Если на заре капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX-XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций можно выделить четыре главные модели современного рынка (рисунок 16).
Чистая конкуренция и чистая монополия - это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.
Рисунок 16 - Четыре модели современного рынка
Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкуренции - несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:
• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;
• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;
|
|
• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;
• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;
• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.
Монополистической конкуренции присущи следующие черты:
• относительно большое число производителей;
• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;
• удельный вес каждой фирмы - относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;
• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;
• вступление в монопольный рынок - свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.
Олигопольная конкуренция (олигополия) является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка. Основные черты олигопольной конкуренции:
|
|
• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три - пять);
• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;
• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, проведение рекламных кампаний и т.д.), а именно:
- «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены;
- лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером (скрытый сговор);
- соглашение о специализации и кооперации производства;
• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.
Чистая монополия, является антиподом совершенной конкуренции, ей присущи следующие основные черты:
• наличие одного продавца;
• производство товаров, не имеющих заменителей;
• полный контроль объема предложений товара и цен;
• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потенциальных участников рынка.
Примерами монопольного рынка могут служить: сеть ресторанов, станций технического обслуживания, предприятия розничной торговли и т.д.
Антимонопольное законодательство. Правительство отслеживает негативные тенденции монополизации экономики и принимает определенные меры против фирм, злоупотребляющих своим монопольным положением. Антимонопольное законодательство представляет собой одну из форм государственного регулирования экономики.
В России основным фактором, под воздействием которого сформировалась антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление курса рубля по отношению к доллару. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.95 предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм.
Для обеспечения антимонопольной политики осуществляют следующие мероприятия: охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими монопольные позиции на рынке; контроль над ценообразованием; защиту интересов потребителя; содействие деятельности мелких и средних фирм.