Поиск информационных источников в настоящее время не составляет неразрешимой задачи: конкретные философские школы, направления, учения анализируются в большом количестве работ, и этот материал доступен, в том числе в Интернете. Но прежде чем знакомиться с ответами на тот или иной философский вопрос, необходимо хорошо понять смысл вопроса, необходимость его постановки, логику философского подхода к изучению действительности. Мы видели свою задачу именно в том, чтобы познакомить студента с направленностью и методологией философского осмысления ключевых мировоззренческих проблем; кто и как конкретно их решал, как аргументировались предлагаемые решения и к какому же из них стоит прийти – это предмет для подготовки и для обсуждения на семинарских занятиях.

Способ изложения в пособии подчинен обозначенной цели. Читая текст параграфа, вы время от времени будете встречаться с рекомендациями подумать над обозначенным вопросом, вспомнить уже изученное (в том числе и по другим дисциплинам), связать предлагаемые точки зрения с собственным жизненным опытом. Не торопитесь пройти мимо этих рекомендаций: только так возможно настоящее понимание. Тем же задачам служит выделение в тексте не только контрольных вопросов для самопроверки, но и вопросов к размышлению, поисковых заданий, отсылок к философским текстам: философия – это область знания, в которой аккумулирован огромный опыт человеческой мудрости, но его нельзя освоить, не добавив к нему собственное размышление.

К.ф.н., доцент Е. О. Акишина, д.ф.н., профессор Н. И. Мартишина, к.ф.н., профессор Ю. Д. Мишин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: