Задание по психологии

Петрушина Н. В.

ПРАКТИКА В ШКОЛЕ:

Методическое пособие

Челябинск

Уральская Академия

Содержание задания и указания
к его выполнению

Главной целью выполнения задания по психологии является обучение будущего специалиста по физической культуре пристальному вниманию к личности обучающегося, обобщению своих знаний по дисциплине «Педагогика-психология».

Задание состоит из трех логически взаимосвязанных частей: дневника наблюдений за школьником, проведение предлагаемых методик и психолого-педагогической характеристики.

Дневник наблюдений и психолого-педагогическая характеристика тесно взаимосвязаны между собой. Главная цель выполнения этих заданий является обучение будущего специалиста в области физической культуры умению обобщать полученные знания в психолого-педагогическую характеристику воспитанника, где будет представлен его статус (физические, психические, социальные проявления, индивидуальные особенности), что является необходимым условием для познания школьника.

Изучение индивидуально-психологических особенностей школьника и составление психолого-педагогической характеристики предполагает знание студентом основных психологических закономерностей формирования личности школьника. Характеристика является показателем овладения студентом теоретическим и практическим курсом возрастной психологии.

Характеристика пишется по предлагаемой схеме (на выбор), носит цельный законченный характер и не составляется в форме ответов на пункты схемы. Между разделами характеристики должна соблюдаться логическая связь.

Психолого-педагогическая характеристика должна соответствовать одному из предлагаемых вариантов. Ее подписывает практикант, методист бригады и воспитатель после чего она прикрепляется к дневнику наблюдений по психологии.

Особое внимание при написании характеристики нужно обратить на последний раздел, в котором должны быть суммированы все данные об ученике уже с точки зрения рекомендаций по дальнейшей работе с ним. Содержание этого раздела является показателем психолого-педагогической грамотности студента в индивидуальной воспитательной работе с ребенком.

Задание по психологии должно быть сдано преподавателю по психологии на следующий день после окончания практики.

Раскрывая ту или иную особенность личности или психического процесса, следует давать завершенное ее описание. Для этого необходимо использовать результаты наблюдения, бесед, анализ продуктов деятельности и события из биографии ученика. Наличие фактического материала и аргументация полученной информации – обязательное условие характеристики.

Форма дневника:

Дневник наблюдений за школьником

Дата Место наблюдения Предмет наблюдения (психический процесс, свойство личности и т.д.) Выявленные особенности
         

При составлении «Дневника наблюдений» и подготовке к написанию характеристики рекомендуется использовать следующие методы изучения.

1 Метод наблюдения. Этот метод является основным в будущей работе педагога-воспитателя, для овладения которым педагог должен приложить много усилий, т. к. данный метод является самым сложным (несмотря на кажущуюся простоту) из всех предлагаемых методов. Сущность метода состоит в том, чтобы, наблюдая за внешней стороной поведения учащихся, проникнуть во внутренний мир личности ученика. Главное условие успешного наблюдения – правильное истолкование психологического значения внешних проявлений поведения. Для достижения этого умения необходимо на первых порах постоянно сопоставлять свои наблюдения с данными, полученными из других источников, другими методами.

2 Метод беседы и интервью. Этот метод понятен и доступен каждому во многом без дополнительного обучения. Метод дает возможность получить некоторые данные об интересах и склонностях учащегося, мотивах его деятельности. Записывать полученные сведения необходимо сразу после беседы, но в отсутствие ученика.

3 Метод анкетирования. Может быть использован для получения данных об интересах, убеждениях, идеалах учеников, сведений об особенностях их темперамента и характера.

4 Метод анализа продуктов деятельности. Метод позволяет получить дополнительные данные о личности ученика. При этом проводится анализ результатов деятельности учащегося: сочинения, изложения, рисунки, различные поделки и т. д. При этом выделяют не только прямую информацию, содержащуюся в самих результатах, но и в том, как старательно и аккуратно выполнена работа, насколько логично изложение, насколько работа доводится до конца и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: