double arrow

Исторические системы римского права

Для понимания и изучения источников римского права необходимо охарактеризовать отдельные системы, которые складывались не одновременно, а последовательно, одна за другой.

1. Цивильное право. Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнего племени квиритов. Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quintium – собственность по квиритскому праву).

Эта система права позже получила название цивильного права (ius civite).

В законодательство римского права цивильное право вошло как наиболее древняя его часть Нормы цивильного права применялись только для римских граждан, а основным источником были Законы XII таблиц.

2. Преторское право (ius pretorium) - эта система была вызвана к жизни развитием экономики, укреплением рабовладельческого строя, сосредоточением в руках верхушки рабовладельческого строя торгового и ростовщического капитала. Все это отражалось в классовой борьбе, и старые постановления цивильного права оказались недостаточными, их необходимо было исправлять и даже пополнять. Эта работа легла на судебных магистратов – главным образом – преторов. В результате работы преторов получился ряд институтов, разработанных преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты.

3.Право народов(ius gentium). Цивильное право противопоставляется не только преторскому праву, но и еще одной системе- праву народов. Дело в том, что цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в число римских граждан свободные люди не пользовались никакой защитой, их считали врагами (hostes), они могли быть уничтожены или обращены в рабство. С развитием производства и процесса обмена стало необходимым признать отдельные права и за не-римлянами, на этой почве и сложилась система права народов.

Ius gentium становится синонимом универсального права, так как оно было свободно от традиций старины, применяется ко всем участникам торгового оборота, а не только к римским гражданам. Его нормы применялись римским претором в Риме, поэтому оно осталось римским правом.

Сближение систем. Постепенно цивильное право и право народов стали сближаться – этому способствовали собственный интерес господствующего класса в развитии и укреплении гражданского и торгового оборота, а также предоставление перегринам прав римского гражданства. Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отразилось влияние права народов. Наоборот, к праву народов римские юристы отнесли такие исконные институты, как рабство, право военной добычи, область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от торжественных обрядов и формальностей. Влияние этих двух систем было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом и одновременно шел процесс включения и совершенствования старых цивильных норм в право народов.

К важным элементам системы римского права следует отнести также принцип справедливости и естественное паво.

4. Справедливость- Aequitas. По праву природы все люди являются равными- с этой точки зрения право народов противопоставлялось не цивильному праву, а праву естественному. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости, закрывая глаза на такое вопиющее неравенство как рабство, жестокая эксплуатация, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области прав и перед законом. В области частного права принцип справедливости долго понимался эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. Считалось несправедливым, чтобы кто-нибудь путем обмана извлекал выгоду; противоположность обману составляла добрая совесть – bona fides. Принцип справедливости находил широкое применение в преторском праве.

5.В эпоху республики возникло представление о естественном праве –ius nature. Цицерон первый определил его как требование морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям.

Частное и публичное право.

Частное право противопоставляется публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулируется ограниченной деятельностью государства. Оно представляет собой простор автономии отдельных лиц, то есть глав семейств, товаропроизводителей, других частных лиц, представителей класса рабовладельцев.

В Законе XII таблиц говорится: когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но это право имеет пределы, ограничивается государством, публичным правом. Нормы публичного права охраняются государством и не могут быть изменены по воле отдельных частных лиц. Папиниан говорил: публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц.

Частное и публичное право различались и по методам регулирования общественных отношений. Для публичного права был характерен принцип: нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц (ius publicum privatorum pactis potest)- такие нормы сейчас называются императивными, повелительными. Они встречаются и в области частного права – например, институт опеки в римском праве относился к частному праву, но отчуждение опекуном имущества опекаемого регулировалось императивными нормами. Преобладали же в этой области права управомочивающие нормы, например, в Законах XII таблиц содержалась норма, предоставлявшая сторонам, заключившим договор займа, самим решать условия договора: «как они договорятся, так пусть и будет». Но были и такие нормы, которые применялись лишь в тех случаях, когда стороны не реализовывали предоставленные им управомочивающие нормы – такие норм можно назвать восполнительными, условно- обязательными, диспозитивными.

Так как Рим был рабовладельческим государством, то основным принципом частного права являлось закрепление власти рабовладельцев и бесправие рабов. Но не все свободные граждане являлись субъектами частного права: первоначально таковыми не были иноземцы, и только в процессе развития товарообмена расширялся круг субъектов частного права. Сфера действия частного права была весьма широка, так, например, кража рассматривалась как частное правонарушение. Следует отметить два правовых института римского частного права:

1- институт неограниченной частной собственности, выразившийся в закреплении права рабовладельцев на землю, на полную эксплуатацию рабов, в предоставлении купцам возможности полностью распоряжаться товарами;

институт договора – подробная разработка типовых договоров, формулирование прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договор.

К институтам Римского частного права относится и судебная защита прав, что послужило значительному развитию частного права. Претор (и иные магистраты) в порядке осуществления высшей административной власти определяли, какие притязания получают защиту со стороны государства, в каких случаях дается иск, не опираясь на то, регулируется это законом, или нет: Я дам иск - вот основное правило при решении претором частноправовых споров. Но преторские эдикты давали лишь общие указания, а конкретной их разработкой занимались римские юристы. При этом действовали два основных правила:

1.консерватизм - подчеркнутое уважение к постановлениям закона, привилам эдикта, мнениям авторитетных юристов, иногда даже с натяжкой при толковании сложившейся нормы, в знак устойчивости права;

2- прогрессивность - в случае пробела в праве наряду со старым правом вырабатывались нормы путем вносимых претором дополнений важного эдикта или путем формирования новых норм. Так, наряду с цивильной собственностью была создана бонитарная, или преторская собственность, наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования. Это приводило к постоянному развитию частного права.

К публичному праву относят (Ульпиан) вопросы религиозного культа (Sacra), правовое положение жрецов –sacerdotes; правовое положение магистратов –magistratus.

Предметом римского частного права является изучение правового положения субъектов права (частных лиц) и способов их защиты как в области вещного, обязательственного права, брачно-семейных и наследственных отношений, изучение соответствующих институтов на историческом и логическом развитии. Римское право основано на формально-логических конструкциях и изложено на латыни. Латынь и логика- мать и отец римского права, в его основе – здравый смысл и принцип справедливости. Основной метод – дедуктивный, то есть общие принципы и правила права применяются к казусам, конкретным случаям из практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: