Модели современного рынка

Если на заре капитализма господствовала свободная конкурен­ция, то позднее (особенно на рубеже XIX-XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В со­временной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних ры­ночных ситуаций можно выделить четыре главные модели совре­менного рынка (рисунок 16).

Чистая конкуренция и чистая монополия - это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названи­ем несовершенная конкуренция.

Рисунок 16 - Четыре модели современного рынка

Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкурен­ции - несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупате­лей, объектами купли-продажи являются однородные товары;

• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат сво­бодного взаимодействия свободного спроса и свободного предло­жения;

• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;

• все участники располагают полной информацией о конъюнк­туре рынка, так как одинаковость качества и незначительные ко­лебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

• относительно большое число производителей;

• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зре­ния покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый то­вар, который отличается качеством, оформлением, престижно­стью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;

• удельный вес каждой фирмы - относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

• вступление в монопольный рынок - свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.

Олигопольная конкуренция (олигополия) является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на ко­тором существует несколько фирм, контролирующих значитель­ную часть рынка. Основные черты олигопольной конкуренции:

• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три - пять);

• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и диф­ференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;

• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, про­ведение рекламных кампаний и т.д.), а именно:

- «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены;

- лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установлен­ные лидером (скрытый сговор);

- соглашение о специализации и кооперации производства;

• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.

Чистая монополия, является антиподом со­вершенной конкуренции, ей присущи следующие основные черты:

• наличие одного продавца;

• производство товаров, не имеющих заменителей;

• полный контроль объема предложений товара и цен;

• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицен­зии, патенты) для потенциальных участников рынка.

Примерами монопольного рынка могут служить: сеть рестора­нов, станций технического обслуживания, предприятия рознич­ной торговли и т.д.

Антимонопольное законодательство. Правительство отслеживает негативные тенденции монополи­зации экономики и принимает определенные меры против фирм, злоупотребляющих своим монопольным положением. Антимоно­польное законодательство представляет собой одну из форм госу­дарственного регулирования экономики.

В России основным фактором, под воздействием которого сфор­мировалась антимонопольная политика, является открытие эко­номики для иностранной конкуренции и установление курса руб­ля по отношению к доллару. Закон РФ «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.95 предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм.

Для обеспечения антимонопольной политики осуществляют следующие мероприятия: охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими монопольные позиции на рынке; контроль над ценообразованием; защиту интересов потребителя; содействие деятельности мелких и средних фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: