Закон спроса и предложения товаров

Основным механизмом рыночной экономики является систем ценообразования. Рыночная система является механизмом, с помощью которого общество решает, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию.

Спрос отражает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течение определенного времени.

Спрос - это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Цена играет ведущую роль в модели спрос - предложение. Спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами, назы­вается платежеспособным. Он согласовывает производство и по­требление и является объектом маркетинговой деятельности про­изводителя.

При прочих равных условиях объем спроса на товар увеличива­ется при снижении цены и уменьшается, когда цена растет. Связь между ценой и объемом спроса на данный товар может быть пред­ставлена законом спроса и кривой спроса.

Закон спроса состоит в том, что чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть устанавлива­емая на него цена. Объем спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара, т.е. снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответству­ющему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает спрос. Эта обратная связь между ценой и спросом может быть выражена графически. Шкала спроса (таблица 4) показывает, сколько покупа­телей хотели бы приобрести товар по каждой цене из указанного множества цен.

Таблица 4 - Шкала спроса на условный товар

Цена товарной единицы, ден. ед. Величина спроса в неделю, тов. ед. Точка на графике (см. рисунок 10)
    С1
    С2
    С3
    С4
    С5

На рисунке 10 показана зависимость количества поку­паемой продукции (величины спроса) от ее цены. Например, при высокой цене (5 ден. ед.) данный товар доступен лишь небольшому кругу потребителей и его продажа ограничивается 10 товарны­ми единицами (тов. ед.) в неделю (точка С1). Остальные точки на кривой спроса (КС) - С2, С3, С4 и С5 - демонстрируют последовательное изменение величины спроса: по мере снижения цены спрос увеличивается, так как товар стано­вится доступным более широкому кругу людей.

Кривая спроса (КС)
Ц
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С5
С4
С3
С2
С1

Ц – цена товарной единицы, ден. ед.; С – величина спроса

Рисунок 10 - График спроса на условный товар

Кривая спроса отражает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены и неизменности прочих факто­ров.

При воздействии прочих (неценовых) факторов кривая спро­са КС-1 (рисунок 11) может смещаться вправо (линия КС-2) или влево (линия КС-3).

Необходимо различать изменение спроса (функции спроса) и объема спроса: объем спроса изменяется при изменении цены дан­ного товара, а функция спроса - при изменении факторов, которые раньше принимались постоянными.

Ц – цена товарной единицы, ден. ед.; С – величина спроса

Рисунок 11 - График спроса на условный товар при воздействии ценового и неценового факторов

Помимо цены на рыноч­ный спрос воздействуют и другие факторы. К основным неценовым факторам можно отнести следующие шесть факторов.

1. Изменение вкусов по­требителей. Например, в об­ществе, ведущим здоровый образ жизни, снижен спрос на алкогольно-табачную про­дукцию и повышен спрос на велосипеды и туристское снаряжение.

2. Изменение числа поку­пателей. Например, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские то­вары, а рост продолжитель­ности жизни повышает спрос на медицинские услуги.

3. Изменение доходов по­требителей. Рост реальных до­ходов населения означает увеличение спроса на товары высшей категории и сниже­ние спроса на товары низшей категории, т. е. при достижении определенного (высоко­го) уровня доходов люди мо­гут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими. Например, хлеб может быть заменен мясом и молочными продуктами, услуги обще­ственного транспорта - поездками на собственном автомобиле и т. п. Таким образом, спрос на заменяемые товары изменяется в про­тивоположном направлении: с ростом доходов он сокращается, с их уменьшением - растет.

4. Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными назы­вают взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

Взаимозаменяемые товары - это группы товаров, удовлетворя­ющие примерно одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин, авиа- и железнодорожные перевозки, автомо­били «Москвич» и «Жигули» и т.п.). Между ценой на определен­ный товар и спросом на сопряженные с ним другие товары суще­ствует прямая связь. Например, снижение цены на говядину сни­жает спрос на свинину, телятину, птицу, т.е. начинает действо­вать так называемый эффект замещения. Спрос на взаимозаменяе­мые товары называют конкурентным.

Взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно (например, автомобили и бензин, кварцевые часы и батарейки к ним и т. п.). В данном случае между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь. К примеру, если цена на магнитофоны понизится, спрос на кассеты возрастет. Такой спрос на взаимодополняющие товары на­зывают совместным.

5. Изменения в ожиданиях потребителей. Их можно свести к двум основным вариантам:

• ожидание повышения цен или доходов, которое может побу­дить потребителей увеличить свои покупки;

• ожидание снижения цен или доходов, текущий спрос.

6.Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос.

По мнению некоторых экономистов, потребление подчиняется так называемому закону убывающей предельной полезности, суть которого заключается в следующем. Полезность вещи вообще - это ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей. Предельная полезность - это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. За­кон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшает­ся. Например, первый телевизор, купленный семьей, доставит ей наибольшее удовлетворение. Полезность второго телевизора (для детской комнаты), третьего (для кухни) и четвертого (запасного) соответственно уменьшается с приобретением очередного телеви­зора. На основании этого можно сделать важный вывод: чтобы по­будить потребителя к увеличению покупок данного товара, нужно снижать его цену.

Предложение выражает количество продукта, которое произво­дитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определен­ного периода времени.

Предложение товаров на рынке является результатом произ­водственного процесса и выражается во всей товарной массе, пред­назначенной для продажи.

Объем предложения - это количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени.

Чем выше цена, тем больше предложение това­ра. Закон предложения со­стоит в том, что с повы­шением цен (при прочих равных условиях) соответ­ственно возрастает и объем предложения, так как ра­стущие цены заинтересо­вывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, снижение цен приводит к уменьшению товарного предложения (рисунок 12, таблица 5). Линия К.П-1 по­казывает, какое количе­ство условного товара бу­дет предъявлено к продаже по разным ценам. При этом очевидно, что наименьшее предложение будет в точке П1 при самой низкой цене, а наибольшее - в точке П5, когда цена наиболее высока.

Таблица 5 - Шкала предложения на условный товар

Цена товарной единицы (ден. ед.) Объем предложения в неделю (тов. ед.) Точка на графике
1,5   П1
2,2   П2
3,0   П3
3,6   П4
5,0   П5

Необходимо различать изменения предложения (функции предложения) и объема предложения: объем предложения меняется только при изменении цены товара, а функция предложения - при изменении факторов, которые раньше принимались постоянными.

Ц – цена товарной единицы, ден. ед.; П – предложение (число товарных единиц в неделю)

Рисунок 12 - График предложения условного товара

Они изменяют рыночное предложение в целом, при этом кри­вая предложения КП-1 может смещаться влево (линия КП-3) или вправо (линия КП-2). Рассмотрим главные неценовые факторы изменения предложения.

1. Изменение цен на ресурсы. Например, снижение цен на семе­на и удобрения уменьшит затраты на производство пшеницысделает его более выгодным. В результате предложение пшеницы возрастет.

2. Изменение технологии. Например, в результате технологиче­ского совершенствования выращивания пшеницы снижается ее се­бестоимость и соответственно увеличивается предложение.

3. Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка). Про­изводители рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтому их повышение (например, на сигареты) сокращает предложение продукции.

Субсидии снижают издержки и стимулируют увеличение пред­ложения. Например, государственное субсидирование многих те­атров России позволяет сохранять сложившийся уровень предло­жения театральных услуг.

4. Изменение цен на другие товары тоже способно повлиять на предложение данного продукта. Так, снижение цен на гречневую крупу может побудить фермеров увеличить производство и пред­ложение кукурузы.

5. Погодные условия имеют огромное значение, прежде всего, в сельском хозяйстве. Благоприятная погода позволяет получать хорошие урожаи и увели­чивать предложение продукции.

6. Изменение числа про­изводителей (например, открытие новых мини-пекарен позволяет значительно увеличить и разнообразить предложение хле­бобулочных изделий.

Взаимодействие предложения и спроса приводит к установле­нию равновесной (рыночной) цены, при которой уравновешивают­ся величины предложения и спроса. Эта цена наиболее приемлема как для производителей (продавцов), так и для потребителей. Взаимодействие кривых спроса на товар и предложения этого товара наглядно проиллюстрировано на рисунке 13. Точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой равновесия (ТР), или точкой равновесной цены. В этой точке объем предложения равен объему спроса. Если цена ниже равно­весной, то избыток спроса будет вызывать повышение цены, а если цена выше равновесной, то избыток предложения будет при­водить к снижению цены. Это означает, что только при данном уровне цены количество товара, которое хотят продать произво­дители, равно тому количеству товара, которое потребители же­лают и в состоянии купить.

Ц – цена товарной единицы, ден. ед.; С и П – спрос и предложение условного товара

Рисунок 13 - Взаимодействие кривых спроса и предложения на условный товар

Точке равновесной цены соответствует количество продукта, называемое равновесным количеством.

Равновесная цена устанавливается не сразу. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, нерыночным ценам.

Однако в этих случаях неизбежны избыток или дефицит това­ра и саморегулирующиеся изменения цен в сторону равновесной цены.

Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменения цены, ко­торые, в конечном счете, приводят к согласованию спроса и пред­ложения и установлению рыночной (равновесной) цены. Следует, однако, учесть, что и сама рыночная цена не остается неизменной. Спрос и предложение товаров меняются, их кривые на графике смещаются, и, следовательно, точка равновесия тоже перемешается. Рынку приходится постоянно оперативно согласо­вывать предложение и спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: