Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Исторический экскурс в историю изучения мотивации человека




Тема 1 История изучения мотивации человека

План лекции:

Исторический экскурс в историю изучения мотивации человека

  1. Потребность человека.
  2. Классификация потребностей.
  3. Мотивация как процесс.
  4. Мотив и его сущность.

Исторический экскурс в историю изучения мотивации человека

Всем известны такие великие ученые, мыслители древности, как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит. Они и многие другие светила древности положили начало для изучения причин активности животных и человека.

Так, Платон отмечал, что потребности, страсти и влечения создают "низшую" или "вожделеющую" душу, которая по своей природе похожа на стадо. Поэтому она требует руководства со стороны "разумной и благородной души".

Аристотель предположил, что стремления человека очень тесно взаимосвязаны с целью, которая проявляется в форме мысли или образа, имеющая либо положительное, либо негативное значение. Также стремления, по мнению Аристотеля, определяются потребностями и чувствами удовольствия или неудовольствия. Функция же потребностей заключается в сообщении, оценке пригодности или непригодности объекта для жизнедеятельности. В результате получаем, что любая эмоция, движение, определяющая движение человека подразумевает под собой природные основания.

Гераклит в своих научных трудах анализировал побудительные силы, потребности и влечения. Он полагал, что потребности определяются условиями жизни (например, купание птиц в золе или пыли). Гераклит также отмечал, что любое желание человека покупается ценою "психеи". Поэтому чем чаще мы будем злоупотреблять различными вожделениями, тем больше будет ослаблять наша "психея". Соблюдая умеренность в удовлетворении потребностей мы способствуем совершенствованию и развитию интеллектуальных способностей человека.

Французские материалисты конца XVIII века обращали внимание на основные источники активности человека.

П. Гольбах считал, что потребности являются движущим фактором нашей воли, умственной активности и страстей. Потребности при помощи мотивов, которые представляют собой реальные или воображаемые предметы, способствуют движению нашего ума, нашей воли, и наших чувств. Потребности также направляют их для активизации различных мер, способствующих поддержанию существования организма. Так как потребности по своей природе беспрерывны, то это приводит к постоянной его активности. П. Гольбах полагал, что зная только одни внешние причины можно объяснить активность человека. Он также отвергал традиционные для того времени представления об активности сознания, волевой, познавательной и эмоциональной деятельности.




Западная психология 20-х годов и последующих за ним годов XX века продемонстрировала всему миру теории мотивации человека. К таким теориям относят научные труды К. Левина (1926 год), Г. Олпорта (1937 год), Г. Мюррей (1938 год), А. Маслоу (1954 год) и других ученых. Так, здесь происходит выделение, наряду с органическими, вторичных, т.е. психогенных потребностей человека, которые возникают в результате воспитания и обучения (научные труды Г. Мюррея).

ХХ век ознаменован тем, что понятие "мотивация" тесно взаимосвязано с понятием "потребности". Стоит заметить, что происходило противопоставление потребностных теорий мотивации теориям мотивации бихевиористов, которые придерживались схемы "стимул-реакция".

Так, Бихевиористы утверждали, что сам термин "мотивация" достаточно общий и ненаучный, что экспериментальная психология изучает потребности, влечения, которые в своей основе имеют физиологическую природу. Бихевиористы же рассматривают мотивацию через схему "стимул – реакция", где раздражитель – это активный источник реакции организма. Они считают, что реактивность организма служит динамическим условием поведения. Стоит заметить, что Бихевиористы отмечали, что организм не всегда реагирует на воздействующий стимул извне. В результате этого был введен фактор (мотивация), который объяснял различия в реактивности. За основу этого фактора был взят физиологический механизм, например, различная чувствительность организма к этому стимулу. Поэтому у бихевиористов, мотивация – состояние, функция которого заключается в уменьшении порога реактивности организма на отдельные виды раздражители. Мотив– это своего рода сенсибилизатор.



Р. Вудвортс является представителем динамической психологии и ярым критиком теории бихевиористов. Он полагал, что ответ на внешнее воздействие – это изменчивый и достаточно сложный процесс, где происходит интегрирование прошлого опыта с внутренними и внешними условиями. Синтез происходит благодаря психической активности, в основе которой находится стремление к цели, т.е. потребности.

Вторая половина ХХ века славится появлением когнитивной теории мотивации. Так, У. Джемс в своих работах выделил несколько типов принятия решения как преднамеренного сознательного мотивационного акта. Он ввел термин "основания" или "мотивы", которые охарактеризовал, как объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему (решению).

Вторая половина ХХ века ознаменовала появления следующих концепций в области мотивации: 1954 год Дж. Роттер, 1955 год Г. Келли, 1955 год Х. Хекхайзен, 1964 год Дж. Аткинсон, 1971 год Д. Макклелланд. Эти концепции объединили в себе следующий признак - признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Представителями когнитивных теорий мотивации были введены новые понятия, как когнитивные факторы, ценности, уровень притязаний, социальные потребности.

Итак, многие зарубежные теории мотивации в своих концепциях во главу угла поставили принятие решения, как процесс, объясняющий поведение человека. Главный недостаток зарубежных теорий мотивации является фокусировка на отдельных составляющих элементов процесса мотивации.





Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 726; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8966 - | 7262 - или читать все...

Читайте также:

  1. A. Игра «Органы чувств человека»
  2. APUD-система организма человека
  3. B K- и r-стратегии популяций. Способы регуляции численности у человека. Механизм современного демографического перехода
  4. B Основные виды негативного воздействия человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы
  5. B Основные этапы эволюции человека
  6. B Парниковый эффект и парниковые газы. Радиационный баланс. Роль человека в современных изменениях климата и деятельность по предотвращению их последствий
  7. B Половой отбор как важный инструмент эволюции у человека и высших животных. Примеры
  8. B Характер роста популяции человека от палеолита до современного периода. Доказательства и объяснения геометрического роста популяции человека
  9. II. 6.4. Основные виды деятельности и их развитие у человека
  10. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов
  11. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими
  12. L-формы микроорганизмов и их роль в патологии человека


 

35.172.195.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.