Материально-технические особенности и проблемы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы

Кратко остановимся на основных актах нормативно-правовой регламентации материально-технического обеспечения охраны и конвоирования осужденных к лишению свободы.

"1) Когда осужденные направляются в место их заключения или переводятся из одного места заключения в другое, их следует в максимальной степени укрывать от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки.

2) Перевозка осужденных в условиях недостаточной вентиляции или освещения, или же в любых других физически излишне тяжелых условиях подлежит запрещению.

3) Осужденные переводятся за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях"[35].

Приведенная цитата из нормативного акта международного права, к сожалению, не всегда соблюдается в условиях российской действительности. И часто причиной тому служат финансовые и иные материальны затруднения, испытываемые в настоящее время уголовно-исполнительной системой России. По сообщениям бывших осужденных можно сделать вывод, что условия этапирования не соответствуют требованиям МСП. При этом нарушаются не только международные стандарты, но и российское законодательство, положения которого соответствуют МСП (ст.73 УИК РФ "Места отбывания лишения свободы"). Статья оговаривает принципы распределения осужденных по исправительным учреждениям, а статья 76 УИК РФ "Перемещение осужденных к местам лишения свободы" регламентирует порядок и условия перемещения.

Нарушения требований МСП в части перемещения осужденных в значительной мере вызваны отсутствием необходимых экономических возможностей и, как следствие не хватает средств на перевозку, питание, существует недостаток спецмашин. В соответствии со статьей 73 (п.1) УИК РФ "осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". Введение в действие этого положения позволяет уменьшить влияние обозначенных факторов, поскольку расстояния, на которые перемещаются осужденные, сокращаются[36].

Применение этого положения также означает, что длительность этапа для большинства осужденных заметно сократилась, но его условия не изменились. Характерно, что в представлении осужденных сокращение времени пути искупает тяжелые условия перевозки - осужденные считают их "терпимыми".

При этом российское законодательство позволяет "при отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации" (ч.2 ст.73 УИК РФ). Но поскольку колонии зачастую переполнены, женские колонии, колонии строго режима и колонии для отбывающих пожизненное заключение есть далеко не в каждом регионе РФ, значительное число осужденных продолжает этапироваться на большие расстояния (до 1000 км и более).

Условия перевозки при этом не меняются, фактически являясь пыточными[37].

Переполненность следственных изоляторов и недостаточное количество специального транспорта (так, по данным ГУФСИН, "на 1 января 2000 г. для организации и обеспечения перевозок осужденных под стражу, в оперативном использовании УИС находится 190 спецвагонов при норме 211 единиц и 473 специальных автомобиля при норме 735 единиц") [38], приводят к тому, что служба конвоирования превышает лимит загруженности транспорта в два, три и более раз.

Поэтому перевозка осужденных в РФ практически всегда осуществляется в условиях недостаточной вентиляции, освещения и тесноты.

Перечень чрезмерно тяжелых условий перевозки осужденных разнообразен. В докладе по Ростовской области (при этом отметим, что именно из этого региона получены данные о наиболее жестоких условиях конвоирования осужденных) представлена наиболее полная картина всех встречающихся нарушений[39].

Положение МСП, которое предписывает "в максимальной степени укрывать осужденных от посторонних взглядов и принимать все меры для того, чтобы защитить их от оскорблений, проявлений любопытства и любых видов огласки", представлено в соответствующих нормативных правовых актах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), оговаривающих порядок перемещения осужденных в спецавтомобилях и спецвагонах, обустроенных таким образом, что осужденные максимально укрыты от посторонних взглядов. В случае, когда возникает необходимость этапировать заключенного самолетом, это правило не всегда выполняется. Выделение средств на организацию особого рейса руководителями ГУФСИН признается нерациональным: "имеется ряд примеров, когда… даются указания на места о назначении особых караулов для авиационной перевозки одного осужденного по таким длинным маршрутам, как Магадан - Москва - Санкт-Петербург… необходимо всем службам более тщательно планировать организацию перевозок спецконтингента, сквозные и особые караулы должны планироваться только в экстренных случаях, так как их назначение ведет к нерациональному расходованию денежных средств"[40]. Поэтому перевозка осужденных самолетом зачастую осуществляется обычным рейсом.

Последний пункт положения МСП, касающегося перевозки осужденных, рекомендует перевозить осужденных за счет управления, причем их транспорт должен осуществляться в одинаковых для всех условиях. В Российской Федерации этот пункт положения соблюдается неукоснительно. Проблема в том, что условия перемещения осужденных в большинстве случаев противоречат как российскому, так и международному законодательствам[41].

Тем не менее, указанные проблемы материально-технического обеспечения подразделений охраны и конвоирования осужденных государство пытается по возможности решить. Так, в соответствии с ранее упоминавшимся Постановлением Правительства России от 5 апреля 1999 г. указано:

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации - передать в установленном порядке из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему оружие, боеприпасы, специальные средства, транспорт, средства охраны и связи, в том числе стационарно установленные в военных городках и на специальных автомобилях, учебно-материальную базу и иное имущество, а также служебную документацию, необходимые для выполнения функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству путей сообщения Российской Федерации - определить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок и условия предоставления учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу, выделения на железнодорожных станциях оборудованных мест отстоя специальных вагонов, мест посадки в них и высадки из них конвоируемых лиц.

Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральной авиационной службе России - оказывать содействие Министерству юстиции Российской Федерации в предоставлении учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы плавучих средств (судов) и воздушных судов для перевозки осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству государственного имущества Российской Федерации - обеспечить в установленном порядке закрепление за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы находящегося в федеральной собственности имущества внутренних войск, высвобождаемого в связи с прекращением выполнения ими функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета - предусматривать ежегодно выделение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с выполнением учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, осужденных под стражу.

Таким образом, система мер нормативно-правовой регламентации конвоирования осужденных к лишению свободы включает в себя, прежде всего регламентацию кадрового и материально-технического обеспечения рассматриваемых мер. Проблема, как всегда, - в их исполнении, материально-технической и финансовой, а также кадровой необеспеченности системы исполнения наказаний. Недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права.

Необходимо сказать, что, таким образом, обеспечение прав и свобод осужденных к лишению свободы и подвергнутых конвоированию во многом будет зависеть и от общего состояния экономики государства, сильной и независимой власти, уровня общей, профессиональной и правовой культуры населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: