Общая ха – ка ребёнка дошкольного возраста

61 Общая характеристика дошкольного возраста

В конце раннего детства происходит отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития Она заключается в том, что впервые ребенок выходит за пределы с своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей Ребенка, прежде всего, интересует мир социальных отношений, которые существуют в мире взрослых людей По словам Д Б Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, как центра, вокруг ее функций, задач Взрослый интересует дошкольника в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый-тат о, врач, водитель и т.д.) В социальной ситуации развития Д Б, Эльконин видит противоречие: ребенок является членом общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими чел ьмы, но это невозможно, ведь жизнь ребенка проходит в условиях опосредованного, а не прямой связи с миром Единственной деятельностью, которая позволяет смоделировать отношения в мире взрослых людей, вклю сказаться в уже смоделированные отношения и действовать с середины этой модели, - это сюжетно-ролевая декабряльова гра.

Элементы ролевой игры возникают и начинают развиваться в раннем детстве В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят вз заемостосункы и трудовую деятельность взрослых людей В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в играх, - игра в икликае качественные изменения в психике младенцевни.

Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста, которая дает возможность ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может Все типы деятельности ребенка дошкольного в возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер Сущность любого моделирования, по мнению Д Б, Эльконина, заключается в воссоздании объекта в другом, ненатуральному материале, в резу льтаты чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировкойння.

Предметом сюжетно-ролевой игры является взрослый человек как носитель общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми и использует в своей предметно-практической деятельности определенные правила

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования

Д Б Эльконин считает, что игра - образование историческое Она возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает \" \"пустой\" промежуток времени, когда необходимо подождать, чтобы ребенок подростина підросла.

Сюжетно-ролевая игра имеет структуру Единицей, центром игры является роль, которую берет на себя ребенок в детском саду в игре детей присутствуют все профессии, которые существуют в реальной действительности Принимая на себя функцию доро Осло человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом видеяді.

Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, действия со значениями, носят изобразительный характер В игре дети переносят значение с одного предмета на другой (воображаемая ситуация) Поэтому возможно, дети предпочитают неоформленным предметам, по которым не закреплено никакого действия Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия Процесс замещения одного предметом ту другим подчиняется правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия Абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий позволяет смоделировать систему отношений между людьми Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действия, имеет смысл в другом человеке, от единичного действия к ее смысла Итак, собственно игровое действие будет от буватися тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом-дру -інший.

Игровое действие носит знаковый (символический) характер Именно в игре ярко проявляется знаковая функция сознания ребенка, ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заменители предметов могут иметь зна ачно меньшую сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью Однако игровые заменители должны давать возможность действовать с ними так, как с предметом, который заменен Поэтому, давая и свое название выбранном предмету-заменителе и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заменителе При выборе предметов-заменителей дошкольник исходит из реальной них отношений предметеетів.

Последний компонент в структуре игры - правила В игре впервые возникает новая форма удовлетворения ребенка - радость от того, что она действует так, как требуют правила В игре ребенок плачет и радуется зависимости от выполнялись ванной социальной роли Этим начинается линия развития произвольности, которая продолжается в школьном виціці.

В игре ребенок моделирует такие сферы человеческой жизни, которые не поддаются никакому другому моделированию Игра - такая форма деятельности, в которой дети моделируют смыслы человеческого существования и те формы отношений, которые ис снуют в обществе В этом и заключается центр и смысл игры Игра - это такая форма деятельности, с помощью которой дети создают специальную игровую ситуацию, заменяя одни предметы другими, заменяя реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивая те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены позже Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, что дает возможность водить ни вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не можможе.

Обязанности относительно окружающих - это то, что стремится выполнять ребенок, взяла на себя определенную роль Другие дети ожидают и требуют, чтобы она правильно выполняла эту роль Исполняя обязанности, ребенок получает пр рава отношении лиц, роли которых исполняют другие участники игры Роль в сюжетной игре как раз и состоит в том, чтобы исполнять обязанности, которые определяются ролью, и осуществляют права относительно других участников декабрегри.

В ролевой игре дети отражают разнообразие окружающей их действительности Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты арктические экспедиции) и т.д. Действительность, отраженная в детских играх, становится сюжетом ролевой игры Младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего они чрезвычайно разнообразны Дети пяти-шести лет играют не только в гости, в дочки-матери, в детский сад, но и в строительство моста, в запуск космического корабля Вместе с увеличением сюжетов увеличивается длительность иго ігор.

Некоторые сюжеты детских игр встречаются как в младших, так и в старших дошкольников (дочки-матери, детский сад) Однако разыгрываются они по-разному Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью По оряд с сюжетом следует различать содержание ролевой игры Содержание игры - это то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вклад ають у нее разный содержательныезміст.

Младшие дошкольники чаще всего не планируют игровой сюжет и игровую роль, а остальные возникают в зависимости от того, какой предмет попадает в руки ребенка Основные конфликты между детьми возникают из-за овол ное владение предметом, с которым должна осуществляться действие Поэтому часто происходит смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, которые вытекают из принятой на себя роли Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил Следуя в игре правила общественного поведения, дети часто спорят о т е, что бывает и чего не бывает Развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых люди людей.

В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и ролью Реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих совместную в дело Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают вопросы и недоразумения, возникающие в ходе декабрягри.

В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы вст тановлюваты и поддерживать общение Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально - каждый сам по соббі.

Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимание на действия другого ребенка Однако, в ходе игры время от времени ребенок начинает наблюдать за тем, как играет другой ребенок Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения Первые формы взаимоотношений появляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ней рядом, в желании уступить частью места, занятого для своей игры, в робкой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядомдом.

Тогда, когда игра предусматривает лишь выполнение элементарных действий с игрушками, взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер Смысл игры еще не дает оснований для устойчивого общения На этом этапе д дети могут меняться игрушками, помогать друг одномму.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в длительное общение Проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что их жизнь постоянно протекает в общении нет, во взаимодействии с другими людьми Стремление воссоздать в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться партнеров, которые играли бы вместе с ней Поэтому возникает необходимость договорить ися с другими детьми, вместе организовывать игру, включающую несколько ролей В совместной игре дети учатся общаться, согласовывать свои действия с действиями других младітей.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр В игре дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым Игра становится разнообразнее и сложной, что, в свою очередь, приводит не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости четкого согласования диій.

Реальные взаимоотношения детей могут возникать перед игрой, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры Игровые взаимоотношения могут быть осложнения днени реальными, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить общестю. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер В несложных по содержанию играх смысл для детей содержится в самом процессе действия, а не в том результате, к которому это действие должно привести Э тап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности Способом является развертывание и обозначения в игре условных предметных действий (\"кормить куклу\", \"резать хлеб\"quot;різати хліб").

2 Ролевая игра

В среднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, а интерес игры заключается именно в исполнении моделирующих отношений взрослых действий Этап ролевой игры обусловлен овладением ребенком сто осункамы между людьми, опосредующие отношения к предметам Этой игре отвечает и следующий по сложности способ - ролевое поведение, связана с обозначением и реализацией ролевой позиции, подп орядковуе себе предметные действия (играть \"в доктора\", \"в дочки-матери\", \"у милиционеров\"ot;, "у міліціонерів").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: