Понятие о предмете психологии

Проблема предмета психологии.

Проблемы психологии

Проблема - это противоречие, ставшее явным.

Выделяются четыре уровня психологических проблем. Это противоречия, которые рождаются в отношениях:

А) между психологией как наукой, с одной стороны, и практикой, в которой наука порождается и используется, - с другой стороны;

Б) между психологией и другими науками;

В) между психикой (душой) как объектом научной психологии и общими условиями для порождения психики и для её познания;

Г) между психологией как наукой и отдельным психологическим исследованием.

А) Проблемы психологии как науки на практике - это, прежде всего, проблемы определения её места и роли в человеческой жизни.

Б) Проблемы специфики психологии как науки - это проблемы определения и учёта её собственного объекта, отличного от объектов других наук.

В) Собственные внутренние проблемы психологии возникают из соотнесения её объекта (психики, или души) с общими условиями, которые порождают этот объект.

1. Из соотнесения психики и других атрибутов её носителя, взятого, прежде всего, как животный организм, вытекают психофизиологические проблемы психологии. Если же учитываются социальные характеристики носителя, то актуальной является социально-психологическая проблематика в её культурологическом аспекте: психика соотносится с личностными особенностями её носителя.

2. Из соотнесения психики и отражаемой действительности, взятой, прежде всего, в её физических (телесных) формах, вытекают психофизические проблемы психологии. Если при этом учитывается социальная природа действительности, то актуальна уже социально-психологическая проблематика в её экологическом аспекте.

3. Из соотнесения психики и деятельности, объединяющей носителя психики с окружающей действительностью, вытекают проблемы деятельности в психологии.

4. Из соотнесения психики как объекта познания и познающего её субъекта-исследователя вытекают методологические проблемы психологии, или проблемы методов психологического познания.

Г) Общие проблемы психологических исследований зарождаются в отношениях между предметом психологии обстоятельствами отдельного исследования.

Понятие о предмете психологии

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.

Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос – «слово, учение». Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникли и оформились принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

В противоположность идеализму м атериалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: