Развитие эмоционально – потребностной сферы ребёнка в раннем детстве

Если мы говорим о психическом развитии любого индивидуума, то следует понимать, что оно в принципе невозможно без развития эмоциональной и потребностной сфер.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка в раннем детстве (один-три года)

Тем более в столь юном возрасте, когда доминирующее восприятие окрашено не просто эмоционально, а зачастую расцвечено аффектом.

Однако не все так тяжело: ребенок в этом возрасте эмоционально, а особенно аффективно, реагирует только на то, что находится в зоне его прямого восприятия (мама и ее уход на работу включены в эту зону). Такие особенности развития позволяют ему остро переживать ту же разлуку с мамой, а через 5 минут увлекаться хомячками в живом уголке детского сада. И в этом нет манипуляции мамой – просто эмоциональная сфера ребенка в настоящий момент развита так, что ему незнакомы долгие депрессивные состояния от потери любимого человека здесь и сейчас. Следствием этого является то, что ребенок совершенно не способен предсказать, какие его действия к чему приведут. Заявления от любящей бабушки: «Поешь перед прогулкой, а то потом проголодаешься» ребенку не понятны и чужды. Где прогулка, а где сейчас? Собственно эта особенность сохранится в психике ребенка еще долго, поэтому внушать первокласснику, что если он не будет учиться сейчас, то станет дворником – бессмысленно в своей бесполезности.

В этом возрасте желания ребенка неустойчивы, переходящи, несдерживаемы и неконтролируемы самим ребенком. При этом важно, что абсолютно все желания обладают равной силой – в этом возрасте у ребенка отсутствует так называемое соподчинение мотивов. С одинаковой силой он хочет посмотреть мультики и побыть с мамой, и, если побеждают мультики, это вовсе не значит, что он не любит маму. Через десять секунд все может измениться. Поэтому ребенок в раннем детстве не может на физиологическом уровне сделать выбор: его бесполезно водить в магазин на день рождения и предлагать выбрать самому себе подарок – выбор для него нереален.

Эмоционально-потребностнаня сфера развивается в плотном общении, и зависит во многом от него. При этом важно общение со взрослыми и сверстниками. Но мотивы сотрудничества, которые пригодятся ребенку в дальнейшем, могут передать только значимые и близкие взрослые, и личным примером и схемами общения внутри семьи. Эмоциональное же общение придает этому ту спокойную и устойчивую базу, на которой вольготно растет личность ребенка. задача родителей дать не только безусловную любовь и эмоциональное тепло, но и принимать участие в играх ребенка, а также в его делах – начиная от знакомства со столовыми приборами и заканчивая игры с куклами. Такое совместное времяпрепровождение показывает ребенку новые формы общения, которые он до этого возраста не успел «обработать», даже если и видел – например, при общении мамы со старшими детьми.

В это же время развивается и самосознание. В возрасте двух лет ребенок начинает узнавать себя в зеркале. А узнавание – это первичная форма самосознания, на которой будет дальше строится личность. Следующий этап самосознания – называние ребенком себя. Сначала в третьем лице, а затем, ближе к трем годам появится та самая последняя буква алфавита, без которой невозможна здоровая личность – «Я». Кроме этого, у здорового ребенка появляется самооценка и она позитивна – «Я – хороший!» настойчиво говорит малыш. И необходимо бить тревогу, когда малыш заявляет – «Я – плохой». В принципе называть это полноценной самооценкой невозможно, это образование совершенно эмоционально, и поскольку оно основывается на эмоциональной безопасности ребенка из здоровой семьи, то «самооценка» эта всегда будет несколько завышена.

Осознание себя как «Я», появление принципа «я хороший» и заявление «я сам» приводит к кризису трех лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: