Различают субординационные и координационные административно- правовые отношения

Для первых характерна авторитарность (властность) юридиче­ских волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые – это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (на­пример, отношения между несоподчиненными исполнительными органами – двумя министерствами).

По юридическому характеру взаимодействия их участников. выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения это и есть то, что обычно называют властеотношениями(то есть возникают между субъектом и объектом управления). (Они выражают суть административно-правового регулиро­вания и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. (В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Правда, такие правоотношения не так распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, так как они как бы выпадают из общего русла административно-правового регу­лирования. Тем не менее возможность их возникновения существует.

(Касательно горизонтальных административно-правовых отношений)

Вообще, природа горизонтальных а-п отношений достаточно интересна. Вычленить их из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не так отчетливо, как вертикальные. Тем не менее управленческая практика даст определенные основания для отнесения к их числу следующих административно-правовых отношений:

а) отношения, предшествующие непосредственному управляю­щему воздействию. Они являютсяпредпосылкой вертикальных отноше­ний, т. е. предназначены для создания условий, необходимых для при­нятия одностороннего юридически властного решения. (Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами (должностными лицами), в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления (например, между двумя министер­ствами); отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний (например, коллегий двух министерств); отношения между органами исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по поводу удовлетво­рения законных интересов последних (на предмет заключения или изменения тарифных соглашений) и т. п.;

б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для «эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юри­дически властного решения. (например, отношения, в результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т. п.).;

в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное со­глашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: