Начало философии

Философия является более совершенным в сравнении с господствовавшими до нее мифологией и религией историческим типом мировоззрения, соразмерным с научными знаниями и социально-политическими изменениями в обществе. Вместе с тем бесспорно, что подготовили рождение философии предшествующие ей духовные искания и достижения, сосредоточенные в мифологии и религии.

В архаической философии – так часто называют начальный этап философской истории – без труда различимо влияние мифологии и религиозного мировоззрения. Но уже здесь видны принципиальные расхождения в подходе к миру философии от мифологии и религии. Рациональное философское мышление в форме понятий вытесняет чувственное мышление, реализуемое в мифе и религии посредством образных представлений; на смену воображению и вере философия поставила необходимость обосновывать истинность знаний и мыслить логично.

Философии удалось активировать все преимущества сознания: силу абстракции – отвлеченного от предмета мышления, обобщающую способность, возможности опережающего отражения и творческий потенциал. Понятно, что подобный прорыв в деятельности сознания не мог произойти вдруг, случайно. Требовался переходный период. В истории культуры это была эпоха мудрецов.

Свои мудрецы были у многих народов. Их называли по-разному: жрецы, друиды, халдеи, волхвы, оракулы. Они не создали собственного типа мировоззрения. Ценность их деятельности заключалась в ином – мудрецы формировали доверие к размышлениям. Любовь к мудрости, воплотившаяся в философию, предполагала авторитет разумности в обществе. Кстати, первый греческий философ Фалес стал известен прежде всего именно в качестве мудреца, вошел в список семи знаменитых мудрецов Древней Греции.

Мудрецы изначально не ставили мировоззренческих задач. Они славились множеством знаний, в том числе необычных, за что имели репутацию посвященных. Существовали даже уровни посвящения. Будущие греческие философы ездили в Египет и другие страны за тайными знаниями. Пифагор, побывавшей у египетских и ближневосточных мудрецов, перенес опыт тайных знаний в свою школу, в которой, наряду с математикой, гармонией, поэтикой, изучали мистику.

Происхождение тайных знаний чаще всего связывали с нечеловеческими источниками, но носителями их были люди, что свидетельствовало о доверии к силе человеческого разума. Своеобразием мудрецов была их готовность отвечать на любые вопросы. Мудрец – тот, кто знает все.

Особой популярностью мудрецы пользовались на Востоке. Там их нередко чтили как учителей, отдавая должное широкому кругу знаний и аналитической способности ума. Еще раз отметим, что, несмотря на выдающееся место в истории познания мира, мудрецы не создали нового типа миропонимания, они всего лишь расчищали движение сознания к философии.

Строительство философии требовало нового взгляда на само сознание. Надо было понять, что мышление обусловлено положением человека в мире, временем и пространством человеческого бытия. Рациональное, логически и предметно выстраиваемое мышление должно было оттеснить мистические мысли об абсолютных знаниях, открывающихся благодаря особым заслугам и состоянию человека, по существу, независимых от познавательной деятельности самого человека. Мистика противопоставляла сознание реальности, тогда как развитие человека и общества делали актуальным именно активное участие человека в историческом процессе, осознание того, что ничего не делается в истории без творчества людей. Мифология, религия, мистика сковывали человеческую инициативу. Продолжаться бесконечно это не могло. Наступало время прозрения, восприятия мира как естественной реальности, доступной человеку, познавшему ее.

Первыми философами были греческие мыслители, они определили круг философских проблем и возможные пути их решения.

Талант греков заключался не только в любви к размышлениям о мире, еще значимее была их способность аккумулировать идеи соседей. Удивительно, что активное заимствование чужих знаний не помешало грекам пренебрежительно именовать население всех стран за пределами Греции и Рима варварами. «Варвары» сумели помочь грекам создать философию и сохранили плоды их творчества. Во время крушения Римской империи погибло большинство памятников духовной культуры греков и римлян. Лишь благодаря тому, что арабы и персы смогли в последний момент перевести многие оригинальные источники на свои языки и спрятать в библиотеках, в Средние века восстановили утраченное.

Философия так же, как и наука, начиналась с отдельных знаний. Из них на историческом конвейере собирали собственно философию. Пока знания были изолированными мыслями, они не были способны к самостоятельной форме выражения, поэтому ранние знания зовут не философией, а предфилософией, религиозно-философским этапом становления философии. Религиозно – философские искания в первом тысячелетии до нашей эры были характерны для всех развитых государств, от Китая и Индии до Средиземноморья.

Вопросы для самопроверки.

1. Каково содержание переходного периода от мифологии и религии к философии?

2. Что вы можете сказать о географическом положении Греции? Сказался ли «географический фактор» на формировании философии в древней Греции?

Вопрос к размышлению.

1. Почему в определенный период истории человечества оказалось востребованным мышление в понятиях? В чем состоят его преимущества по сравнению с образным мышлением?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: