double arrow

Виды административно-правовых норм и способы их реализации

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

- Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

- Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

- Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

- Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

- Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

- Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

- Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений

- Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

- Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).

По юридическому содержанию:

- Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

- Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).

c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

- Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

- Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

- Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

- Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

- Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

- Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

- Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

- Административно-правовые нормы учреждений.

6. По времени действия:

- Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

- Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

- Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

- Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен­тирующие:

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине­ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от­расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу­дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе­ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

- Принятые в порядке единоначалия.

- Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.

- Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

- Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

- исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

- соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

- использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

- применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу­альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: