Предмет философии в истории культуры

Рождение и раннее развитие основных форм современной культуры связаны с Древней Грецией (Элладой) и Римом эпохи расцвета. История заметно ускорилась в середине последнего тысячелетия до нашей эры. Известный европейский мыслитель К.Ясперс спустя 25 веков образно назвал то замечательное для человечества время (с VIII по II вв. до н.э.) «осевым», подчеркнув ключевое значение культурной традиции, основы которой были заложены в этот период, для прогресса человечества.

Культура является осью, движение вокруг которой формирует и личность, и уклад общественной жизни. К.Маркс сравнивал Древнюю Грецию и Рим с колыбелью человечества. Последующие поколения людей, по существу, выращивали и совершенствовали посеянное в эту уникальную пору подъема творческого духа.

В этот период были заложены основы многих наук – математики, астрономии, медицины, физики, биологии; предсказано атомарное строение вещества, созданы первые фундаментальные этические и политические учения. И все же, если выстроить культурные достижения Античности в виде пирамиды, то на вершине ее окажется философия. Это надо признать закономерным явлением: в условиях дефицита знаний и ограниченности опыта цивилизованного строительства отношений особую ценность приобретала форма культуры, аккумулирующая силу творческого мышления и допускавшая достаточно свободы для выражения данной силы.

Македонский царь Филипп ІІ пригласил в учителя сыну Александру, будущему знаменитому полководцу, самого уважаемого философа Аристотеля. Однажды Александра после очередной победы спросили: "Кто тебе дороже – отец или учитель?” Он ответил: “Учитель". И пояснил, почему так считает: "Отец дал мне жизнь, а учитель научил жить". Правда, этот ответ существует скорее как легенда; но показательно, что такая легенда была сложена.

В первом приближении философия представляет собою размышление, направленное либо на обобщение достигнутых знаний, сведение их в общую картину реальности, либо на поиск исходного положения, источника отдельных суждений о мире. Форма философских размышлений проблемная, и часто их определяют как рефлексивные. Развитие философии происходит через полемику, дискуссии, очень часто она касается спорных вопросов, по которым могут быть высказаны различные мнения. Солидный возраст философии не означает, что философия все знает и ее обязанность учить остальных. Так же, как наука, искусство, религия, нравственность, философия находится в поиске истинного знания.

Заблуждаются те, кто философские знания противопоставляет реальной жизни, практике. Нет ничего значимее для практики, в том числе и для личной профессиональной судьбы, чем хорошая философская подготовка. Другое дело, что не так просто пользоваться философской теорией. Это не таблица умножения или правила правописания.

Мы живем в многообразном мире, однако все бесконечное многообразие действительности взаимосвязано, образует единство, спрятанное за различиями проявления. Философия – инструмент познания того, что есть все и во всем.

Чтобы подчеркнуть специфику предметной основы философии, её называли метафизикой (то, что сверх физики), подразумевая под физикой учение об отдельных природных явлениях. Дословно это надо понимать так: все, что не может истолковать естествознание в отдельности, составляет предмет философского размышления.

Первым философом принято считать Фалеса (VII-VI вв. до н.э). Решающую роль сыграла его мысль: все есть одно. Следовательно, надо искать то, из чего все. Это и стало главной задачей нового миропонимания. Название ему придумал Пифагор. Легенда гласит: в ответ на обращение к себе как мудрецу, Пифагор сказал, что он не мудрец, а «любящий мудрость», «философ». Разрабатывал профессионально содержание понятия «философия» уже Платон. Систематизировали философские знания Платон и Аристотель.

Современный вид философия приобрела в конце XVIII-XІX вв. В это время сложилась ее структура, понятийный аппарат, определились функции и место в духовной культуре. Вместе с тем, хотя основная философская проблематика и направления исследования коренных проблем философии оформились еще в Античную эпоху, и в новейшей истории толкование философии остается неоднозначным. В философии думающий человек искал и продолжает искать ответы на вечные вопросы своего бытия. Основоположник немецкой классической философии И. Кант считал, что понять себя каждый способен, но для этого ему нужно ответить на три вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Разложив приведенные вопросы, мы получим четыре темы философских размышлений, задающие координаты нашей жизнедеятельности. Представим их схематично.

Свобода Долг

Красота Безобразие Добро Зло

Истина Заблуждение

И нам станет ясно, что обойтись данными базовыми знаниями в стремлении разобраться в себе, невозможно. Предложенная система координат жизнедеятельности человека раскрывает главные ориентиры его отношений с миром. Человеческая сущность реализуется в потоке практической жизни, имеющей общественный характер, выстроенной на преимуществе разумности. За базовыми проблемами следует хоровод новых вопросов: возможно ли знание истины, что именно мы познаем, насколько это познаваемо, как выглядит путь познания и, наконец, что такое истина и каковы ее критерии? Даже самый общий взгляд на философию свидетельствует о заблуждении тех, кто недооценивает философские основания наших представлений о мире. Философия делает стихийный гуманизм осознанным, а разум ставит на службу гуманизму.

В истории философии отразилось развитие человека и общества. Две с половиной тысячи лет, которые существует философия – самый значимый аргумент в пользу заключения об актуальности философских знаний, их востребованности социальным прогрессом и личностью.

Философия активизирует высшее выражение сознания – самосознание. Совесть, долг, честь, любовь – продукты становления человеческого отношения к миру. Только самосознание открывает их нам как высочайшие ориентиры жизнедеятельности.

Путь в современную культуру лежит сквозь мир философских знаний. Философия помогает основательнее понять достижения наук, найти себя в искусстве, выстраивать отношения в быту, в профессиональной деятельности.

Мы живем в мире. Нет ничего, кроме меня и его. Судьба – это развитие наших отношений. Что нужно, чтобы она сложилась? Знания! Необходимо знать себя и его. Все знать действительно невозможно, но этого и не надо. Важно знание закономерностей бытия, позволяющих читать Книгу жизни.

Неграмотный не способен прочитать, что написано в книге. Грамотный уже способен мысленно следовать за действиями в тексте, а посвященный – решает задачи и головоломки запутанного сюжета произведения. Философия в этом смысле похожа на высшую математику, имеющую дело со множеством переменных. Философские знания не столь определенны и практичны, как хотелось бы, но достаточны, чтобы чувствовать себя способным, превращать необъятный и чужой мир в свой, родной дом, в котором пусть не все и не всегда ладно, так, как хотелось бы.

Развитие философии как формы познания, понимания мира привело к существованию двух подходов к толкованию философии, которые определяются и в XXІ в. – сциентистского и культурологического.

Сторонники сциентистского взгляда на философию полагают, что она является наукой, и, характеризуя ее, надо прежде всего определить ее место среди других науки. Философию либо предлагают рассматривать как метанауку – всеобщую науку, что созвучно синергетическому пониманию мира, либо как методологию научного познания, философию самой науки. Например, Аристотель называл философию «царицей наук», а Г. Гегель – высшей наукой, «наукой наук».

Культурологический подход к философии получил свое название в связи со стремлением представить философию в качестве самостоятельного культурного явления. Философия – это не обычная наука, не религия, не мораль, хотя и имеет с ними общие черты; это особое явление культуры, существующее наряду с наукой, религией, искусством. Философии присущи все необходимые признаки культурной автономии: субъектная востребованность – философия нужна как условие деятельности личности и социальных групп; общественная актуальность – философия появилась не как чья-то частая забава, ее рождение отражало социальную необходимость в более эффективном и гуманном, чем мифологическое и религиозное, мировоззрении; дифференцированная структура, воспроизводящая сложность предмета философии; собственная методология познания; характерные функции; общепризнанная богатая история, свои следы в которой оставили все великие мыслители; современное значение для решения глобальных проблем гуманными и демократическими средствами.

Культурологический взгляд на философию опирается на классические традиции. Контуры предмета философии в её культурологическом толковании определились в период расцвета Античности. Первые философы – Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Парменид, Демокрит и др. искали с помощью философии «то, из чего все», т.е. начало всего существующего (в отличие от частных наук, которые только описывали процессы, происходящие в уже существующем мире).

Древняя философия рассматривала прежде всего природу, её устройство. Человек в центре внимания философов появился позже. Переориентацию философии на человека, разработку критериев личностного формирования связывают с творчеством Сократа – выдающегося гуманиста Античности, учителя Платона. В VI-IV в. в до н.э. «открытие человека» как главного объекта философии произошло и на Востоке – в Китае, Индии (в учениях Конфуция, Лао Цзы, а также в буддизме).

Человек в философию «приходит» не для того, чтобы вытеснить природу, а чтобы придать философскому мировоззрению «человеческое лицо»: объяснение мира в целом невозможно без человека, поскольку он тоже значимая часть мира. Изменение направленности философии привело к расширению круга ее исследований. Вместе с проблемой человека в философии актуализируется проблема познания человеком окружающего мира (в том числе фундаментальный вопрос «Что есть истина?»). Платон пошел еще дальше, оценив познание как необходимое, но недостаточное условие понимания человека. Человек реализуется в деятельности в системе общественного устройства своей жизни, отсюда и необходимость развития философии как теории строительства человеческого бытия (в том числе изучения социальной, политической проблематики). А рефлексия над познанием положила начало философскому исследованию методологии познавательной деятельности, и методологическая составляющая философии оказалась особенно востребованной в Новейшее время.

Такова историческая динамика самоопределения философии в качестве составляющей культуры. Сегодня философия может быть представлена как учение о природе многообразия мира, наиболее общих законах изменений мира и универсальных началах человеческой жизнедеятельности в двух ее аспектах – познавательном и практическом (реконструктивном и конструктивном).

Отметим, что понятие «учение» более общее в сравнении с «наукой». Учение может опираться на научные знания полностью, в достаточной мере, частично. Допустимо ненаучное учение и даже противопоставление в учение научному пониманию мира. Определяя философию как учение, мы тем самым присоединяемся к культурологическому подходу, рассматривая философию и науку как отдельные, самостоятельные формы культуры, активно взаимодействующие между собою. Определение философии как учения объясняет и ее отношения с религией, в том числе существование религиозной философии и такой значимой составляющей религии, как теология – учение о боге, использующей познавательные приемы философии.

Современному человечеству, столкнувшемуся с глобальными проблемами, важно понимать целостность бытия культуры, единство внутри культурной жизни, стоящее за различиями между культурными феноменами (явлениями). Различия, как правило, на виду, единство скрыто за своеобразием выражения культуры в конкретных формах. Философия – это объединяющая форма культуры.

Вопросы для самопроверки.

1. Из какого языка пришло слово «философ» и что оно означает?

2. В чем различие сциентического и культурологического подхода к пониманию философии?

3. Почему философию исторически называли «метафизикой», т.е. теорией, которая идет «после физики»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: