Служба конвоирования на современном этапе развития

Указом Президента Российской Федерации № 1116 с 1 января 1999 года функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, возложены на специальные подразделения по конвоированию УИС.

Неожиданностью это ни для кого не стало. На уровне министерств юстиции и внутренних дел и соответствующих главков проработка этого вопроса шла уже полным ходом. Однако времени для его практического осуществления (3 месяца) было крайне мало.

Вспомним прием функций охраны исправительных учреждений от внутренних войск. Процесс этот длился более двух лет, шел он поэтапно, начался с лучших подразделений, наиболее укомплектованных. Появлялся опыт практического выполнения задач, постоянно нарабатывалась нормативная база, готовились и направлялись на места рекомендации, учебные пособия.

Опыт этот не прошел даром, он во многом был использован в процессе подготовки к приему конвоирования. Однако специфика выполнения задач по плановому конвоированию не давала возможности разбивать прием этой функции на этапы или на части. Необходимо было решить поставленную задачу сразу и целиком, так как огромный работающий механизм, действующий на территории всей России, ни в коем случае не допускал его остановки.

Выработанные руководством министерств и главков совместные решения немедленно доводились до воинских частей и территориальных органов УИС. Организовывалась как проверка их выполнения, так и оказание помощи офицерами на местах.

И уже в октябре, не дожидаясь выделения численности на осуществление новой функции, за вакансий других управлений главка, создается управление конвоирования и спецперевозок. Были проанализированы и подготовлены расчет объемам задач, объемам службы по каждому создаваемому подразделению, разработаны типовые оргштатные структуры подразделений, определены, механизм управления и потребности в финансовых средствах. Разработаны нормы обеспечения для вновь создаваемых подразделений по всем видам довольствия.

Своевременно было подготовлено решение об издании совместного приказа двух министерств. Он и определил порядок и условия приема материальных средств, техники и вооружения, мест размещения подразделений, порядок перехода офицеров и контрактников.

Одно из важнейших условий соблюдения непрерывности выполнения задач конвоирования по плановым маршрутам - это наличие подготовленных кадров. На местах данная проблема решалась, прежде всего, путем подбора, изучения личного состава во внутренних войсках. Одновременно подбирались, проходя обучение и стажировку, кадры из УИС, которые в последующем влились в созданные подразделения.

В большинстве регионов процесс переходе осуществлялся целенаправленно, без осложнений чему способствовало налаженное тесное взаимодействие с внутренними войсками.

Но, к сожалению, в ряде регионов со стороны отдельных руководителей внимания этому вопросу уделялось мало.

Долго длился процесс определения мест дислокации подразделений конвоирования в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Нижнем Новгороде. Помещения, оставленные внутренними войсками, находились в неудовлетворительном состоянии в Архангельске, Москве, Тюмени. Основное количество переданных автомобилей выработало ресурс эксплуатации.

Много проблем возникало и при переводе офицеров из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему, но благодаря взаимопониманию офицеров кадровых аппаратов Главкомата внутренних войск и ГУФСИН они разрешились.

Прием функций конвоирования осуществлялся в 42 регионах Российской Федерации. Принято конвоирование спецконтингента по 154 плановым железнодорожным, 15 воздушным, 3 водным маршрутам, встречное конвоирование на 64 обменных пунктах.

По завершении приема функций конвоирования территориальными органами УИС ФСИН России было сформировано 30 управлений и 54 отдела по конвоированию, на которые возложены следующие задачи:

конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным маршрутам;

особое и сквозное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по указанным маршрутам;

встречное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, на обменные пункты и обратно;

розыск лиц, бежавших из-под охраны караулов.

Управлением конвоирования и спецперевозок в первом полугодии текущего года проделана определенная работа по вопросам организации службы конвоирования. Одним из главных направлений деятельности являлась разработка законодательной и нормативной базы. Были подготовлены: постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами УИС Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" от 5 апреля 1999 года № 366, проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил определения перечня плановых маршрутов, по которым осуществляется конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями по конвоированию УИС Минюста России"; совместные приказы Минюста России и МВД России, в том числе об утверждении "Свода движения специальных вагонов типа "СТ" по железным дорогам Российской Федерации"; разработаны и утверждены положения об управлении конвоирования и спецперевозок главка, об отделах управления и должностные инструкции сотрудников; положение об управлениях (отделах) конвоирования территориальных органов УИС; проект инструкции по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу.

В управления ГУФСИН России направлено более 80 различного рода предложений, расчетов, касающихся организации и обеспечения службы подразделений по конвоированию. Среди них можно выделить основные:

расчет потребности бюджетных ассигнований на содержание подразделений по конвоированию территориальных органов УИС;

предложения по вопросу обеспечения жизнедеятельности УИС в условиях недофинансирования;

предложения по нормам положенности автомобильной техники подразделений по конвоированию;

предложения в методику оценки деятельности территориальных органов УИС по вопросам состояния конвоирования;

предложения в проект федерального закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";

письмо за подписью министра юстиции Российской Федерации в адрес министра внутренних дел Российской Федерации о передаче задач, возложенных на органы специальных перевозок МВД России по вопросам конвоирования, в ведение ГУФСИН России;

письмо в Правительство Российской Федерации "О выделении денежных средств на конвоирование";

предложения по обеспечению личного состава форменным обмундированием, по сокращению расходов, связанных с конвоированием осужденных, о направлении денежных средств на оплату аренды спецвагонов.

Были пересмотрены штаты управлений (отделов) конвоирования территориальных органов УИС. Приказом № 4 от 12 января 1999 года утверждено положение "об отделении оперативного контроля спецперевозок при ГУИН Минюста России". В территориальные органы за квартал направлено около 50 указаний и распоряжений. Основными из них; являются: временные нормы контроля за организацией службы караулов; единая форма отчетности по службе конвоирования; о продовольственном и финансовом обеспечении сотрудников УИС; об оказании помощи вновь созданным подразделениям по конвоированию.

Оказана помощь подразделениям по конвоированию ФСИН по Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области по обеспечению их специальным автотранспортом.

В соответствии с приказом ГУИН МВД России № 109 от 31 декабря 1997 года сотрудники управления закреплены за регионами. За полугодие в территориальных органах УИС они отработали 118 суток.

Несмотря на трудности с финансированием, сложности с обеспечением спецвагонами и автотранспортом (при потребности 210 спецвагонов и 668 спецавтомобилей в наличии в управлениях (отделах) по конвоированию имеется соответственно 187 спецвагонов (89%) и 461 спецавтомобиль (69%)), руководством территориальных органов УИС проведена большая работа по оказанию помощи вновь созданным подразделениям по конвоированию по вопросам их комплектования личным составом, его обеспечению всем необходимым, обучению и бытоустройству.

Управлениями (отделами) по конвоированию за второе полугодие 1998 года выполнен большой объем служебных задач: было назначено 3412 караулов по конвоированию, которыми перевезено 1,2 млн. осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Лучше всего задачи по конвоированию решались в ГУФСИН, ФСИН Приморского края, Астраханской, Владимирской, Брянской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Саратовской, Челябинской областей и ряда других регионов.

За первое полугодие 1999 года 79 процентов управлений (отделов) по конвоированию при выполнении задач не допустили побегов осужденных из под охраны, их необоснованных провозов и отказов в их приеме, преступлений и происшествий со стороны личного состава. С лучшей стороны проявили себя два плановых железнодорожных караула Екатеринбург - Красноярск и Вологда - Никель, назначенные от ГУФСИН по Свердловской и ФСИН по Вологодской областям, личный состав которых умелыми и решительными действиями в период осуществления высадки спецконтингента на обменном пункте пресек попытки побега осужденных. Вместе с тем в первом полугодии 1999 года в ряде управлений (отделов) по конвоированию в результате плохой организаторской работы, низкого качества контроля за служебной деятельностью подразделений и караулов по конвоированию, слабой воспитательной работы с личным составом были допущены попытки побегов осужденных из-под охраны караулов по конвоированию, преступления, происшествия со стороны личного состава как на службе так и во вне служебное время.

Большинство недостатков, выявленных при проверке караулов, к сожалению, повторяется. Это свидетельствует о том, что должностные лица территориальных органов УИС смирились с недочетами в работе, результаты службы не анализируют, лиц, убывающих для проверки службы караулов по конвоированию не инструктируют, доклады по их возвращению не заслушивают и решений по ним не принимают.

Проверки караулов выявили следующие характерные изъяны: в караулы назначались сотрудники, не прошедшие сборовую подготовку; им выдавались непереработанные планы охраны; инструктивные занятия проводились без отработки практических навыков, не привлекались сотрудники оперативных аппаратов, тыловых служб. С сотрудниками, убывающими на службу, не проводились практические стрельбы.

В некоторых управлениях (отделах) по конвоированию не до конца еще решен вопрос по комплектованию подразделений личным составом. Процент их укомплектованности в сравнении с первым кварталом текущего года увеличился с 55 до 94%. Однако в некоторых управлениях (отделах) по конвоированию он составляет менее 50-60% (Саха (Якутия), Иркутск, Сахалин, Санкт-Петербург, Краснодар, Пермь, Тюмень, Хабаровск), что вызывает увеличение служебной нагрузки на личный состав и является одной из причин допускаемых нарушений.

Для устранения этих и других имеющихся недостатков необходимо приложить максимум усилий, добиться неукоснительного соблюдения требований, предъявляемых к организации служебной деятельности подразделений по конвоированию, подготовке личного состава к службе и контролю за ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: