| ЭТАП | ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПА | АВТОРЫ |
| Появление термина Эпоха Античности Древний Рим | Первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли и души человека | Цицерон |
| Эпоха Просвещения, XVIII век | Оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком) | французский просветитель Ж.-Ж. Руссо |
| Эпоха Просвещения, первая половина XIX в. | Духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект | И.Г. Гердер, немецкая философия: И. Кант, В. фон Гумбольдт, Г. Фихте |
| Марксизм | Разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса | К. Маркс, Ф. Энгельс |
| Эволюционизм, Функционализм, теория культуры | Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов. Аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции находятся в единой динамичной системе | Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, В. Оствальд, О. Шпенглер, Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун |
| Английская и русская антропология | Отождествление понятий культура и цивилизация | Н.Я. Данилевский, Э.Б. Тайлор, А.Д. Тойнби |
| Немецкая и русская философия | Противопоставление понятий культура и цивилизация | М. Вебер, Ф. Теннис, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев |
| Функционализм | Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и в отношению к целому | Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун |
| Культурный релятивизм | Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности | М. Херсковец |
| Психологическая антропология, психоанализ | Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру | З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм |
| Структурализм | Распространение метода структурной лин гвистики на различные области социокуль турной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры | К. Леви-Строс |






