Изменение объема спроса

Таблица 3.Классификация рыночных структур

Природа продуктов Количество продавцов
Один несколько Много
Однородные продукты Чистая монополия Однородная олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные продукты   Дифференцированная олигополия Монополистическая конкуренция

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономикс обычно в характеристику чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает один продавец), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко.

Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая – к административно- командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где-то между этими двумя крайностями.

5.Индивидуальный и отраслевой спрос на факторы производства.

Функции рыночного предложения факторов образуются в результате сложения индивидуальных функций их предложения.

Объем спроса фирмы, максимизирующей прибыль, на факторы производства определяется на основе приравнивания дохода от предельного продукта фактора к предельным затратам использования фактора. Если цена фактора не зависит от объема его закупки, то между ценой фактора и максимальным объемом его использования фирмой, максимизирующей прибыль, устанавливается однозначная зависимость, которая называется функцией спроса фирмы на фактор. Вид этой функции зависит от статуса фирмы на рынке благ. В коротком периоде кривая спроса конкурентной фирмы совпадает с кривой ценности предельного продукта фактора, а кривая спроса монополии проходит круче (для прямолинейной функции спроса на рынке благ – вдвое круче). В длинном периоде изменение цены одного из факторов сопровождается не только изменением объема спроса на данный фактор (движение вдоль кривой спроса), но и изменением технологии производства, что в свою очередь меняет предельную производительность факторов и спрос на них (сдвиг кривой спроса на фактор).

В результате суммирования функций спроса на фактор всех фирм, выпускающих один и тот же вид благ, образуется отраслевой спрос на фактор. Но при этом возникают затраты обратной связи по цепочке: снижение цены фактора снижение дохода от предельного продукта фактора уменьшение прямой эластичности спроса на фактор.

Рыночная цена фактора, как и цена блага, зависит не только от вида отраслевых функций спроса и предложения, но и от типа рынка, на котором происходит купля-продажа фактора.

На рынке совершенной конкуренции равновесие достигается при полном и эффективном использовании фактора.

Полное использование факторов производства означает, что их собственники реализовали свои планы по объему предложения. При этом не обязательно в производстве занято все имеющееся в данный момент количество факторов производства. Некоторый их объем продавцы могут не захотеть продавать по сложившимся ценам. Эффективное использование факторов производства достигается тогда, когда ценность предельного продукта фактора равна предельным затратам на него. В этом случае сумма потребительских излишков продавцов и покупателей достигает максимума. Излишек производителя, реализуемый от продажи факторов производства, называется экономической рентой. Величина экономической ренты зависит от эластичности предложения фактора.

Когда предложение фактора монополизировано, тогда кривая рыночного спроса на фактор представляется единственному продавцу фактора кривой среднего дохода, а кривая предложения – кривой предельных затрат. Рыночное равновесие в данном случае определяется точкой пересечения кривой предельного дохода с кривой рыночного предложения фактора. Вследствие того что кривая предельного дохода проходит более круто, чем кривая рыночного спроса на фактор, на монополизированном рынке фактора не обеспечивается полное и эффективное его использование.

При монопсонии равновесная цена на фактор ниже цены на него в условиях совершенной конкуренции. В результате достигается полное, но не эффективное с позиций общества использование факторов производства, поскольку их предельная производительность превышает предельные затраты их эксплуатации. Монопсония не имеет функции спроса на факторы производства.

В условиях двусторонней монополии значения равновесной цены и равновесного количества определяются не в точке, а в интервале, т.е. однозначно не определены.

Рыночные цены на факторы являются инструментом функционального распределения национального дохода. Доля фактора производства в национальном доходе определяется типом рынка, на котором осуществляется его реализация, и эластичность замены факторов.

При определении капитальной цены факторов производства необходимо учитывать как неравнозначность разновременных затрат и результатов, так и риск, связанный с неопределенностью будущих доходов. Для этого используется специальная система расчетных коэффициентов. Капитальная цена фактора производства есть дисконтированная по текущей ставке процента сумма всех ожидаемых за срок службы фактора чистых доходов, скорректированных на премию за риск. Капитальные цены факторов производства лежат в основе определения экономической эффективности инвестиционных программ.

Если фирма работает на чисто конкурентном рынке ресурсов, или, иными словами, имеет незначительную долю в общем объеме потребления данного ресурса и не может поэтому оказать воздействие на его рыночную цену, то кривая ее спроса на ресурс совпадает с кривой предельной доходности ресурса. Не имеет значения, является ли рынок готовой продукции, производимой из данного ресурса, монопольным или конкурентным. Последнее влияет лишь на эластичность спроса на ресурс со стороны фирмы (спрос монополиста менее эластичен).

Рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующими данный ресурс в производственном процессе.

Рассмотрим процесс формирования спроса на ресурс в отрасли. Учитывая, что в отрасли существует множество потребителей данного ресурса, а также что спрос на него зависит от спроса на готовую продукцию, кривая отраслевого спроса на ресурс будет зависеть от того, приведет или не приведет изменение цены ресурса к изменению цены готовой продукции.

1. Если цена готовой продукции останется без изменения, кривая отраслевого спроса может быть определена как сумма спроса всех входящих в отрасль фирм.

2. Если в результате снижения цены ресурса цена готовой продукции снизится, то отраслевой спрос будет меньше суммы спроса всех входящих в отрасль фирм. Почему так происходит? Снижение издержек приведет к увеличению отраслевого предложения, что, в свою очередь, снизит равновесную цену. Если бы цена осталась на прежнем уровне, расширение производства было бы более значительным и для его обеспечения потребовалось бы больше ресурсов.

Поэтому спрос отрасли на ресурс менее эластичен, чем спрос отдельной фирмы.

Спрос на ресурс в экономике можно получить, суммируя спрос на данный ресурс со стороны всех отраслей, его использующих.

Изменение спроса на выпускаемую продукцию – в случае сдвигов кривой спроса на ресурсы, также как и в случае движенья вдоль этой кривой, ключевую роль играет принцип производного спроса. В частности, изменение спроса на продукт, производимый посредством ресурса (т.е. изменение кривой спроса на продукт), повлечет за собой изменение спроса на этот ресурс. Источник изменения спроса на продукт может иметь либо микроэкономическую, либо макроэкономическую природу. В качестве микроэкономического примера можно привести увеличение спроса на труд рабочих птицеводческих хозяйств в результате сдвига вкусов потребителей от говядины к цыплятам. Макроэкономическим примером служит увеличение или уменьшение спроса на труд, когда экономика испытывает подъемы и спады в ходе развертывания делового цикла. Подъем приносит с собой рост спроса на труд и увеличение числа сверхурочных работ; спад приносит увольнение и безработицу.

7.Ценовая эластичность спроса на ресурс производства.

Эластичность спроса на какой-либо ресурс зависит от эластичности спроса на производимый с его помощью продукт. Чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс. Производный характер спроса на ресурс должен был подвести нас к ожиданию подобной взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта с большой эластичностью спроса вызывает резкое снижение выпуска продукции и соответственно относительно большое сокращение количества различных ресурсов, на которые предъявляется спрос. А это со всей очевидностью наводит на мысль, что спрос на данный ресурс является эластичным.

В практике могут иметь место по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;

- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис.3)

P

B

 
 


А

C

0 Q

Рис 3 Варианты эластичности спроса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: