В лекции 1 были рассмотрены следующие понятия: потребность, нужда, стремление, желание. В изучение мотивации человека особый вклад внесли такие деятели, как Платон, Аристотель, Гераклит, Гольбах, Фрейд, Фромм, Выготский и многие другие.
Контрольные вопросы
- Что говорил Аристотель о стремлениях человека?
- Что понимал под потребностями П. Гольбах?
- Кто впервые ввел термин "потребность"?
- Перечислите основные подходы в рассмотрение мотива.
- Перечислите компоненты мотива.
Литература: основная [1,15,17]; дополнительная [1,2,3,13,14,15,16,17,18,19,20,21]
Тема 2 Эволюция концепций мотивации: международный опыт
План лекции:
- Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Г. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая), теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, теория СВР К. Алдерфера.
- Сущность процессуальных теорий мотивации: теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса, теория Портера-Лоулера
- Теории Х, Y и Z.
- Концепция партисипативного управления
Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Г. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая), теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, теория СВР К. Алдерфера.
Эти теории стараются определить потребности людей, побуждающие их к действию, особенно при определении объемов и содержания работ. Рассмотрим в краткой форме теории и взгляды четырех ученых, работы которых имели наибольшее значение для современных концепций мотивации. Это А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, К. Алдерфер.