Педагогическое общение

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Роль общения в воспитательном процессе

Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Структура общения и функции общения

Структура общения:

Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.

Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв.

Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.

Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.

Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения.

Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

Социальная установка на человека (аттракция).

Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.

Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.

Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).

Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.

Речевое развитие.

Педагогическая интуиция.

Барьеры восприятия в общении

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.

Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.

Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.

Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Стиль педагогического общения

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Виды стилей педагогического общения

Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.

Неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения.

С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов, К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий») и параметры поведения:

наступательность — оборонительность;

деловитость — позиционность;

дружественность — враждебность;

сила (уверенность) — слабость (безвольность).

Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.

Социальная дезадаптация. Понятие адаптации, дезадаптации. Виды адаптации. Уровни адаптации(подчинённость, приспособляемость, включённость). Социальная дезадаптация: причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения.

Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

Нижний уровень — скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации.

«Половинный» уровень — начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации». Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.

Устойчиво входящий — отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов.

Закрепившаяся дезадаптация — имеет очевидные признаки результативности.

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Биологическая адаптация

Физиологическая адаптация – приспособление организма к условиям существования.

Адаптация социальная

Адаптация персонала

Адаптивное управление

Адаптация в обработке сигналов — автоматическое изменение параметров фильтров в зависимости от изменившихся условий.

Адаптация в кибернетике — процесс накопления информации в системе, направленный на достижение оптимального состояния.

Адаптация глаза

Адаптация к глобальному изменению климата

Дезадаптация -Какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма. Личностная дезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.

Подчиняющийся, полностью принимающий поставленную перед ним задачу и выполняющий её в том виде, в каком она была поставлена руководителем. Для такого подчинённого могут быть свойственны следующие особенности. Невысокая самооценка. Ведущий мотив -избегание неудачи. Наличие авторитетов, кумиров. Чувство «мы». Коллективизм. Ригидность. Неустойчивость к неопределённости. Заинтересованность во внешней похвале, одобрении. Конформность. Стремление "быть хорошим". Отсутствие честолюбивых замыслов. Удовольствие от хорошо выполненного дела. Ожидание похвалы, признания заслуг, благодарности. Зависимость от мнения других. Умение устанавливать социальные контакты. Такого подчинённого можно назвать «нормативный подчинённый» или метафорически — «подчинённый-винтик».

2. Подчиняющийся, но не принимающий задачу в том виде, в котором она перед ним ставится, переформулирующий её таким образом, чтобы её выполнение отвечало его личным интересам. Это человек с двойным дном. Ведущий мотив - получение выгоды. Расчётливость. Гибкость. Приспосабливаемость. Манипулятивность в общении. Неискренность. Независимость от мнения других. Умение отстаивать свои интересы. Поскольку при такой форме взаимодействия подчинённого с руководителем цель первого достигается скрытно, маскируется принятием подчинения, то такого подчинённого можно назвать "подчинённый-манипулятор". В силу того, что в этом случае подчинённый ориентирован лишь на свои личные интересы, его также можно назвать "подчинённый -эгоист".

3. Неподчиняющийся, однако, принимающий задачу, не изменяющий её под свои интересы, а выполняющий её именно так, как это сформулировано руководителем и необходимо для достижения целей организации. Такой подчинённый может обладать высокой самооценкой, интернальным локусом контроля. Ведущий мотив - достижение успеха. Независимость. Самодостаточность. Самостоятельность в оценках. Социальная смелость. Непризнание авторитетов. Критичность. Готовность к конфликту в интересах дела. Принципиальность. Объективность в оценках. Высокий интерес к делу. Увлечённость. Такого подчинённого можно назвать "человек дела".

4. Неподчиняющийся и не принимающий задачу, изменяющий её таким образом, чтобы её выполнение соответствовало его интересам. Такой подчинённый, формально являясь членом данного трудового коллектива, фактически по своему внутреннему отношению, своим интересам не является таковым. Ему свойственны высокая самооценка, независимость, устойчивость к неопределённости, самостоятельность, отстаивание своих интересов, неконформность, социальная смелость. Двойственность его положения позволяет назвать его "маргинальным подчинённым".

Возможно также выделение метастиля - ситуативного стиля. Средняя выраженность подчиняемости и исполнительности позволяют субъекту выбирать наиболее эффективный способ поведения в зависимости от ситуации. Такого подчинённого можно назвать "ситуативный подчинённый".

Таким образом, определение стиля подчинения предполагает диагностику двух относительно независимых качеств: "подчиняемость" и "исполнительность". Данные качества не исчерпывают всего многообразия психологических характеристик, влияющих на поведение человека в ситуации подчинения. В качестве таких характеристик могут, в частности, выступать добросовестность, локус контроля, ориентация работника на себя, дело, взаимодействие, терминальные и инструментальные ценности и прочее. Выбор из всего многообразия психологических характеристик двух указанных выше, объясняется тем, что именно их сочетание отражает существенные особенности подчинения, тогда как остальные имеют более частный характер и не являются определяющими для поведения человека в ситуации подчинения.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

· Свежие записи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: