К методам опроса относятся следующие его разновидности:
· анкетирование;
· личностные тесты;
· метод лестницы;
· метод интервью (его относят не только к методу опроса, но и к методу беседы);
· вопросы.
Все эти основные методы опроса позволяют быстро разобраться в интересующей проблеме и легко использовать эти знания в дальнейшем.
При составлении опроса важно, чтобы каждый из вопросов не только позволял характеризовать человека, но был конкретным и отдельным, логичным и понятным, кратким и простым. Нужно следить за тем, чтобы в вопросе не было каких-либо подсказок или указаний на конкретный тип ответа, это позволит избежать шаблонности со стороны ответчика. Язык вопросов теста должен быть общеупотребительным, нейтральным и не содержать экспрессивной окраски. Особое табу действует на вопросы, которые имеют внушающий характер.
В зависимости от характера исследования, психолог может включить в опрос закрытые вопросы с выбором из нескольких пунктов ответа или открытые вопросы, на которые отвечающий должен дать некоторый распространенный ответ. Очевидным недостатком метода опроса в случае с выбором из готовых вариант ответа является вероятность невнимательного, необдуманного ответа, «автоматизм» в заполнении, в итоге может приводить к искажению результатов тестирования.
|
|
Неструктурированные, открытые вопросы позволяют отвечать в свободной форме, что дает более точные результаты тестирования, но в значительной степени усложняет обработку результатов. Зачастую это отнимает много времени и у респондента, и у специалиста. Достоинства и недостатки такого метода опроса примерно уравновешивают друг друга.
Кроме этого, специалисту важно выбрать основной тип вопросов, которые он будет использовать: либо субъективные, когда человеку полагается решить, как бы он повел себя в той или иной ситуации, либо проективные, которые задаются в третьем лице и в целом не указывают
Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
· Субъективные — проективные
Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.