Психического развития детей с задержкой психического развития»

1. Что такое темп психического развития?

2. Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы.

3. Каковы основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения?

4. Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР?

5. Четко определите, что понимается под возрастной нормой? Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?

6. В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?

7. Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка?

Методические рекомендации

При работе над данной темой необходимо обратить особое внимание на то, какие дети относятся к категории детей с трудностями в обучении, какие биологические и социальные причины приводят к стойким затруднениям в усвоении образовательных программ. Точно определите для себя, в чем разница и сходство понятий «дети с задержкой психического развития», «временная задержка психического развития», «ЗПР конституционального генеза», «ЗПР соматогенного происхождения», «ЗПР психогенного происхождения», «ЗПР церебрально-органического генеза», а также «дети с трудностями в обучении». Укажите клинико-психологические критерии данного состояния (астеноневротический синдром, синдром гармонического инфантилизма, церебрастенический синдром и др.).

В психолого-медицинской литературе используются также другие наименования для обозначения рассматриваемой категории детей: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н.А. Менчинская,
З.И. Калмыкова, У.В. Ульенкова), нервные дети, нервно-ослабленные дети (А.И. Захаров). Выпишите критерии, исходя из которых выделяются названные группы.

Определите критерии отбора детей с ЗПР. Они разработаны на основе комплексного подхода ведущими отечественными клиницистами, физиологами и психологами (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Т.В. Егорова,
В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова, Е.М. Мастюкова,
Е.А. Стреблева, М.Н. Фишман и др.).

Рекомендуемая литература: [2, 8, 9, 10, 16, 17, 18].

Лекция 3. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ

План лекции

3.1. Определение школьной дезадаптации.

3.2. Причины школьной дезадаптации.

3.3. Проявления школьной дезадаптации. Задачи психологов и педагогов, работающих с детьми группы риска.

Ключевые понятия: школьная дезадаптация, минимальная мозговая дисфункция, гиперактивность, стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, неврозы, страхи, депрессия, неврастения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: