Элементы | Назначение | Целевые действия | Приемы и средства |
ВСТУПЛЕНИЕ | |||
Зачин | Подготовить аудиторию к восприятию | Завладеть вниманием, возбудить интерес, заставить слушать, вызвать доверие. | Обратиться к аудитории, поприветствовать всех присутствующих, сообщить что-нибудь удивительное, факт, историю. |
Завязка мысли | Поставить проблему | Показать актуальность темы, выявить противоречие, объяснить тезис, заинтересовать новым материалом. Назвать объект, предмет, цель, задачи. | Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, драма идей и людей, контрастное положение. |
Изложение | Довести план до аудитории | Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателей. | Обращение к интересам, потребностям людей, краткое описание, ссылки на литературные источники, документы. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
1-й вопрос | Представить предмет | Раскрыть основное понятие, показать структуру (элементы и связи). Проанализировать используемую литературу. Выявить существенные характеристики исследуемого феномена. | Определение (дефиниция), деление понятия, трактовка, опорная схема, сигнал, образ, картина. Назвать первые исследовательские задачи, механизмы их решения и выводы. |
2-й вопрос | Довести сущность до понимания | Выдвинуть тезис и обосновать новое задание, дать оценку элементов речи, опровергнуть антитезис. | Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы, факты, приемы критического анализа. |
3-й вопрос | Дать установку на деятельность | Связать теорию с жизнью (практикой), предложить решения | Данные экспериментов, показательные примеры. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Напоминание | Закрепить мысль | Напомнить основной тезис (цель исследования), дать понять, что мысль доказана, Усилить впечатление. | Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, факт, афоризм, мудрое изречение, представление непротиворечивости выводов. |
Обобщение | Убедиться, что цель достигнута | Подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли | Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата |
Пожелание | Направить деятельность аудитории | Поставить задачи, мобилизовать, призвать к решению | Перспективы дальнейшего исследования |
Источник: Тяглова Е.В. Методика апробации исследовательской деятельности…// Исследовательская работа …2006. №1. С.128-135.
Есть некоторые правила, которые будут полезны при подготовке к выступлению:
* писать текст выступления следует короткими фразами, избегая причастных и деепричастных оборотов,
* факты излагать последовательно и логично: от простых и известных к сложным и неизвестным,
* сама речь должна быть сжатой, живой, образной, а некоторая эмоциональность украсит выступление, т.к. она передается аудитории,
* после написания текста выступления, его надо прочесть вслух,
* особенно тщательно продумывается вступление и заключение: во вступлении следует овладеть вниманием аудитории, а в заключении - убедить ее. Вступление должно быть простым, доступным, понятным, интересным,
* жест должен быть выразительным. Сильная жестикуляция или неестественная скованность производит неприятное впечатление. Мимика оживляет доклад,
* произносить речь с убеждением и интонационной выразительностью (то поднимая голос, то понижая его), уверенно и спокойно, в меру громко, соблюдая паузы и обращаясь к слушателям,
· сопровождать доклад презентацией (слайдами), таблицами.