История педагогических идей и воспитательных практик

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием «воспитание», с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей.

Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников.

В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей.

На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея. Уже в трудах древнегреческих философов - Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. содержалось немало глубоких мыслей о воспитании. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманистВиттарино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивсс (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536), французский философ Мишель Монтснь (1533-1592). Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям. Педагогика вплоть до начала 17 века продолжала оставаться частью философии.

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Вслед за Каменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена Джона Локка, Генриха Песталоцци, Жан-Жака Руссо. Джон Локк отрицал наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а приспосабливаться к детским склонностям и интересам («теория свободного воспитания» и педоцентризм).

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов. В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

В среде простых людей также складывались свои представления о воспитании. В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди по-своему высказывали свое отношение к характеру воспитания. Совокупность этих идей привела к формированию педагогики, которая получила название народной. Эта педагогика выше всего ценила такие качества, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми., •..

/. 2. Место педагогики а системе наук о человеке. Предмет и основные задачи педагогики.

Педагогика развивается, укрепляя свои связи (и одновременно усиливая свою самостоятельность) с философией, социологией, этикой, психологией, физиологией человека, медициной, этнографией и другими отраслями знаний. Например, философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Идеи других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при решении вопросов мотивирования познавательной деятельности, методики проведения урока и др. Физиологические идеи об условнорефлекторной деятельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков, привычек. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее влияния на эти науки.

Каждая отрасль человеческого знания выделялась в особую науку только тогда, когда более или менее четко определяется только ей присущий предмет исследования. В качестве предмета педагогики было принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни. Но по мере развития педагогики все более и более становились ясными некоторая упрощенность и неточность подобного определения.

Более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Основные задачи педагогики.

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования
личности в условиях специально организованного воспитания,

2. Определение целей воспитания.

3. Разработка содержания воспитания.

4. Исследование методов воспитания.

/. 3. Основные методологические принципы и методы педагогики.

Методологические принципы - это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими из этих принципов являются следующие.

Воспитание носит социально детерминированный характер, т.е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни.

Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе». под влиянием общественной среды. Этот принцип повышает роль специально организованного воспитания в формировании личности. Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию (поэтому необходимо искать способы стимулирования этой активности).

Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств.

Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.

Изучение закономерностей формирования личности осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся:

V педагогическое наблюдение (систематизированный сбор фактов, позволяющий выдвинуть предположения, требующие проверки с помощью других методов):

V исследовательская беседа (выяснение отношения как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам); V изучение школьной документации и продуктов деятельности

учащихся;

V педагогический эксперимент; V социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг,

метод экспертных оценок); V методы математической статистики; V теоретический анализ педагогических идей.

1.4. Педагогическая деятельность как социальное созидание личности. Современные педагогические технологии.

Педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное и интеллектуальное развитие. Педагогическая деятельность соединяет в себе две плоскости - ценностную и когнитивную. При этом вторая рассматривается также в двух планах: общскультурные знания и предметно-профессиональные. Педагогическая деятельность по своему характер}' - это также преобразующая, созидательная деятельность, предполагающая не только изменение и развитие учащихся, но и. прежде всего. самошмененис, саморазвитие. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что педагог живет до тех пор. пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Главная цель педагогической деятельности - создание условий, в которых личностное развитие осуществлялось бы наиболее эффективно.

В педагогике отражаются характерные изменения, которые происходят в обществе. В конце 20 века произошла технологическая революция, переход от машин к системам деятельности. Под термином «педагогические технологии» понимается техника учебно-воспитательного процесса.

V Проблемное обучение - активная технология обучения, в основе которой лежит решение какой-либо задачи, проблемы. В проблемном обучении в отличие от «традиционного» иная система мотивации, акцент делается на интеллектуальном побуждении. Четыре уровня проблемности в обучении: а) преподаватель сам ставит проблему и сам решает при активном слушании и обсуждении учащиеся (проблемное изложение); б) преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством преподавателя решают ее (частично-поисковый метод); в) учащийся ставит проблему, преподаватель помогает ее решить; г) учащийся сам ставит проблему и сам решает ее (последние два уровня - исследовательский метод). V Модульное обучение. Модуль - это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. В модуле все измеряется, и все оценивается: задание, работа, посещаемость занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащихся. После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель дает учащимся необходимые рекомендации. Важно, чтобы каждый модуль давал совершенно определенную порцию знаний, формировал необходимые умения и развивал тем самым способности учащихся. По количеству баллов учащийся сам может судить о степени своей продвинутости.

V Вальдорфская педагогика. Рудольф Штейнер - автор ее идеологии. Вальдорфскую педагогику относят к типу так называемых свободных школ. Ее суть: развитие способности человека чувствовать окружающий мир, т.е. воспитание чувств, формирование художественного вкуса, умений творчески созидать на основе знания природы. При этом главное в данной системе - человек, его возможности и потребности. Поэтому валъдорфская школа не является школой мировоззрения. С 1 -го по 8-й класс все занятия ведет один учитель, нет жесткого учебного плана, не ставятся отметки, используются содержательные оценочные характеристики. Эстетическое воспитание пронизывает все предметы, даже преподавание предметов естественно-математического цикла ведется классным учителем не традиционно, а на образно-эстетической основе. V Суггестивное обучение. Болгарский врач-психиатр, з^ченый Георгий Лозанов предложил в 70-х годах 20 в. своеобразную технологию обучения на основе общей релаксации обучаемого. Его технология очень гуманна. Она строится на следующих принципам никакой зубрежки; учебный процесс без утомления; в основе обучения лежит интерес; обучать укрупненными единицами. Эксперименты Лозанова показали, что каждый способен запоминать в десятки, чуть ли не в сотни раз больше: за один час почти столько, сколько обычно за год. Если, например, средний ученик на уроке иностранного языка запоминает примерно 10 незнакомых ему слов, то у Лозанова за один урок ученик выучивал до 200 слов. Лозановская технология обучения основывается на использовании двух закономерностей человеческой памяти. Первая: запоминается все, что попадает в человеческое сознание: люди, слова, события, но в активном состоянии остается только то, что важно человек)7, интересно или нужно, что его волнует и связано с какими-то переживаниями; вторая закономерность связана со своеобразным механизмом, напоминающем ворота: интересно - ворота приоткрыты, очень интересно - ворота широко распахнуты, неинтересно - закрыты. Однако слабость лозановского обучения в том, что полученные за короткий промежуток времени обширные знания быстро улетучиваются, если не находят постоянного применения.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Когда и в связи с чем возникла педагогика как общественная практика?

2. Почему в эпоху средневековья педагогические идеи не получили должного
развития?

3. Когда и благодаря кому педагогика получила статус самостоятельной науки'.'

4. Охарактеризуйте основные педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локка.

5. В чем состоит предмет педагогики?

6. Какие задачи решает педагогика?

7. Что такое воспитание в широком и в узком смысле слова?

8. Как взаимосвязаны воспитание и обучение?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Проанализируйте историю развития психологии и историю развития
педагогики. Что общего у этих двух процессов и в чем отличия?

2. Чем предмет педагогики отличается от предмета психологии? В чем они
совпадают?

3. Существует ли взаимодействие между психологией и педагогикой? Чем
одна дисциплина оказывается полезной для другой?

4. Какова сфера применения педагогических знаний в различных областях
жиэди?

5. Почему невоспитанною человека труднее обучать?

6. Некоторые авторы отмечают, что для современной молодежи свойственно
отставание ее культуры от образованности, эмоциональная бедность.
Каково ваше мнение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: