Метод административного права

Особый административно-правовой метод регулирования, обусловленный спецификой государственного управления является основным юридическим отличием административного права от других отраслей права.

Административно-правовой метод регулирования – это совокупность правовых способов (приемов), которые применяются органами исполнительной власти для обеспечения регулирующего влияния норм административного права на общественные отношения.

Особенности метода административно-правового регулирования (можно давать, можно не давать)

1. Для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т. е. предписания (включая запреты). То есть, одна сторона устанавливает правила, а вторая обязана подчиниться.

2. Как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, во­леизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению дру­гой.

3. Не присуще равенство сторон, в большинстве случаев у одной из сторон больше юридически властных полномочий (Инспектор ДПС – водитель; Министерство юстиции РФ – Минюст Республики Крым).

4. Властность и односторонность метода административно-правового регу­лирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать гори­зонтальные управленческие отношения, влекущие равенство участни­ков регулируемых управленческих отношений (например: минздрав - мид).

В целом в административном праве используются как общие методы правового регулирования (императивный и диспозитивный), так и специальные методы, присущие только этой области права. Надо сказать что императивный используется широко (ПДД – четкие предписания, и т.д.), а диспозитивный в отдельных случаях (право обжаловать постановление об адм. правонарушении)

Данные методы реализуются через использование следующих средств правового регулирования: (они являются общими для всех отраслей права)

1) использования предписаний (установления обязанностей);

2) установления запретов;

3) предоставления (дачи) разрешений.

Предписание предусматривает возложение юридического обязательства осуществить соответствующие действия в условиях, которые предусмотрены административно-правовой нормой. То есть это установление определенных действий, порядок их осуществления, обеспечение выполнения обязанностей.

С помощью предписаний устанавливаются задачи и функции органов исполнительной власти.

Установление запретов – это возложение на субъекта правовых отношений прямых обязанностей воздерживаться от совершения в условиях, предусмотренных нормой, тех или иных действий, или же воздерживаться от них по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях.

Выдача дозволений - применяется у нас еще в очень малом количестве,

Специальные методы административного права:

Метод субординации который остается одним из ведущих методов административно-правового регулирования. Заключается он в установлении между руководящим субъектом и руководимым объектом состояния подчиненности, т. е. субординации между ними. Без использования в административном праве этого метода невозможно наладить четкую систему государственного управления.

При этом метод субординации должен дополняться методами координации о реординации.

Координация заключается в закреплении возможностей согласования управленческих действий между несколькими органами одного структурного уровня для достижения общей цели. Между этими органами должны отсутствовать субординационные отношения.

Метод реординации заключается в предоставлении управляемому объекту права требовать от управляющего субъекта создания необходимых для его деятельности условий (организационных и материальных). В основном этот метод используется в регулировании отношений между органами одной системы.

Таким образом, сущность метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: (давать по своему усмотрению)

а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой.

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дис­циплинарной или административной ответственности).

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предус­мотренные административно-правовой нормой действия в опреде­ленных ею условиях. (Это мягкий вариант дозволения, один из перспективных методов а-п регулирования)

д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (в частности, процес­суальное равенство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: