В лекции была дана теоретическая база по построению нематериальной системы мотивации, показан практический пример применения, а также раскрыты определения терминам "текучесть персонала", "профилактические меры", "лояльность персонала", "мотивационная среда".
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов
- Дайте определение «текучесть персонала».
- Какие профилактические меры проводят по выявлению дисфункциональной текучести кадров?
- Перечислите проявления форм лояльности персонала.
- Дайте определение мотивационной среды компании.
- Перечислите необходимые условия для реализации мотивационной среды.
Литература: основная [1,15,17]; дополнительная [1,2,3,13,14,15,16,17,18,19,20,21]
Тема 11 Методика построения нематериальной системы мотивации
План лекции:
- Типы мотивации работников
- Интервьюирование, как метод выявления потребностей сотрудников.
- Метод анкетирования при выявлении мотивации персонала.
- Тестирование как один из методов выявления мотивации персонала
- Типы мотивации работников.
Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей. Можно выделить три основных типа мотивации работников:
1 работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
2 работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;
3 работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Из этого следует, что, например, создание рабочих мест с более сложными задачами и большой ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. Руководитель всегда должен иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников: «Инструменталист», «Профессионал», «Патриот», «Хозяин», «Люмпен».