Особый административно-правовой метод регулирования, обусловленный спецификой государственного управления является основным юридическим отличием административного права от других отраслей права.
Административно-правовой метод регулирования – это совокупность правовых способов (приемов), которые применяются органами исполнительной власти для обеспечения регулирующего влияния норм административного права на общественные отношения.
Особенности метода административно-правового регулирования (можно давать, можно не давать)
1. Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т. е. предписания (включая запреты). То есть, одна сторона устанавливает правила, а вторая обязана подчиниться.
2. Как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой.
3. Не присуще равенство сторон, в большинстве случаев у одной из сторон больше юридически властных полномочий (Инспектор ДПС – водитель; Министерство юстиции РФ – Минюст Республики Крым).
4. Властность и односторонность метода административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать горизонтальные управленческие отношения, влекущие равенство участников регулируемых управленческих отношений (например: минздрав - мид).
В целом в административном праве используются как общие методы правового регулирования (императивный и диспозитивный), так и специальные методы, присущие только этой области права. Надо сказать что императивный используется широко (ПДД – четкие предписания, и т.д.), а диспозитивный в отдельных случаях (право обжаловать постановление об адм. правонарушении)
Данные методы реализуются через использование следующих средств правового регулирования: (они являются общими для всех отраслей права)
1) использования предписаний (установления обязанностей);
2) установления запретов;
3) предоставления (дачи) разрешений.
Предписание предусматривает возложение юридического обязательства осуществить соответствующие действия в условиях, которые предусмотрены административно-правовой нормой. То есть это установление определенных действий, порядок их осуществления, обеспечение выполнения обязанностей.
С помощью предписаний устанавливаются задачи и функции органов исполнительной власти.
Установление запретов – это возложение на субъекта правовых отношений прямых обязанностей воздерживаться от совершения в условиях, предусмотренных нормой, тех или иных действий, или же воздерживаться от них по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях.
Выдача дозволений - применяется у нас еще в очень малом количестве,
Специальные методы административного права:
Метод субординации который остается одним из ведущих методов административно-правового регулирования. Заключается он в установлении между руководящим субъектом и руководимым объектом состояния подчиненности, т. е. субординации между ними. Без использования в административном праве этого метода невозможно наладить четкую систему государственного управления.
При этом метод субординации должен дополняться методами координации о реординации.
Координация заключается в закреплении возможностей согласования управленческих действий между несколькими органами одного структурного уровня для достижения общей цели. Между этими органами должны отсутствовать субординационные отношения.
Метод реординации заключается в предоставлении управляемому объекту права требовать от управляющего субъекта создания необходимых для его деятельности условий (организационных и материальных). В основном этот метод используется в регулировании отношений между органами одной системы.
Таким образом, сущность метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: (давать по своему усмотрению)
а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой.
б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности).
в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.
г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. (Это мягкий вариант дозволения, один из перспективных методов а-п регулирования)
д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (в частности, процессуальное равенство).