Структура психолого-педагогической характеристики личности

Самостоятельная творческая работа должна быть выполнена в рукописном или машинописном виде в формате А–4, объем характеристики – до 5 страниц.

В данных методических пособии приведена развернутая схема психолого-педагогической характеристики личности студента.

Психолого-педагогическая характеристика личности:

(предметом характеристики являетесь вы сами, поэтому описывайте себя в третьем лице, используйте объективные результаты психодиагностики и самоанализа. Отвечайте на вопросы, находите причинно-следственные связи психических явлений, рефлексируйте!)

1) Общие сведения:

Ø фамилия, имя, отечество, национальность, место и год рождения. Краткие сведения о родителях и близких родственниках. Основные направления влияния семьи, школы, вуза, производства на формирование личности;

Ø род занятий до поступления в вуз. Кто повлиял на выбор данного университета и специальности. Общее физическое развитие, увлечения и т.д.;

Ø семейное положение, отношение к родственникам и близким.

2. Познавательные психические процессы:

Ø Внимание: психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

6. Рассеянность и внимательность.

(Корректурная проба «Тест Бурдона» Методика «Таблицы Шульте», «Узнавание фигур»).

Ø Ощущение и восприятие:

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

К свойствам восприятия относят:

1. Константность – постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто неизменное.

2. Предметность – приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.

3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность – одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.

5. Осмысленность – восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением.

6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.

( Методика «Таблицы Шульте», методика «Ведущая модальность» «Узнавание фигур»).

Ø Память - когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта (методика «10 слов» А.Р. Лурия, «Пиктограмма», Методика «Таблицы Шульте», «Узнавание фигур»).

Ø Мышление – это высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. К основным видам мышления относят: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (методика «Сложные аналогии», «Простые аналогии», «Пиктограмма», проективная методика «Символ жизненного успеха»).

Вывод.

3. Направленность личности студента - сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений.

Ø Какие превалируют потребности: духовные или материальные?

Ø Особенности убеждений, идеалов, склонностей и интересов? (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.)

Ø Цели: (близкие, далекие, перспективные);

Ø Мотивы: Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Мотивы поступления и обучения в ВУЗе (методика «Мотивы обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной»).

Ø Интересы: это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (Опросник ДДО А.Е. Климова).

Ø Профессиональная направленность личности (методика «Уровень профессиональной направленности Т.Д. Дубовицкой», проективная методика «Символ жизненного успеха»).

Ø Эмоциональная направленности личности (анкета ЭНЛ Б.И. Додонова).

Вывод.

4. Характеристика психических свойств личности:

Ø Тип темперамента (опросника Г. Шмишека, опросник Г. Айзенка);

Ø Тип характера (опросника Г. Шмишека, геометрический тест).

Как соотносится темперамент и характер: черты темперамента усиливаются в характере или наоборот? Возможные причины;

Ø Способности: свойства личности, определяющие успешность выполнения той или иной деятельности, общие и специальные;

Ø Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других (тесты на диагностику уровня интеллекта (IQ): Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стэнфорд - Бине).

Ø Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Ø Способность к рефлексии, самоанализу (рефлексивность) (опросник «Рефлексивность» А.В. Карпова).

Ø Способность к прогнозированию (методика «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуша).

Вывод.

5. Социально-психологические качества личности:

Ø Особенности поведения в студенческой группе: групповой статус личности: лидер, аутсайдер, эмоциональный лидер, конформист и т.д. (методика «Социометрия»).

Ø Перечислите какими профессионально важными качества (ПВК) должен обладать специалист-инженер вашей специализации; обладаете ли Вы этими качествами?

Ø Основные установки в общении (методика «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну»).

Ø Ценностные ориентации (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»).

Ø Анализ поведения в экстремальных ситуациях: какие копинг-стратиегии вы используете в экстремальной ситуации? (Методика «Индикатор копинг-стратегий»).

Вывод.

6. Выводы и рекомендации по самовоспитанию:

Для обобщения всех выше изложенных характеристик, нарисуйте свое «Колесо жизни», каждая спица которого отражает сферу вашей жизни: духовную, интеллектуальную, эмоциональную, физическую, социальную, профессиональную, экологическую, психологическую.

Оцените каждую из сфер от 0 до 10 баллов и соедините точки окружности.

Каждая из спиц обеспечивает равновесие нашего колеса, каждая требует нашего внимания, необходимо развивать наши спицы равномерно для того, чтоб прожить жизнь гармонично.

- Получился ли круг?

- Какие сферы жизнедеятельности необходимо улучшить?

- Каким образом это можно сделать?

- Что дало Вам написание психолого-педагогической характеристики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: