Предисловие. В ХХI веке отечественная высшая школа претерпела существенные перемены, нашедшие свое оформление в Законе об образовании и международных обязательствах РФ

В ХХI веке отечественная высшая школа претерпела существенные перемены, нашедшие свое оформление в Законе об образовании и международных обязательствах РФ. Наиболее заметны изменения в структурной организации образовательной деятельности, осуществляемой вузами. Подготовка специалистов и аспирантов дополнилась бакалавриатом и магистратурой.

Магистратуру нужно рассматривать как углубленное изучение специального научного и практического опыта по направлению, что также требует достаточно развитых индивидуальных познавательных способностей, наличия исследовательской нацеленности сознания на избранную проблему. В ходе освоения этого нового для наших университетов уровня профессионального образования количество желающих и способных попробовать свои силы в магистратуре увеличится, но очень скоро стабилизируется. Массовости здесь оснований ожидать нет. Иное дело – бакалавриат. Бакалавры не просто вытесняют из образовательного процесса специалистов. У бакалавриата отличные перспективы, обусловленные социокультурным и экономическим прогрессом. Бакалавры по своей востребованности встали в постиндустриальном и новом индустриальном мире вровень со специалистами, прирастая даже опережающими темпами. Специалист ориентирован на производство, бакалавр – на организацию потребления и сервис. Либеральная экономическая идеология, господствующая в Европе и Северной Америке, акцентирована на обеспечение массового потребления в условиях рыночных отношений – основной сферы приложения услуг бакалавра. Освоение бакалавриата и для нас было неизбежным. Проблема состояла в другом – в темпах, заданных реформой. Мы опередили реальные потребности российского общества в бакалаврах. И вдогонку приходится решать важнейший вопрос об адекватном трудоустройстве бакалавров. Социально значимые реформы разрабатывают, исходя не из того, что есть и работает у кого-то, а руководствуясь объективно сложившейся реальностью. Политике дано право опережать экономику и развитие социальных институтов, но у политики нет права не считаться с конкретностью исторического движения.

Что же делать и на что надеяться студентам-бакалаврам в такой непростой жизненной ситуации? Во-первых, быть оптимистами и уверенно смотреть в свое будущее. Оно бесспорно состоится. Во-вторых, как можно быстрее включиться в своеобразие университетской реальности. Высшая школа – это новый уровень бытия. Прежде всего она призвана помочь человеку перейти от накопления знаний к пониманию их значения. Великий мыслитель Античности Гераклит писал: «Многознание уму не научает». Ум не следует сводить к эрудиции, мышление к запоминанию. Сущность нашего сознания заключена в его креативности. Философия призвана раскрыть своеобразие сознания, помочь организовать работу мышления, направленную на творчество, обрести свое место в мире, надеяться не на чудо, а на собственные силы – «везет тому, кто везет». Именно в философии собран и осмыслен бесценный опыт человеческого развития. Тот, кто его переосмыслит, обретет конкурентоспособную устойчивость в любых обстоятельствах.

Человек осознал свою разумность тогда, когда открыл силу знаний, сопоставимую с силой созидателя, освободившись от необходимости верить в сверхъестественное начало. Закономерность развития Природы и разумность Человека – вполне достаточные основания для строительства современного миропонимания, вбирающего в себя истинность научных знаний и действительные ценности человеческих отношений, отраженные в философии.

П. М. Постников,

к.т.н., доцент, начальник учебно-методического управления СГУПСа



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: