Понятие «безопасность мореплавания» и основные правовые аспекты его обеспечения

Основным законодательным актом в области торгового мореплавания является КТМ РФ, который был принят 30 апреля 1999 года и вступил в силу с 1 мая 1999 года. С его принятием утратил силу КТМ СССР 1968 года.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось постепенно и в результате многократного применения приобрело характер традиции, привычки, то есть стало общепринятым. В ст. ст. 130 - 132 КТМ РФ предусмотрены обычаи морских портов в отношении сроков проведения грузовых работ и ставок платы за них.

2. Конституция РФ, КТМ РФ и другие законы РФ и указы Президента РФ.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 67 Конституции территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, а также определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также федеральное коллизионное право.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Кодекс состоит из 27 глав и 430 статей. Его структура следующая:

Глава 1. Общие положения (статьи 1 – 11)

Глава П. Судно – (собственность, флаг, национальность, идентификация,

технический надзор, судовые документы – статьи 12-32)

Глава Ш. Регистрация судов и прав на них – (реестры, органы регистрации,

ее условия - статьи 33-51)

Глава 1У. Экипаж судна. Капитан судна – (дипломирование, гражданство,

репатриация, обязанности и права капитана – статьи 52-73)

Глава У. Государственный портовый контроль – (капитан морского порта,

подчиненность, функции, контроль за судами – статьи 74-84)

Глава У1. Морские лоцманы – (статьи 85-106)

Глава УП. Затонувшее имущество – (статьи 107-114)

Глава УШ. Договор морской перевозки грузов – (подача судна к погрузке,

сталийное время, коносамент, исполнение перевозки, выгрузка и

выдача груза, фрахт, ответственность – статьи 115-176)

Глава 1Х. Договор морской перевозки пассажиров – (статьи 177-197)

Глава Х. Договор фрахтования судна на время – (тайм-чартер – статьи 198-210)

Глава Х1. Договор фрахтования судна без экипажа-(бербоут-чартер – статьи 211-224)

Глава ХП. Договор буксировки - (статьи 225-231)

Глава ХШ. Договор морского агентирования – (статьи 232-239)

Глава Х1У.Договор морского посредничества – (статьи 240-245)

Глава ХУ. Договор морского страхования – (статьи 246-283)

Глава ХУ1.Общая авария – (статьи 284-309)

Глава ХУП. Возмещение убытков от столкновения судов – (статьи 310-315)

Глава ХУШ. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью –

(статьи 316-325)

Глава Х1Х. Ответственность в связи с перевозкой опасных и вредных веществ –

(статьи 326-336)

Глава ХХ. Спасание судов и другого имущества – (статьи 337-353)

Глава ХХ1. Ограничение ответственности по морским требованиям – (статьи 354-366)

Глава ХП. Морской залог на судно. Ипотека судна или строящегося судна –

(статьи 367-387)

Глава ХХШ. Арест судна – (морское требование, повторный арест – статьи 388-393)

Глава ХХ1У. Морские протесты – (статьи 309-401)

Глава ХХУ. Претензии и иски. Исковая давность – (статьи 402-413)

Глава ХХУ1. Применимое право – (статьи 414-427)

Глава ХХУП. Заключительные положения – (введение в действие, порядок

применения, приведение нормативных правовых актов в

соответствие с КТМ – статьи 428-430).

К другим нормативным актам следует отнести законы в области торгового мореплавания (о государственной границе РФ, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, территориальном море и прилежащей зоне и т.д., а также указы Президента РФ, в частности, указ Президента РФ от 1 декабря 1992 года «О мерах по возрождению торгового флота России», который был отменен в начале 2002 года.

3. Действие источников морского права во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие источников морского права распространяется на субъектов морского права, то есть носителей прав и обязанностей, вытекающих из отношений по торговому мореплаванию, которыми являются граждане и юридические лица. Гражданин или физическое лицо обладает право- и дееспособностью, поэтому он может иметь в своей собственности и судно согласно статье 12 КТМ РФ.

Другим субъектом морского права является юридическое лицо, то есть предприятие любой организационно-правовой формы (общество, унитарное предприятие). За юридическим лицом стоят люди – фактические носители прав и обязанностей. Если человек является универсальным субъектом права, то юридическое лицо создается для определенной цели и наделяется специальной правоспособностью, указанной в положении, уставе, приказе о создании и т.д.

Юридическим лицами являются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами, ответчиками и третьими лицами в суде, арбитражном и третейском судах.

Руководитель организации, предприятия, учреждения имеет право действовать без особой доверенности на основании положения (удостоверения) и дает доверенности остальным работникам.

Морское судно не является юридическим лицом, и гражданская санкция падает на его владельца. Но оно выступает в качестве субъекта административного права в связи с его правом плавания под государственным флагом РФ.

Особым субъектом права является государство. Будучи сувереном, каждое государство не зависит от другого и является субъектом международного права. В собственности государства обычно находятся некоммерческие, а также военные суда, которые пользуются неприкосновенностью или иммунитетом. После проведенной в 1992 году приватизации и акционирования морских пароходств торговые суда являются собственностью акционерных обществ, то есть частной собственностью.

Источники морского права действуют во времени и в пространстве, то есть с определенного момента в течение определенного срока и всегда распространяются на определенную территорию. Начало действия источника права определяется в самом нормативном акте. Согласно статье 428 КТМ РФ кодекс вводится в действие с 1 мая 1999 года. Законы РФ и указы Президента РФ, если в них не указан срок введения в действие, вступают в силу в 10-дневный срок после их публикации в «Российской Газете» и «Парламентском Вестнике».

Длительность действия нормативных актов может быть указана в них самих, либо они отменяются при принятии нового нормативного акта.

Как правило, закон обратной силы не имеет, что означает, что его действие не распространяется на отношения, имевшие место до его издания. В противном случае в законе должно содержаться указание на придание ему обратной силы.

Основным принципом действия нормы морского права в пространстве является территориальный принцип, то есть она действует в пределах данного государства. Однако, имеются и иные принципы, в том числе принцип флага, гражданства сторон, места заключения договора или соглашения сторон и т.д. Принцип флага применяется к иностранным военным кораблям, мирно заходящим в территориальное море РФ, и означает, что все лица на корабле подпадают под действие законов страны флага. (Поэтому когда итальянский военный моряк после убийства российского гражданина в Новороссийске в 2002 году скрылся на своем корабле, следственные органы РФ не могли ни арестовать, ни допросить его). В отношении невоенных судов принцип флага применяется к внутренней жизни судна, не затрагивающей интересов берега.

4. Международный договор как источник морского права.

В случаях, когда регулируются отношения в области торгового мореплавания с участием иностранных организаций или в иностранных морских водах, то речь уже идет о международном морском праве – публичном и частном. Источниками международного морского права являются международные соглашения - договоры, которые чаще всего называются конвенциями, хотя имеются и другие наименования: меморандум, пакт, трактат, правила и т.д.

Применительно к публичному морскому праву они охватывают вопросы, касающиеся определения прав и обязанностей государств в Мировом Океане: режим морских пространств, использование дна и ресурсов Океана, обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение загрязнения морской среды и т.д. Основные конвенции перечислялись ранее: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция МАРПОЛ-73/78, Конвенция СОЛАС-74/78, Конвенция МППСС-72 и т.д.

Источниками морского частного права, регулирующего имущественные отношения в области торгового мореплавания, осложненные международным или иностранным элементом также являются международные конвенции, такие как Брюссельская конвенция 1924 года, Гаагско-Висбийские правила 1968 года и Гамбургские правила 1978 года о коносаментах, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969/1992, Конвенция об аресте морских судов 1952 года, Конвенция о спасании 1989 года, Конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года и т.д.

Всего имеется свыше 60 международных конвенций и соглашений.

Международные договоры, как источники морского права, связывают государства-участников как субъектов международного права, и при ратификации международного договора происходит переход его норм в нормы национального права и даже на их основе создаются нормы внутреннего права государства.

Порядок действия международного договора определяется самим договором. Перед принятием КТМ РФ 1999 года Россия ратифицировала ряд конвенций: «Об аресте морских судов» 1952 года, «О морских залогах и ипотеках» 1993 года, «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969/1992, «О спасании» 1989 года и другие. Они были положены в основу соответствующих глав КТМ РФ 1999 года.

Тема: «Государственные органы защиты интересов российского

морского флота за рубежом».

1. Государственные органы внешних сношений.

2. Дипломатические представительства.

3. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

4. Правовое положение консульских представительств.

1. Государственные органы внешних сношений.

Органами внешних сношений являются государственные органы, с помощью которых государство осуществляет свои связи с другими государствами и международными организациями. Они разделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные ОВС постоянно находятся на территории данного государства и могут осуществлять представительство государства либо по всем вопросам, либо только в одной области внешних связей.

Внутригосударственные органы внешних сношений делятся на конституционные и специализированные. Образование и объем полномочий первых определяются конституцией, а вторых - зависит от законодательства, практики и наличия международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.

К первому виду относятся глава государства, глава правительства и министр иностранных дел, которые представляют государство по должности или ex officio. Но следует отличать ОВС от органов, участвующих в принятии решений по вопросам внешней политики. Например, парламент ратифицирует международный договор, но этот договор не действует, пока МИД не сдает на хранение депозитарию ратификационную грамоту многостороннего договора или государства не произведут обмен этими грамотами в случае двустороннего договора. Парламенты не являются представителями государств, хотя и участвуют в международных отношениях, обмениваются делегациями и т.д. Но международные договоры они не подписывают.

Президент РФ определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с комитетами и комиссиями Федерального Собрания дипломатических представителей в иностранных государствах или при международных организациях. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Правительство и его глава практически осуществляют внешнеполитический курс страны, организуют выполнение международных договоров РФ.

К специализированным органам относятся такие органы, деятельность которых сосредоточена специально на внешних сношениях.Таким внешнеполитическим ведомством является МИД Министерство иностранных дел. (В США – это Государственный департамент, в Англии – Форин Офис). Оно поддерживает установленные между государствами дипломатические и консульские отношения, контролирует деятельность дипломатических и консульских представительств за границей, обрабатывает поступающую информацию, готовит визиты делегаций на высшем и правительственном уровнях.

Полномочия, функции и сфера деятельности МИДа РФ предусмотрены Положением о МИДе, утвержденном Указом Президента от 11 июля 2004 года. Кроме того, в субъектах РФ действуют представительства МИДа, правовой основой деятельности которых является Положение о представительствах МИДа на территории РФ, утвержденное приказом Министра иностранных дел от 11 марта 2002 года № 2792.

К специализированным органам, представляющим государство в одной более или менее широкой внешней деятельности, относится, например, министерство внешней торговли, которое выступает от имени государства в пределах своей компетенции. Кроме того, двусторонние и многосторонние соглашения в торговом мореплавании ранее подписывал министр морского флота СССР, а теперь министр транспорта РФ.

К зарубежным органам внешних сношений относятся: дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские представительства, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях. Это постоянные органы внешних сношений.

Временными являются специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д., делегации, направляемые для участия в международных конференциях и т.д.

2. Дипломатические представительства.

Дипломатическим представительством является орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством, представляющий государство по всем вопросам и выступающий от его имени в сношениях с государством пребывания и другими дипломатическими представительствами в государстве пребывания.

Посольства – это представительства первого, высшего класса (у Ватикана – нунциатуры). Миссии являются представительствами второго класса (у Ватикана – интернунциатуры). В настоящее время в силу принципа суверенного равенства государств практически все государства обмениваются дипломатическими представительствами на уровне посольств. Тем не менее, по разным причинам сохраняются представительства более низкого ранга – миссии, что зависит также от состояния отношений между государствами. Различие между рангами носят не правовой, а протокольный характер.

Правовое положение Посольства РФ определяется Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 28 октября 1996 года. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания. Посол руководит работой посольства,организует выполнение посольством возложенных на него задач и осуществление им функций, определяет структуру посольства и распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве.

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно- воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Согласно Венской конвенции 1961 года они называются членами дипломатического представительства.

К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники, исполняющие административно-технические функции.

К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, обслуживающие дипломатическое представительство.

Численность персонала устанавливается по договоренности между аккредитующим и принимающим государствами, обычно учитывая условия в государстве пребывания и потребности представительства.

Согласно международному праву дипломатический представитель – единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению с другими возможными постоянными представителями этого государства.

До начала Х1Х столетия не было строгой классификации дипломатических представителей и их старшинства, что часто приводило к спорам и конфликтам. Венским регламентом 1815 г. была установлена следующая классификация глав дипломатических представительств: чрезвычайный и полномочный посол и папский нунций, чрезвычайный и полномочный посланник и интернунций и поверенный в делах.

Перечисленные классы в последующем были восприняты большинством государств и стали общепризнанными в дипломатическом праве и праве дипломатических сношений.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года закрепила сложившуюся практику деления глав дипломатических представительств на указанные три класса (ст.14)

Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом.

Почти во всех странах как в центральном аппарате МИДа, так и в представительствах имеются ранги атташе, третьего, второго, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла.

В России этот вопрос решен Указом Президента РФ от 15 октября 1999 года № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг», которым установлены дипломатические ранги и порядок их присвоения. Положением, утвержденным этим указом, устанавливается порядок присвоения и какие ранги присваиваются по замещаемым должностям, например, министру иностранных дел и его заместителям присваивается дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, начальнику управления, заместителю директора департамента МИДа присваивается дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса, а третьему секретарю, атташе – соответственно ранги третьего секретаря, атташе.

Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах – при министре иностранных дел страны пребывания.

Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитованием (от лат. “accredere”- доверять).

Перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивается согласи (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки. После получения агремана глава представительства становится persona grata (или желательным лицом). После этого глава аккредитующего государства принимает решение о назначении главы дипломатического представительства, которое обычно публикуется в печати.

По отбытии к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и адресованная главе государства пребывания. В ней содержится просьба «верить» ее обладателю, как лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания.

Аккредитование завершается вручением грамот главе государства назначения, после чего представитель может приступить к выполнению своих функций.

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года основными функциями дипломатического представительства являются:

1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания.

2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его

граждан в пределах, допускаемых международным правом.

3) ведение переговоров с правительством государства пребывания.

4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания

и сообщение о них своему правительству.

5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и

государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики,

культуры и науки.

Помимо указанных функций дипломатические представительства нередко выполняют консульские функции, потребность в которых ощущается довольно часто, в связи с чем в составе посольств и миссий образуются консульские отделы.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях:

1) отозвания представителя аккредитующим государством.

2) объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие (persona non grata).

3) разрыва дипломатических отношений.

4) войны между этими двумя государствами.

5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов

международного права.

Наиболее распространенным случаем прекращения функций дипломатического представителя является его отозвание по инициативе правительства своего государства. В этом случае главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которая вручается ему отзываемым дипломатическим представителем или его преемником.

3. Дипломатические иммунитеты и привилегии.

Глава дипломатической миссии должен иметь возможность свободно защищать интересы государства, которое он представляет. Поскольку он не располагает никакой принудительной силой, то международное право обеспечивает ему широкую защиту с целью гарантии необходимой независимости при выполнении его функций и устранения возможности нанесения ущерба достоинству государства, которое он представляет.

Иммунитет является узловым понятием в дипломатическом праве и означает право дипломатического представителя на освобождение его от административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это особые правовые преимущества глав государств и их представителей, а именно, льготы и преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Они в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Наиболее существенными из них являются право на усиленную защиту от посягательств и оскорблений, право пользования в определенных случаях специальными знаками и эмблемами (например, своим флагом), право на свои специальные связи с заграницей (курьеры, шифрованные сообщения и т.д.), таможенные привилегии, то есть право на ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин предметов, предназначенных для официального пользования представительства.

По современному международному праву дипломатическое представительство – это орган государства, а его персонал – сотрудники государственного учреждения. Поэтому дипломатические иммунитеты и привилегии разделяются на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии глав и сотрудников дипломатического представительства.

Иммунитеты и привилегии, предоставляемые дипломатическим представительствам, включают в себя:

1) неприкосновенность помещений, то есть власти государства не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства, то есть на них лежит обязанность защищать помещения от внешнего вторжения; (например, помещения представительства, предметы обстановки, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и т.д.; в марте 1999 г. была усилена охрана посольства США в Москве из-за слишком бурных акций протеста россиян из-за агрессии НАТО против Югославии, но они не должны быть использованы в качестве убежища);

2) освобождение помещений представительства от всех государственных,

районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за

конкретные виды обслуживания (фискальный иммунитет);

3) неприкосновенность архивов и документов (это касается и периода

разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта

между государствами);

4) свобода сношений представительства (вся корреспонденция неприкосно

венна);

5) право пользования флагом и эмблемой.

Личные иммунитеты и привилегии включают в себя неприкосновенность личности главы дипломатического представительства и членов персонала (дипломатов), которые не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме; неприкосновенность жилища, то есть резиденции дипломата, а также бумаг, корреспонденции, имущества и средств его передвижения; иммунитет от юрисдикции государства пребывания, и в случае уголовной юрисдикции только правительство страны дипломата может отказаться от иммунитета, например, в 1996 году правительство Грузии отказалось от иммунитета в отношении своего дипломата, совершившего автодорожную аварию, в результате которой погибла 16-летняя американская девушка.

Дипломаты пользуются также налоговыми и таможенными привилегиями, то есть освобождаются от взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются всем членам семьи дипломата, если они не являются гражданами государства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот.

Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их обязанностей, и освобождается от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемы по службе.

4. Правовое положение консульских представительств.

Институт консульства сложился много веков назад, и он был необходим в основном в качестве защиты перед местной властью интересов иностранных купцов и разрешением споров между ними.

В отличие от дипломатических представительств, выполняющих представительные и политические функции, консульские учреждения предназначены для поддержания и развития экономических, правовых и иных связей. Согласие на установление дипломатических отношений фактически означает и согласие на установление консульских отношений. В то же время разрыв дипломатических отношений не влечет разрыва консульских отношений.

Также консульское учреждение имеет специальную компетенцию только в пределах отведенного ему консульского округа и поддерживает отношения только с властями своего консульского округа.

Правовой основой деятельности консульских учреждений являются международные соглашения, внутригосударственное законодательство и иногда международный обычай. Таким многосторонним соглашением является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, которая была ратифицирована СССР в 1989 году.

Наиболее развита практика заключения двусторонних консульских конвенций, в которых подробно регулируются вопросы консульских отношений между сторонами. Россия имеет консульские конвенции более чем с 70 государствами.

Консульские учреждения РФ действуют на основании Положения о консульском учреждении РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 года. Кроме того, еще действует Консульский Устав СССР 1976 года.

Консульские учреждения подразделяются на два вида – консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные консульские учреждения. Первые возглавляются заведующими, которые именуются консулами или генеральными консулами.

Самостоятельные консульские учреждения бывают следующих классов:

1) генеральные консульства; 2) консульства; 3) вице-консульства; 4) консульские агентства и возглавляются соответственно генеральным консулом, консулом, вице-консулом или консульским агентом.

Свои функции консулы выполняют в соответствии с законами государства пребывания. Согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года к основным функциям консулов относятся:

1) охрана и защита интересов своего государства, его граждан и юридических лиц;

2) поощрение торговли и содействие развитию экономических, культурных и научных связей;

3) выполнение административных и нотариальных функций в отношении граждан представляемого государства;

4) выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздушного флота, а также их экипажей;

5) наблюдение за экономической, правовой и политической жизнью своего округа и информирование ведомства МИДа своего государства.

В отношении морских и воздушных судов, зарегистрированных в своем государстве, консул осуществляет права надзора и инспекции этих судов и их экипажей. Он оказывает помощь судам и самолетам и их экипажам, принимает заявления относительно плавания судов, оформляет морские протесты, участвует в расследовании любых происшествий, имевших место в пути следования, разрешает споры между капитаном и командой судна, плавающего под флагом аккредитующего государства.

К административным функциям консулов относятся: регистрация актов гражданского состояния – рождения, заключения и расторжения брака, усыновление, установление отцовства, перемены фамилии, имени, отчества, смерти. К нотариальным функциям относятся: составление и принятие на хранение завещаний, оформление юридических сделок, а также легализация документов, под которой понимается установление и засвидетельствование консулом личной подписью и печатью консульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходящих от них, а также соответствия документов законам государства пребывания.

Консульская легализация документов необходима для обеспечения органам страны, где документ должен действовать, гарантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом. За содержание документа консул ответственности не несет.

Согласно статье 10 указанной конвенции главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций принимающим государством. Все это входит в компетенцию МИДа.

Консулу выдается консульский патент (удостоверение о его полномочиях), который подписывается либо главой государства, главой МИДа. В нем указывается наименование, имя и класс, к которому принадлежит консул, консульский округ и местопребывание консульства. Класс консула и консульский округ согласовывается с государством пребывания.

Консульский патент обычно направляется по дипломатическим каналам властям государства для получения экзекватуры (согласия на исполнение консулом его обязанностей). Она выдается либо в виде отдельного документа, либо в виде надписи на самом консульском патенте. Орган, выдающий экзекватуру, определяется внутренним законодательством каждого государства, обычно это МИД.

С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Принимающее государство может и отказать в выдаче экзекватуры, причем без мотивировки причин отказа.

Как и в дипломатическом праве в консульском праве предусматривается понятие «консульский корпус», под которым понимается совокупность всех консулов, которые находятся в определенном консульском округе в данной стране, а при наличии нескольких консульских округов может быть и несколько консульских корпусов.

В число членов консульского корпуса в широком смысле обычно включают и членов семей консульских работников. Наряду с дипломатами консулы приглашаются при национальных торжествах на прием к высшему представителю местной власти. Деканом (дуайеном) консульского корпуса является старший по рангу и ранее получивший экзекватуру консульский представитель.

Деятельность консула прекращается в следующих случаях:

(1) отзыва его назначившим государством;

(2) объявление persona non grata;

(3) выхода территории расположения консульского округа из-под суверенитета государства пребывания;

(4) закрытия консульского учреждения;

(5) вооруженного конфликта между государством, которое направило консула, и государством, которое приняло его.

Консульские иммунитеты и привилегии - это совокупность особых прав, преимуществ и льгот, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их персоналу в объеме, определяемом договорами и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.

Их отличие от дипломатических состоит в том, что консульские иммунитеты и привилегии носят функциональный характер, то есть они предоставляются консулам не во всех случаях, а только тогда, когда они действуют в пределах своих официальных служебных обязанностей.

Консульские иммунитеты и привилегии можно подразделить на а) иммунитеты и привилегии консульских учреждений и б) личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц и служащих.

К первым относятся: - неприкосновенность консульских помещений, за исключением случаев пожара или другого стихийного бедствия;

- неприкосновенность служебных архивов, переписки, имущества и средств

передвижения, которые принадлежат консульству;

- освобождение от обыска, реквизиции и других исполнительных действий;

- освобождение от всех налогов и таможенных пошлин;

- свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и

консульствами своего государства;

- право вывешивать флаг и укреплять герб на здании консульства и на автомобилях главы

консульского представительства.

К личным иммунитетами и привилегиям консульских должностных лиц относят личную неприкосновенность, то есть свободу от ареста или предварительного заключения до вынесения судебного приговора. Все должностные лица консульского учреждения, а также его служащие освобождаются от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. В отношении частных действий – применяется соответствующее законодательство страны пребывания.

Консульские иммунитеты и привилегии в значительной степени зависят от двусторонних консульских конвенций, которые могут предусматривать взаимное расширение таких иммунитетов и привилегий, что в конечном счете способствует развитию делового, взаимовыгодного сотрудничества между государствами. Например, в Великобритании консульские иммунитеты и привилегии приравнены к дипломатическим, а в Японии, США и Франции уже дипломатических.

Тема: «Надзор на морском транспорте»

1. Административная юрисдикция прибрежного государства в отношении морского судна.

2. Санитарный контроль над судами.

3. Таможенный надзор.

4. Правила схода и пребывания на берегу членов экипажа.

5. Технический надзор.

1. Административная юрисдикция прибрежного государства в отношении судна.

Изъятие судна из-под юрисдикции прибрежного государства все же не затрагивает административных прав местных властей, осуществляемых в целях защиты экономических и политических интересов своего государства, санитарной охраны границ, а также обеспечения безопасности мореплавания. Согласно современной международной практике определяющим служит принцип полной компетенции местных властей по вопросам административной юрисдикции, применяемой в отношении всех без исключения иностранных торговых судов.

При определении объема юрисдикции прибрежного государства в соглашениях о торговом мореплавании специально оговаривается, что эти ограничения не касаются прав местных властей по осуществлению санитарного и таможенного контроля, а также мер, принимаемых в отношении допуска иностранцев на свою территорию, по вопросам безопасности судов и портов и по охране человеческой жизни.

Право портовых властей принимать необходимые меры (вплоть до задержания) в отношении иностранных судов, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотрено в целом ряде международных соглашений (правило 19 Конвенции о грузовой марке, правило 19 Конвенции СОЛАС-74/78 и др.)

Специфика деятельности морского транспорта обусловливает и наличие различных видов надзора: санитарный, таможенный, пограничный, технический и портовый.

Европейскими государствами в 1982 году принят Парижский меморандум о взаимопонимании между морскими властями по поддержанию стандартов торговых судов, который позволяет властям государств – участников контролировать в своих портах все иностранные суда и принимать в отношении них любые принудительные меры. Проверяется соблюдение требований шести конвенций (СОЛАС – 74/78, МАРПОЛ –73/78, ПДМНВ-78, о грузовой марке, МППСС-72, МОТ №47 от 1976 г. в которых содержатся ссылки на 15 других морских конвенций). Предоставляемое им право контроля касается не только безопасности судов и охраны человеческой жизни, но и социальных условий на борту судна.

2. Санитарный контроль над судами.

Вводимые государствами для охраны свой территории санитарные меры и формальности основываются на положениях международных медико-санитарных правил, принятых в 1969 г. и пересмотренные в 2005 г. Правила 2005 г. вступили в силу 15 июня 2007 г. В настоящее время в России основные требования к санитарным противоэпидемическим мероприятиям по санитарной охране территории РФ установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах «Санитарная охрана территории РФ»

Немедленно по прибытии судна в порт в отношении него должны быть предприняты все необходимые санитарные меры и формальности. Кроме морской санитарной декларации капитан должен предъявить свидетельство о вакцинации или иных профилактических мерах, судовой санитарный журнал, медицинские книжки всех членов экипажа согласно судовой роли, свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля или свидетельства о прохождении судном санитарного контроля, а также международные свидетельства о вакцинации или повторной вакцинации против холеры, желтой лихорадки и оспы. При отсутствии свидетельства о дератизации или, если оно просрочено, то санитарные власти вправе подвергнуть судно дератизации.

Если судно не заражено какой-либо карантинной болезнью и не является подозрительным в этом отношении, ему предоставляется свободная практика, под которой понимается выдаваемое местными санитарными властями разрешение на поддержание судном и членами его экипажа связи с берегом. Если судно прибыло из зараженного района, то применяются необходимые карантинные меры. Если иностранное судно не подчиняется требованиям санитарных властей, то оно не задерживается в порту, а вправе немедленно продолжить рейс, но без захода в другие порты данного государства.

Судно должно иметь на борту санитарное свидетельство о праве плавания, выданное сроком на 2 года в соответствии с пунктом 8.4.1 Санитарных правил для морских судов СССР, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 25 декабря 1982 года.

За невыполнение требований указанных Санитарных правил, а также постановлений Госсанэпиднадзора РФ по вопросам санитарной охраны территории РФ виновные должностные лица, юридические лица и граждане могут быть привлечены к ответственности, в том числе к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ, предусматривающей за нарушение, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наложение штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. В случае смерти человека предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок.

3. Таможенный надзор.

Таможенный контроль - это еще один вид административной юрисдикции, который необходим для защиты экономических интересов прибрежного государства. Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

После предоставления судну карантинными властями свободной практики осуществляется таможенный досмотр судна. Однако все суда как иностранные, так и отечественные суда заграничного плавания находятся под всеми видами административного контроля в течение всего времени их нахождения в порту.

Таможенные режимы судов в российских портах регулируются Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 года, заменившим Таможенный кодекс 1993 года.

Определение транспортного средства дается в пункте 5 статьи 11 ТК РФ, по которому транспортные средства – это любые морское (речное) судно, (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Это определение транспортного средства полностью соответствует определению, данному в Киотской конвенции 1999 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Контрольные функции на границе осуществляются местными таможенными учреждениями – таможнями и подчиненными им таможенными постами. Таможенный досмотр судна заключается в осмотре жилых и нежилых помещений судна, груза, багажа и ручной клади пассажиров, личных вещей экипажа, а также в оформлении судовых и грузовых документов. Таможенное оформление судов может производиться у причала и на рейде круглосуточно и в порядке очередности подхода судов.

Согласно статье 74 ТК РФ при международной перевозке морским транспортом перевозчик должен сообщить таможенному органу сведения о судне, капитане, судовом агенте, пассажирах и экипаже, портах погрузки и выгрузки, наименовании и общем количестве товаров, судовых припасов, о наличии (отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту РФ и валютные ценности, находящиеся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых находятся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, а также опасные товары, включая оружие, боеприпасы.

Эти сведения сообщаются перевозчиком путем представления таможенному органу следующих документов:

1) общей декларации;

2) декларации о грузе;

3) декларации о судовых припасах;

4) декларации о личных вещах экипажа судна;

5) судовой роли;

6) списка пассажиров;

7) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;

8) коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.

Необходимо иметь в виду, что вопросы документации при таможенном оформлении морского судна конкретно решены в Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, которая предусматривает исчерпывающий перечень документов, требуемых государственными властями.

После представления этих документов судовая администрация обязана указать и открыть все помещения, в которых находятся грузы и предметы, не подлежащие сносу на берег. По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра. Оформление документов означает, что выгрузка товара разрешена на склад временного хранения либо в другое место, определенное таможенным органом.

При получении импортных грузов результаты выгрузки груза с судна фиксируются в генеральном акте с приложением актов-извещений, если они составлялись. При отходе судна его таможенное оформление производится после завершения всех погрузочно-разгрузочных работ и подготовки судна к рейсу. Погруженные на таможенной территории грузы должны быть включены в декларацию о грузе.

До окончания таможенного досмотра не допускается общение судна с берегом или другими судами, перемена места стоянки судна, а также подход к нему буксиров, плавучих кранов и других средств.

Поскольку погрузочно-разгрузочные работы на судне производятся с разрешения таможни и под ее наблюдением, то без согласия таможни судно не может покинуть порт, за исключением случаев, когда временный выход из порта вызван обстоятельствами, имеющими характер непреодолимой силы.

4. Правила схода и пребывания на берегу членов экипажа.

Пограничный надзор в портах направлен на обеспечение порядка выезда из страны и въезда в страну членов экипажей судов, порядка стоянки судна в порту и пребывания членов экипажа в портовых городах. Этот надзор осуществляется в соответствии с законом РФ от 01 апреля 1993 года «О государственной границе», статья 16 которого предусматривает установление пограничного режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, регламентирующего порядок пребывания и передвижения в этих пунктах лиц и транспортных средств, хозяйственную, промысловую и иную деятельность.

Кроме того, порядок выезда из РФ и въезда в РФ российских граждан, в том числе моряков, установлен в Федеральном законе от 15 августа 1996 гола № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и предусматривает оформление паспорта моряка для этих целей.

Согласно статье 13 Закона паспорт моряка (удостоверение личности моряка) является действительным документом для выезда из РФ и въезда в РФ на судне, в судовую роль которого включен владелец паспорта моряка (удостоверения личности моряка). В целях, предусмотренных Конвенцией 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция № 108 МОТ), владелец паспорта моряка имеет право выезжать из РФ и въезжать в РФ любым видом транспорта в индивидуальном порядке или в составе группы при наличии надлежащим образом заверенной выписки из судовой роли.

Порядок оформления и выдачи паспорта моряка регулируется Положением о паспорте моряка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 года № 1508. Согласно пунктам 1 и 2 этого положения паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца как за пределами РФ, так и в пределах РФ, и выдается гражданам РФ, работающим на российских судах заграничного плавания или командируемым российскими судовладельцами для работы на иностранных судах, а также включенным в судовую роль курсантам (учащимся) учебных заведений, командируемым на суда работникам федеральных органов исполнительной власти и работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении этих органов.

Кроме того, паспорт моряка может оформляться по заявлениям граждан РФ, уровень профессиональной подготовки и состояние здоровья которых соответствует требованиям, установленным международными конвенциями для членов экипажей морских судов, и выдается им при наличии трудового соглашения о работе на российском или иностранном судне, которое он может заключить самостоятельно или при посредничестве организаций, которые осуществляют трудоустройство российских граждан на суда под иностранным флагом (круинговые организации) и деятельность которых соответствует требованиям, предъявляемым к таким организациям международными конвенциями о найме и трудоустройстве моряков.

В транспортной отрасли паспорт моряка оформляется и выдается Министерством транспорта РФ и морскими администрациями портов. Владельцу паспорта моряка разрешается выезд из РФ и въезд в РФ на судне, в судовую роль которого он включен. Ему также разрешается выезд и въезд любым видом транспорта в индивидуальном порядке или в составе группы при следовании на находящееся за границей судно, в судовую роль которого он включен, либо при возвращении с такого судна, при этом он должен иметь судовую роль или в надлежащем порядке оформленную выписку из нее. В паспорте моряка при необходимости должны быть проставлены визы иностранных государств.

Паспорт моряка выдается на срок до пяти лет и содержит сведения о гражданстве, Ф.И.О. владельца, дату и место рождения, описание личности (рост, цвет глаз, особые приметы), должность с указанием наименования судна и судовладельца, также наименование органа, должность и фамилию лица, выдавшего паспорт, дату выдачи и срок действия паспорта, отметки о продлении срока действия паспорта, об изменениях служебного положения его владельца, о выезде его из РФ и въезде в РФ, личную фотографию и подпись владельца паспорта.

Паспорт моряка хранится у владельца паспорта и подлежит сдаче в орган, который его выдал, при прекращении у его владельца гражданства РФ. В случае утраты паспорта его владелец должен в кратчайший срок лично или через капитана судна, в судовую роль которого он включен, сообщить об этом в орган, выдавший паспорт моряка. Если это происходит за границей, то соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ выдает ему временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд его в РФ.

Более подробно процедура оформления и выдачи паспорта моряка регламентируется Инструкцией о порядке применения Положения о паспорте моряка.

Члены экипажа имеют право сходить на берег и пребывать на территории иностранного государства по особым пропускам с предъявлением национального документа (паспорта моряка) после вручения капитаном портовым властям судовой роли. Члены экипажа на основании документов, удостоверяющих их личность, допускаются на берег без визы.

В тех случаях, когда моряки прибывают в иностранный порт в качестве пассажиров, чтобы приступить к работе на своем судне, либо транзитом направляются к месту своего назначения, либо возвращаются на родину, требуется наличие соответствующей визы. Такой порядок предусмотрен и двусторонними морскими соглашениями СССР и России с отдельными странами, и Международной конвенцией о национальных удостоверениях личности моряков 1958 года, принятой МОТ, и ратифицированной СССР 18 июня 1969 г.

В настоящее время предстоит обмен документов морякам в связи с тем, что Россия готовится ратифицировать Конвенцию МОТ № 185, определяющую стандарты удостоверений личности моряков. Действующий паспорт моряка содержит данные о месте работы владельца, но не имеет биометрической информации. Разработанные Минтрансом новые формы удостоверений личности содержат сведения о владельце на кириллице и латинице и имеют штрихкод с биометрическими данными.

5. Технический надзор за судами.

В действующих в настоящее время международных договорах подробно сформулированы многочисленные требования, которым должны отвечать морские суда. Их основу составляют международные нормы и стандарты, относящиеся к техническим вопросам – проектированию, конструкции и оборудованию судов. Каждое государство, становясь участником подобного договора, должно обеспечить эффективный контроль за их выполнением судами, плавающими под его флагом. Поэтому сущность технического надзора состоит в обеспечении государством контроля за выполнением судами, плавающими под его флагом, требований международных договоров государства, содержащих международные нормы и стандарты, а также национальных требований, относящихся к проектированию, конструкции и оборудованию судов в целях безопасного плавания судов, охраны человеческой жизни на море, охраны окружающей среды, сохранности грузов.

Технический надзор за пассажирскими, грузопассажирскими, нефтеналивными, буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн осуществляет Морской Регистр судоходства. Морской Регистр – это государственное учреждение, находящееся в ведении Минтранса России, действующее на основании устава, утвержденного в 1997 году. Возглавляет его генеральный директор, назначаемый министром транспорта РФ.

В целях обеспечения условий безопасного мореплавания судов, охраны человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов Морской Регистр издает Правила, устанавливающие технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни на море и перевозки грузов, осуществляет технический надзор за выполнением этих требований, производит классификацию и реклассификацию судов, удостоверяет валовую и чистую вместимости морских судов и обмерные характеристики находящихся под надзором Морского Регистра судов внутреннего плавания.

Морской Регистр ведет учет судов, находящихся под его надзором, и издает Регистровую книгу судов. Согласно абзацу 10 пункта 4.1 Устава Морского Регистра он вправе при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств (при этом он приостанавливает или изымает выданные им документы, разрешающие эксплуатацию).

Тема: «Правовой статус морского судна»

1. Право собственности на суда.

2. Право плавания под флагом РФ.

3. Судовые документы. Класс морского судна.

4. Капитан и экипаж морского судна.

5. Конвенция об условиях регистрации морских судов 1986 года.

1. Право собственности на суда.

Морское судно – это судно, приспособленное для плавания по морю, снабженное соответствующими документами и используемое для целей, указанных в статье 2 КТМ РФ.В статье 7 КТМ дается определение судна как самоходного или несамоходного плавучего сооружения, используемого в целях торгового мореплавания, то есть для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты; для несения специальной службы и для других целей.

Судно рассматривается и как техническое средство, и как производственный объект, выполняющий определенные задачи в соответствии со свои назначением и имеющий внутреннюю организацию. Как производственная единица и техническое средство судно может быть объектом определенных имущественных прав (права собственности, залога, аренды), а также субъектом различных правоотношений. Например, судно является субъектом административных правоотношений, поскольку находится в отношениях власти и подчинения с судовладельцем (пароходством), а также государственными органами, осуществляющими все виды административного надзора (технический, таможенный, пограничный, санитарный, портовый).

В территориальных водах судно вступает в административно-правовые отношения с властями прибрежного государства.

Судно как производственный объект не обладает обособленным имуществом, не несет самостоятельной имущественной ответственности, не выступает в сделках от своего имени, а капитан судна действует от имени судовладельца в сделках, касающихся судна, и от имени грузовладельца в сделках, касающихся груза. Таким образом, судно не является юридическим лицом и субъектом гражданских правоотношений.

Согласно статье 12 КТМ суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, т.е. в собственности иностранных граждан и лиц без гражданства российские суда не могут находиться. В настоящее время преобладающей формой собственности на суда является частная собственность в форме коллективной (акционерной) собственности.

Право собственности по российскому гражданскому законодательству включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Владение – это фактическое обладание вещью, то есть возможность иметь у себя судно, обычно оно основано на титуле, правовом основании (договоре). Пользование – это эксплуатация вещи, извлечение ее полезных свойств. Распоряжение – фактическое и юридическое изменение судьбы вещи по усмотрению собственника.

Согласно статье 8 КТМ судовладелец – это «лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна, или использует его на ином законном основании».Эксплуатировать судно можно только при получении соответствующего разрешения (лицензии), при этом судно используется на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, или на праве собственности.

Следует обратить внимание на еще одну форму реализации прав собственности – правомочие на передачу судна в доверительное управление другому лицу, хотя само право собственности не переходит к доверительному управляющему. При этом срок передачи судна в доверительное управление согласно ст. 14 КТМ РФ не может превышать пяти лет, а сам договор подлежит регистрации в государственном судовом реестре или судовой книге.

Ограничение права собственности возможно только в соответствии с федеральным законом, однако, приходилось считаться с теми ограничениями при продаже судов за пределы РФ, введенными Указом Президента от 3 декабря 1992 года «О мерах по возрождению торгового флота России», когда вопрос продажи морского судна и судна «река – море», построенных в России, подлежал согласованию с Минтрансом РФ. В настоящее время этот указ отменен.

2. Право плавания под флагом РФ.

Согласно статье 16 КТМ судно приобретает право плавания под государственным флагом с момента регистрации его в одном из государственных судовых реестров, или если судно приобретено за границей, то с момента выдачи консульским учреждением временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действительного до регистрации судна в государственном судовом реестре или судовой книге, но не более чем шесть месяцев.

Право плавания судна под государственным флагом РФ означает, что оно имеет национальность РФ.

Государственный флаг представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище, гладкое или с каким-либо определенным изображением. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета с отношением ширины флага к его длине 2: 3.

Он поднимается на судне после регистрации судна и получения свидетельства на право плавания под флагом РФ. В силу международного обычая при встрече в открытом море торгового судна с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, военный корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует своим флагом, приспуская и тотчас же поднимая до места, и т.д.

Дипломатические и консульские представительства имеют право поднимать государственный флаг на служебных зданиях, в некоторых странах – также и над резиденцией посла или посланника

Флаг вывешивается в дни национальных праздников и по другим особо торжественным случаям общегосударственного значения страны дипломата и других дружественных стран, а также в дни

национального траура. Флаг вывешивается в дни национального праздника страны пребывания и в

других особо важных случаях государственного значения страны пребывания.

Большинство иностранных морских судов, как и российские суда несут государственный флаг.

В некоторых странах (Испании, Австралии, Японии, Великобритании) утверждены специальные флаги для морских судов. Кроме того, такие «сухопутные» страны, как Швейцария, Венгрия, Боливия) имеют свой флаг после подписания 20 апреля 1921 года Международной декларации о признании права на флаг государствами, не имеющими морского побережья.

Условия предоставления судам права плавать под флагом государства определяются национальным законодательством, при этом должна соблюдаться «реальная связь между судном и государством», которая заключается в осуществлении им эффективного контроля в области технической, административной и социальной. Право плавания под флагом государства не связано с правом собственности на суда, которая может быть и государственной, и частной (акционерной). Государству флага принадлежит исключительная юрисдикция над судном, на котором действуют законы этого государства. Государственный флаг РФ дает судам право ведения рыболовства, спасательных и иных работ в территориальных и внутренних водах, право на плавание в каботаже, право на льготы по портовым сборам.

3. Судовые документы. Класс морского судна.

Согласно статье 25 КТМ каждое судно должно иметь на борту документы, подтверждающие правовое положение судна, его назначение, техническое состояние и т.д., при отсутствии которых портовые власти не разрешат выход судна из порта.

Их можно разделить на три группы:

1) документы, подтверждающие правовое положение судна (свидетельство о праве плавания под флагом, свидетельство о праве собственности);

2) документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации (свидетельство о годности к плаванию, мерительное свидетельство, свидетельство о грузовой марке, свидетельства о безопасности согласно СОЛАС-74/78, разрешение на право пользования судовой радиостанцией, классификационное свидетельство, судовое санитарное свидетельство, судовая роль);

3) документы, отражающие повседневную жизнь судна (судовой, машинный, радиотелеграфный журналы, журнал нефтяных операций для танкеров и т.д.).

Документы первой группы выдаются бессрочно капитаном морского торгового порта, в котором судно внесено в государственный судовой реестр. Свидетельство о праве собственности на судно удостоверяет его принадлежность конкретному собственнику и содержит основные данные о судне, порт регистрации, время и место постройки, число и мощность машин, главные размерения – длина, ширина, высота борта, валовая и чистая вместимость и т.д.

Свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ подтверждает, что судну разрешено плавать под этим флагом и содержит те же данные, что и в свидетельстве о праве собственности на судно.

Документы второй группы:

- свидетельство о годности к плаванию выдается Регистром судоходства сроком на 4 года и ежегодно подтверждается в пределах трех месяцев до или после даты последнего освидетельствования;

- свидетельство о грузовой марке выдается также Регистром в части минимальной величины надводного борта судна и нанесенных на его бортах грузовых марках;

- мерительное свидетельство содержит информацию о чистой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: