Русская философия

Русская философия представляет собой особую, интересную и своеобразную составляющую мировой философии. Рождение философии на Руси произошло на пересечении ряда культурных влияний и традиций. Первым из них явилась разработка двумя болгарскими монахами – Кириллом (827-869) и Мефодием (815-885) – славянской азбуки (кириллицы), открывшей доступ к византийской культуре. Важным событием в становлении русской философии стало крещение Руси князем Владимиром в 988 году. Еще одной мировоззренческой системой, косвенно повлиявшей на философию, было язычество.

Родоначальник русской философии - Илларион Киевский, первый русский митрополит в период княжения Ярослава Мудрого (1015-1054). Его «Слово о законе и благодати» – это обращение убежденного проповедника к молящимся людям Киевской Руси. В «Слове» говорится о трех эпохах в жизни человечества. Первая – языческая эпоха, поклонение идолам. Вторая – иудейская, когда господствует Закон, данный через Моисея. Третья эпоха – это господство Благодати и Истины, которую принесло миру христианство. Хотя Закон был раньше Благодати, но Закон лишь тень Истины, предтеча и слуга Благодати. Закон был только для одного народа, а Христова Благодать распространилась по всей земле. Илларион восхваляет князя Владимира: Владимир распространил христианство на земле Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.

В период позднего средневековья XIV-XVI вв. Русь объединяется вокруг Московского княжества. Одним из значительных явлений духовной жизни того времени была борьба между нестяжателями и иосифлянами, имевшая философскую составляющую. Самыми значительными носителями идей нестяжательства были Сергий Радонежский (1314-1392) и Нил Сорский (1433-1508). Нестяжатели осуждали все формы обогащения, к которым прибегали монастыри. Только нравственное совершенствование, физический труд для собственного пропитания и непрерывная молитва в условиях полного разрыва с внешним миром – такова единственно достойная жизнь инока.

Основателем иосифлянства был Иосиф Волоцкий (1440-1515). Иосиф Волоцкий полагал, что нестяжательной должна быть только личная жизнь монахов, а для монастырей обладание землями, селами, деньгами необходимо, для того чтобы обеспечить средствами существование монастырских служителей, материальными атрибутами богослужение, а также иметь возможность помогать странникам, нищим и больным.

С иосифлянством как идеологией русской православной государственности связана идея: «Москва – третий Рим», которая была высказана в послании Василию III псковским старцем Филофеем. После падения Византии (1453) крепнет представление, что Москва теперь центр христианского мира. Первый – императорский Рим пал, разъедаемый ересями и противоречиями, второй – Константинополь – завоеван турками. Единственным носителем православия осталась Россия. Москва – третий Рим, а четвертому не быть.

XVIII в. в истории России – это век Просвещения; духовная культура в это время приобретает светский, мирской характер, происходит планомерное и радикальное включение России в систему западноевропейской культуры. В философии с особой силой прозвучала идея необходимости просвещения народа. Условием выполнения этой задачи было освобождение разума от безраздельного господства церкви, развитие наук. С этими идеями выступила «ученая дружина» петровского времени – Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Никитич Татищев (1686-1750), Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744).

В жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) как бы сконцентрировались результаты грандиозных начинаний Петра I: оценка людей не по происхождению, а по их ценности для отечества, организация светских учебных заведений, развитие издательского дела. В.М. Ломоносов был не только ученым естественником, но и философом. На основе своих химических и физических исследований он пришел к ряду философских идей. Среди них – атомно-молекулярная (корпускулярная) картина строения материального мира, закон сохранения вещества, сыгравший важную роль в обосновании идеи несотворимости и неуничтожимости материи, идея эволюционного развития «слоев земных», раскрывающая причину естественных превращений органических остатков в уголь и нефть. Ломоносов считал, что вера и разум, религия и наука могут существовать в гармонии, не противореча и не мешая друг другу – «Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии».

Александр Николаевич Радищев (1748-1802) направил главные усилия познания не на природу, не на внешний мир, а на человека. В отличие от мыслителей петровского и послепетровского времени, у которых не было сомнения в правомерности и естественности крепостного права и самодержавия, Радищев выступил с критикой этих социальных явлений. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев раскрывает экономическую неэффективность подневольного, крепостного состояния, порождающего небрежную, нелюбимую работу, не дающего возможность раскрыться способностям, трудолюбию, предприимчивости народа. Неограниченная власть царя – противоестественный политический строй, никто не защищен от произвола царского двора и чиновничества. Крепостное право и деспотизм развращают людей, порождая безнаказанную жестокость, распущенность, грубость и лицемерие.

С начала XIX века в русской философии центральное место занял спор о своеобразии русского народа, о дальнейшем пути России и о месте России в мировой истории. Инициатором этого спора был П.Я. Чаадаев, который сформулировал основные положения западничества.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – писатель, философ, участник Отечественной войны 1812 года. В своих произведениях «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаев попытался объективно оценить прошлое и будущее России. «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, – писал Чаадаев, – но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине»[14]. Основным фактором, определившим историю России, Чаадаев считал географический. Россия раскинулась между Востоком и Западом, «опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию»[15]. Казалось бы, что Россия должна была объединить два начала духовной природы – воображение и разум, объединить в собственной культуре историю всего земного шара. Но в реальной истории Россия оказалась чужой и для Востока и для Запада. Причину культурной изоляции России Чаадаев видел в том, что Европа объединилась благодаря христианской религии и католической церкви, а Россия приняла православную веру. Католическое христианство обеспечило единство европейских народов, связь идей и поколений. В России нет внутреннего развития, «мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошлого и без будущего, среди плоского застоя»[16]. Чаадаев отрицает значимость русской культуры и истории, напротив, указывает, что самые ценные идеи заимствованы Россией из культуры Запада.

Сторонники западничества пропагандировали и защищали идею «европеизации» России. Представители западничества – Н.В. Станкевич (1813-1840), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Н. Огарев (1813-1877), В.П. Боткин (1811-1869), П.А. Анненков (1812-1887), Н.Г. Чернышевский и другие. Идеал личности у западников – это независимый человек, свободный от принижающей его нерассуждающей преданности кому бы то ни было, индивидуалист. Главное в человеке – это его цивилизованность, противостояние всему дикому, хаотичному. Личность такого типа может сложиться и функционировать лишь в определенных условиях. Иначе говоря, западничество от идеала личности логически переходило к выводу о необходимости утверждения правового государства, проведения обязательных социальных и политических реформ в духе либерализма. В условиях России – это отмена крепостного права, осуществление реформы государственного аппарата, с тем чтобы устранить всевластие чиновничества с их взяточничеством, казнокрадством, неуважением к личности.

Проблема прошлого и будущего России, смысла ее истории стала центральной темой и в философии славянофилов. Славянофилы: А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.В. Самарин (1819-1876) и др. первыми выразили в сфере философии своеобразие русской культуры, идею национально-самобытного пути России во всемирной истории. Славянофилы определили западную рациональность как нечто одностороннее, в корне чуждое духовному складу русского народа. Самобытность русской духовности выражена славянофилами в понятии «соборность». Соборность – это свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению. Понятие соборности было направлено против западного индивидуализма, идеи обособленного личного спасения.

Славянофилы разработали целостную концепцию исторического своеобразия России. В отличие от Запада, где государство утверждалось как результат завоевания и насилия, на Руси оно основано «добровольным признанием власти». На Западе основа личных прав – частная собственность на землю, она ведет к разобщению людей, вызывает разрыв семейных связей. На Руси основа основ – общинно-семейная собственность. Она связывает общество, определяет цельность семьи. Противоположность России Западу проявляется и в духовной сфере. На западе христианство искажено наследием греко-римского язычества, и средневековой схоластикой, когда бесконечные споры приводили к забвению основ веры. Православие же сохранило верность древним истокам христианства, единство церкви, чистую веру. Поэтому человек на Руси чужд эгоизму, самодовольству. В нем живет «хоровое чувство», соборность, смирение, готовность к самопожертвованию.

В конце XIX – начале XX вв. ведущим течением становится русская религиозная философия. Проблематика русской религиозной философии определялась следующими основными направлениями: нравственные устои общества и человека, смысл и цель жизни, история русской культуры и философии. История русской религиозной философии продолжалась в ХХ в. Представители русской религиозной философии: С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Г.Г.Шпет, П.Флоренский, А.Ф.Лосев и другие.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – христианский философ и поэт, основоположник учения о цельном знании и всеединстве. Основные произведения: «Духовные основы жизни», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора» и другие.

Идея «цельного знания» была воспринята Соловьевым от славянофилов и давала ответ на вопрос о смысле человеческого существования и конечной цели космо-исторического процесса. Субъектом этого процесса выступает человечество как единый организм. Содержанием цельного знания выступает органический синтез эмпирической науки, умозрительной философии и религиозной веры.

В.С. Соловьев раскрывает содержание Божественного сущего – Абсолюта. В нем содержится два противоположных полюса: первый – свобода от всяких форм (Единое), второй – производящая множественность форм сила (напоминающая шопенгауэровскую волю), которая есть потенция бытия или первая материя. Неразрывность этих полюсов означает, что Абсолют не может быть представлен иначе, как осуществленным в материи, а материя, в свою очередь, как осуществленный образ Единого. Абсолютное не может существовать иначе, как осуществленное в своем другом. Этим другим является человечество, в котором всеединство получает собственную внутренюю действительность, находит себя, осознает себя. Именно в человеке всеединство становится актуальным. Душой мира выступает София (третье лицо божественной Троицы) – собирательница всего сущего, вечно женственное начало. Цель мировой истории – достижение единства между Богом и внебожественным миром. Связывающим звеном этого единства является, в силу своей нравственности, человек. Объективные нормы нравственной жизни воплощаются в богочеловечестве как едином организме, тогда как отдельный индивид – его абстрактное проявление.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – религиозный мыслитель, экзистенциализст. Главные произведения: «Смысл истории», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Самопознание» и другие.

Философия Н.А. Бердяева – это философия свободы. В основе мира у него лежит бездна (Ничто) – ничем не обусловленная иррациональная стихия, предшествующая бытию. Из этого начала рождается Бог, находящийся за пределами естественного мира и творящий Вселенную. Венцом творения является человек. Человек может прорваться через природную и социальную необходимость к универсальному бытию. Он создан по образу и подобию Бога, поэтому является творцом. Творчество человека – это продолжающееся вместе с Богом творение. Причем творчество возможно только при допущении свободы, не детерминированной бытием и не выводимой из бытия. Творчество – это проявление свободы.

Свобода не создается Богом: она коренится в Ничто, из которого сотворен мир. Свобода может порождаться и добром, и злом, поэтому человек абсолютно свободен в своих действиях. Его действия неподконтрольны Богу, Бог не может их предвидеть и не оказывает на них никакого влияния.

История, по Бердяеву – это борьба добра и иррациональной свободы. Во всемирной истории действуют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Судьба превращает человеческую личность в поле битвы иррациональных сил истории. Победа иррациональной свободы влечет за собой распад действительности и возвращение к первоначальному хаосу. Эта победа выражается в революции, которая представляет собой крайнюю степень хаоса.

Семен Людвигович Франк (1877-1950) – последователь В.С. Соловьева. Философия, по Франку, всегда стремилась связать абстрактные понятия науки с обыденным здравым смыслом, т.е. выработку понятного всем взгляда на мир, из которого проистекает определенный тип морального поведения и организации человеческой деятельности. Философский взгляд не может быть обоснован наукой, но он «сопряжен» с ней. Философия преодолевает разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием.

В работах «Смысл жизни», «Крушение кумиров» Франк рассматривает предпосылки добра и их устойчивости в культуре. Это одна из главных проблем, рассматриваемой на фоне только что происшедшей социальной катастрофы – революции и гражданской войны. Нельзя мечом истребить зло. Добро творится добром, зло преодолевается духовным деланием. Нужно уметь преодолеть зло в себе и взрастить в себе силы добра. В этом и состоит смысл жизни, о котором человек иногда забывает, погрузившись в будничные дела.

В 80-90 гг. XIX века в России начинается быстрое распространение марксизма. Выдающийся теоретик марксизма в России - Георгий Валентинович Плеханов (1856-1919). Владимир Ильич Ленин (1870-1924) в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) развил теорию познания, рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие.

Традиция рассмотрения трансформации марксистских взглядов в России была начата русскими философами Н.А Бердяевым, А.Ф. Лосевым и другими. Широко известна работа Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Эту тему рассматривает А.Ф.Лосев в произведениях: «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Он определяет диалектический материализм как «сверх всякого предела рационализированное политико-экономическое сознание», которое призвано создать новую систему мифологии или псевдомифологии, санкционирующую новый тип власти. Проводя сравнительный анализ структурной организации различных форм мировоззрения (религия, миф, язычество в форме платонизма), Лосев во второй половине 20-х годов предсказал в русском марксизме канонизацию пророков, появление апостолов, разработку культа личности, превращение марксизма в некий катехизис, в Евангелие. Мифу придается безоговорочно безукоризненно наукообразный вид, он становится формой деятельности огромного аппарата, претендующего всех сделать счастливыми.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие обстоятельства оказали влияние на возникновение философии в Киевской Руси? Оцените значимость каждого из них.

2. Какие мысли высказал в «Слове о законе и благодати» Киевский Митрополит Илларион?

3. Кем была высказана идея: «Москва – третий Рим», в чем ее смысл?

4. Назовите основные особенности русской философии XVIII века.

5. Какие особенности истории России были выделены П.Я Чаадаевым?

6. В чем сходство и в чем принципиальное различие славянофилов и западников на проблему будущего России?

7. В чем смысл концепции всеединства В.С. Соловьева?

8. Какова связь между свободой и творчеством в философии Н.А. Бердяева?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: