Вновь усилена цензура, десятки диссидентов арестованы, активизировались «леваки».
Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказались неэффективными и были прекращены. Период неопределенности продолжался два года.
Весной 1992 г. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о необходимости возобновления рыночных реформ; это стало сигналом — сопротивление «леваков» было легко сломлено.
В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Они свелись к следующему:
1. Уже в 1992 г. началась широкомасштабная либерализация цен; отменялась централизованная система государственного распределения ресурсов. В результате уже в 1993 г. лишь 5% товаров в Китае продавалось по твердым государственным ценам. Были введены свободные цены на зерно; в 1993 г. по государственным ценам продавалось лишь 10% всей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые меры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.
2. С 1992 г. в КНР введен двойной государственный бюджет: регулярный и бюджет развития. Первый пополняется за счет налогов, второй — за счет неналоговых поступлений: он идет на нужды реформ.
3. В 1994 г. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низкорентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.
4. В 1994 г. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, все валютные операции перешли под контроль государства.
5. В том же 1994 г. принят закон о внешней торговле: государственная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли самостоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции!
19 февраля 1997 г. умер Дэн Сяопин — «отец реформ». Однако к тому времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 г. состоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную «Программу модернизации госсектора».
В ведении государства находилось 100% всей инфраструктуры страны (железные дороги, авиация, энергетика, связь, почта), примерно 90% всех банков, предприятий металлургии и химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше половины всей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счет казны.
Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну тысячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструктуры. Они должны превратиться в корпорации с широкой хозяйственной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хозяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.
Весной 1998 г. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. Он начал решительную реформу госаппарата, поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подготовленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 г. было уволено свыше 3 щп\, человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.
В ноябре 2002 г. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена высшего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генерального секретаря КПК. На его место избран 59-летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 г. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.
В 1990-е гг. КНР достигла выдающихся успехов в экономике: среднегодовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленного — 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 г.-23%.
По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 г. выполнены уже к 1995 г. Тем не менее КНР устойчиво занимает первое место в мире по производству стали, телевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства). Качество китайских товаров значительно выросло. 2001 г. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался. Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий составляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона ввести дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллектуальную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огромные золотовалютные резервы — свыше 150 млрд. долл.
После возобновления реформ в 1992 г. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объему страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. В настоящее время иностранные капиталовложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всего экспорта КНР. Темпы развития экономики в особых экономических зонах в несколько раз выше, чем во внутренних районах.
Быстрыми темпами развивается компьютеризация страны. На 2000 г. в Китае уже было свыше 20 млн. персональных компьютеров, большая часть этой техники отечественного производства. Разумеется, существует и ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается КНР. Экономисты отмечают следующее:
1) проблема безработицы: официально она составляет 3,1%, но фактически превышает 15% общей численности рабочей силы. Кроме того, существует так называемая «скрытая безработица»: в сельской местности 150 млн. человек, в городах — 30 млн. человек.
2) проблему безработицы усугубляет быстрый прирост населения, который резко ускорился уже в 1980-е гг. в связи с ростом благосостояния. Сдержать рост населения становится все труднее — уже сейчас население Китая приближается к отметке 1300 млн. человек;
3) несмотря на огромное население, в конце 1990-х гг. наметился переизбыток продукции на внутреннем рынке. Перенасыщение рынка цветными телевизорами составило 60%, автомобилями — 50%, текстильными изделиями — 40%.
4) представляет серьезную проблему существование огромного количества предприятий государственного сектора. Хотя с конца 1997 г. идет его сокращение, многие нерентабельные предприятия все еще поддерживаются на плаву кредитами государственных банков, составляющих 90% банковского сектора. Из общей суммы кредитов государственных банков 75% приходится на государственные предприятия;
5) специалистов волнуют также вопросы энергетической безопасности: по прогнозам, энергетические потребности страны будут возрастать до 2010 г. темпами 3,3% в год. Утверждают, что* через 10 лет КНР будет ввозить свыше 40% всей потребляемой нефти — это тревожная тенденция.
в Китае готовятся к осуществлению грандиозного строительства ГЭС «Три ущелья» в провинции Хубей, на реке Янцзы, близ города Юнань. Строительство началось в январе 2002 г. Этот проект должен во многом помочь в разрешении энергетических проблем. Но его осуществление связано со многими техническими сложностями; в частности, предстоит переселить свыше 1 млн. человек из районов, подлежащих затоплению;
6) обостряются также социальные проблемы: усиливается социальное расслоение общества. В настоящее время число очень богатых людей в Китае составляет около 3 млн. человек. Их именуют «новые китайцы»; у многих отношение к ним откровенно враждебное. Эту проблему называют в Китае «болезнью красных глаз».
В последние годы в КНР развернулась острая полемика: в каком же направлении должна развиваться страна. Демократы требуют устранить жесткий контроль власти над личностью. Другие же указывают на существенное отличие «китайской модели» от «западного либерализма». Китайская пресса все больше обращает внимание на моральную деградацию общества, на то, что его интересы игнорируются, на преобладание корыстолюбивых взглядов, и призывает к приоритету морали над выгодой. Человеколюбие, справедливость, доброта и другие ценности конфуцианства должны сочетаться с правовыми нормами, в этом и состоит главное отличие формируемой сейчас в КНР модели от западного образца.
Маоизм
Маоизм – течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., но при Хуа Гофэне и ещё больше во время реформ Дэн Сяопина (с 1978 г.) идеологические установки партии заметно поменялись.
• Война – неизбежная составляющая исторического процесса, продолжение и оборотная сторона политики;
• центральное место в учении Мао занимает идея «мировой революции», как войны «мировой деревни» против «мирового города»; абсолютизация насилия («винтовка рождает власть», «бунт — дело правое»), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для «организации» революций без учёта революционной ситуации
· основывается на теории классов и мировой революционной борьбы;
• считает средством строительства социализма диктатуру народа
• культ личности вождя партии и государства;
• внеэкономическое принуждение к труду идеологическими и моральными стимулами;
• форсирование экономического развития в условиях опоры на собственные силы, внутренние ресурсы;
• содержит идеи о правящей коммунистической партии, как арене классовой борьбы при диктатуре пролетариата;
• содержит представление о новой демократии, как высшей форме контроля народных масс над правящей компартией путем открытого восстания против обуржуазившейся бюрократии;